Субъекты политики и социальные носители власти, их взаимоотношения
Субъекты политики
Политические отношения складываются как отношения между отдельными субъектами политики, т.е. между теми социальными субъектами, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и: в определенной степени влияют на политику. Однако вся история развития общества неоднократно доказывает. что окапывать реальное политическое влияние на общественное развитие может' далеко не каждый субъект политических отношений. В качестве социальных субъектов выступают народы, большие социальные группы (классы, нации), различные общественные объединения, индивиды. Понятно, что степень их воздействия на политику неодинакова, а их роль в формировании властных отношений зависит от многих факторов. Поэтому важно выяснить, когда, при каких условиях, обладая какими качествами социальный субъект становится субъектом политики.
Субъекты политики характеризуются следующими специфическими чертами:
1. Способностью действовать свободно и самостоятельно. Это означает, что социальный субъект осознанно защищает свои интересы и всей деятельностью стремится к достижению цели, выбирая необходимые средства для ее достижения.
2. Способностью к самоорганизации, умением определить цели и задачи, развития, концентрировать все свои усилия (действия) на достижении главных из них с учетом конкретных исторических условий.
3. Способностью воздействовать на общественные интересы, умением вызывать существенные изменения в политических отношениях путем организации действий и руководства ими для реализации своих потребностей и интересов.
Выделенные черты раскрывают многомерную, сложную характеристику субъекта политики. На этом основании можно дать его развернутое определение.
Субъектом политики является тот социальный субъект, который способен относительно самостоятельно участвовать в политике; оказывать влияние на положение других и вызывать существенные изменения в политических отношениях в соответствии со своими интересами. Действия социальных субъектов непосредственно или опосредованно связаны с функционированием власти. Они оказывают на власть определяющее или косвенное воздействие. Поэтому важно всегда четко определять роль и значение данного субъекта в политике, которые зависят от его типа.
Классифицируя субъекты политики по типам, традиционно их подразделяют на первичные и вторичные.
Первичные — это большие и малые социальные группы, представляющие собой организационные целостности, объединенные совокупностью общих интересов и целей и определяющие сущность властных отношений в обществе (классы, социальные слои, нации, религиозно-этнические общности, маргинальные группы и т.д.) Первичные субъекты политики в свою очередь подразделяются на основные (основные классы данной формации) и неосновные (остальные социальные группы). Основные субъекты политики — это те социальные субъекты, которые определяют основное экономическое противоречие в обществе и оказывают существенное влияние на власть. Неосновные субъекты политики — это все остальные социальные группы, которые усиливают или ослабляют действия основных субъектов. но существенного влияния на политику не оказывают.
Большие социальные группы являются не только основными субъектами политики, но и конечными субъектами политических (властных) отношений. Такое их положение в обществе определятся многими факторами: 1. В классовом обществе политика не может отражать в равной степени интересы всех социальных групп. Любая реальная политика общества является реализацией интересов, той группы, которая обладает властью. 2. Именно интересы и цели больших социальных групп создают основы политики, их борьба и взаимодействие определяет сущность политики в данном обществе и на данном этапе его жизни. 3. Большие социальные группы создают предпосылки и являются социальной базой для появления и функционирования политических организаций. В политической борьбе всегда следует видеть за борьбой организаций борьбу классов. 4. Расстановка сил во взаимоотношениях больших, социальных групп показывает возможности «участия» в политике неосновных субъектов политики. 5. Степень «доверия в политике» той или иной политической организации или учреждению в первую очередь определяется доверием со стороны больших социальных групп. «Кризис доверия» власти означает необходимость смены этой власти.
Вторичные субъекты политики являются производными от первичных. В генетическом плане они появляются как реакция на потребности определенных социальных групп. В функциональном — выполняют служебную и исполнительную роль в отношении социальных групп. В политике они различаются по уровню самостоятельности, активности, эффективности деятельности.
Среди вторичных субъектов политики выделяют:
1. Посреднические — различные организации и институты, действующие в масштабах всего общества, а также те общественно-политические организации и движения, которые имеют массовый и нелокальный характер (государственные органы, пропагандистские институты, политические партии, церковь и т.д.). Они выполняют своеобразную функцию связи между большой социальной группой и личностью, между различными социальными группами, помогают осознать личности ее социальную принадлежность и выяснить отношение с другими социальными субъектами, способствуют в определенной степени интеграции общества.
2. Непосредственные субъекты политики представляют собой микроструктуры общества: малые социальные группы, звенья и ячейки общественных организаций и институтов, отдельные личности, которые являются непосредственными участниками политических событий и исполнителями конкретных политических действий. Именно они, используя различные средства, непосредственно влияют на политические процессы в обществе. Воздействуя через них на политику, большие социальные группы осуществляют борьбу за власть в государстве и за способ ее функционирования.
Типологию субъектов политики можно провести и по конечному показателю. Тогда все их многообразие сводится к двум видам: единичные (индивиды, включенные в политику) и интегративные (социальные группы и общности). Но данная типология не раскрывает сущностных характеристик этих субъектов политики и может быть использована только как дополнительная.
Любой субъект политики при определенных условиях может стать социальным носителем политической власти. Однако далеко не каждый из них может стать реальным обладателем власти.
Социальные носители власти
Основными носителями политической власти в обществе являются: социальные общности, государство, политические партии, руководящие центры общественных движений и организаций, правящие круги или господствующие слои (правящие элиты, бюрократия и т.д.), группы партикулярных интересов или группы давления (лобби и т.д.), а также лидер, реально обладающий всей полнотой власти.
Наиболее крупными носителями политической власти выступают классы. Являясь основным и конечным субъектом политики, классы вступают в сферу политической борьбы и отличаются от других социальных групп наибольшей организованностью и более высоким уровнем самостоятельности. Классическое определение классов было дано В.И.Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в за конах) к средствам производства, по их роли в общественной организации груда, а, следовательно, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (Поли. собр. соч. — Т. 39., С.15.). Это определение показывает, что место, роль, а, следовательно, и цели классов в обществе различные. Основным классобразующим признаком является отношение к средствам производства, что определяет экономические и соответственно политические интересы классов. Ведь именно собственность составляет основу борьбы за власть.
Современная зарубежная политология активно использует понятие «класс». Причем вслед за К.Марксом и М.Вебером нынешние исследователи рассматривают экономический признак в качестве основного (хотя и не единственного) для выделения классов. В западной политологии традиционным стало деление современного общества на следующие классы:
< высший класс — люди, владеющие собственностью или осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением (крупные промышленники, финансовые магнаты и т.д.),
< средний класс — служащие и профессионалы, т. е. работники высшей квалификации, так называемые «белые воротнички»;
< рабочий класс — люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом («синие воротнички»);
< крестьяне — люди, занятые преимущественно сельскохозяйственным трудом.
Главным носителем политической власти естественно будет господствующий класс. Но, вполне понятно, что класс может быть субъектом политики, а вот носителем политической власти будет лишь та его часть, которая составляет авангард этого класса, т.е. его элиту. Господствующее положение определяется ведущей ролью этого класса в экономической, политической и др. сферах жизнедеятельности общества.
Носителем политической власти в обществе могут выступать и социальные группы. Многообразие этих групп в каждом конкретном обществе не позволяет рассмотреть их все. Поэтому назовем лишь основные: социально-демографические, имеющие поло возрастные отличия; этнические, различающиеся по культурным, языковым, национальным признакам; внутриклассовые, отличающиеся по уровню квалификации и характеру труда, профессиональные группы; территориальные общности; религиозные социальные группы и т. д. Их роль в политической жизни общества невелика. И хотя они могут обладать реальной политической властью, но сами по себе они не являются основными субъектами политики. Как носитель политической власти в обществе эти группы выступают лишь при вхождении их в состав правящих кругов, политических партий или больших социальных групп.
Носителем политической власти в обществе могут выступать нации и народности. Нация — это исторически устойчивая общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономической жизни, языка, нравов, обычаев, традиций, культуры, психологии. Нации и народности неоднородны по своему составу и вполне понятно, что нация может быть субъектом политики, а вот носителем политической власти будет лишь та ее часть, которая занимает господствующее положение в обществе (т.е. относится к господствующему классу или принадлежит к правящим кругам). Нация как целостность может выступать носителем политической власти лишь при определенных условиях (например, национально-освободительная борьба).
Важным носителем политической власти в обществе выступает государство, главным признаком которого является обладание государственной властью как высшей формой политической власти. Государство формирует и изменяет сущность властных отношений в обществе, выступает как инструмент осуществления власти в руках господствующего класса и поддерживает свое господство с помощью определенной системы права.
Особенностями государства как непосредственного носителя политической власти являются: четкая и формализованная (обычно закрепленная законом) структурная иерархия его органов, легальное и общепризнанное использование в своей деятельности принуждения и насилия; законодательно-правовая основа применения основных властных методов; распространение своих властно-управленических функций практически на все сферы жизнедеятельности общества; осуществление основного объема управления; поддержание стабильности существующей политической системы путем согласования и координации деятельности основных политических сил общества, решение всех основных вопросов внутренней и внешней политики от имени всего общества.
В современных условиях все более значительными носителя ми политической власти становятся политические партии и организации. Представляя собой влиятельную политическую силу, они защищают и реализуют интересы тех социальных групп, которые их поддерживают. Целью деятельности любых партий является борьба за обладание политической властью. Специфика их деятельности как непосредственных носителей власти сводится к разработке и выдвижению целостных программ и целей развития общества или решения отдельной проблемы, с которой данное общество сталкивается. Деятельность различных партий способствует развитию плюрализма, позволяет осуществлять конкуренцию между различными политическими движениями, их программами, целя ми. Партии без политики, без власти существовать не могут.
Что же касается общественных движений и организаций, то они являются субъектами политики, а вот непосредственными носителями политической власти выступают лишь их руководящие центры. Общественные организации способны оказать давление на власть путем организации массовых выступлений. Крупные (прежде всего, материально независимые) общественные организации даже могут оказать финансовую поддержку определенной политической силе, обоснованно связывая надежду на реализацию своих интересов с ее успехом на выборах.
Руководящие центры общественных организаций, как непосредственные носители власти, представляя интересы своей организации, организуют политическую борьбу данной группы или заключают союзы, компромиссы с другими общественными объединениями, вырабатывают и формулируют политические программы, организует деятельность организации в рамках существую щей политической системы по реализации выработанных программ, разрабатывают определенную идеологию и распространяют ее в обществе.
Важное место среди социальных носителей политической власти занимают группы партикулярных интересов или группы давления, которые представляют собой организации самого разного типа (предпринимательские, профессиональные, религиозные и т.д.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются влиять на нее для реализации своих специфических интересов. Они, не имея власти, не правят самостоятельно, но путем давления оказывают существенное влияние на правящую элиту. Влияние групп давления определяется их экономическим могуществом и ролью, которую они играют в обществе в целом. При определенных условиях группы давления могут получить политическую власть. Это связано с социальными переворотами и сменой власти. Но, учитывая, что власть не является главной целью их существования, они передают эту власть другим субъектам политики. Методы воздействия на властные структуры со стороны групп давления могут быть самые различные: от убеждения до прямого действия. Руководители групп давления имеют прямые связи с правящей элитой, а иногда и входят в ее состав или действуют через «доверенных лиц» в государственном аппарате.
Замыкают систему социальных носителей власти политические лидеры. Сама по себе проблема лидера сложная и заслуживает самостоятельного детального рассмотрения. Отметим здесь только, что политический лидер - это человек, который в силу определенных социально-психологических черт, своему общественному положению может влиять на политическую жизнь страны и ее развитие. Обычно к политическим лидерам относят руководителей государства, политических партий, т.е. тех лиц, которые обладают реальной политической властью. Чем выше степень соответствия политического лидера потребностям общественного развития, тем более существенно его влияние на ход политического процесса.
Выделенные нами социальные субъекты власти могут и не присутствовать в той или иной политической системе, а могут и довольно четко проявлять свое влияние в обществе, существуя в определенной взаимозависимости друг с другом. Но все они оказывают определенное влияние на сущность власти и выражают интересы господствующей социальной группы (класса).
Среди социальных носителей политической власти наиболее значительное место занимают правящие круги или господствующие слои. Это они вырабатывают цели деятельности, принимают решения о формах и средствах осуществления власти, активно участвуют в политическом процессе. На первом месте здесь обычно выделяют правящие элиты.