Семья как социальный институт, ее структура, типы и функции.
Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи: малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками.
Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью.
По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством норм и санкций.
Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности.
Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.
Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции:
• воспроизводства населения,
• хозяйственно-экономическую,
• воспитательную,
• рекреационную,
• социального контроля.
При этом считается, что семья – это и есть испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями. С этим можно и нужно согласиться. Но, с другой стороны, выполняя свою функцию передачи социального опыта, институт семьи не ограничивается только тем опытом, который приемлем с точки зрения интересов общества. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.
Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.
Деторождение, например, важнейшая функция семьи. Однако семья параллельно принимает активное участие и в процессе воз-растания патологического груза в населении; женщины с начальным образованием, как свидетельствует статистика, рожают в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем женщины с высшим образованием; время, которое женщина тратит на выполнение домашних обязанностей не оставляет возможности ей развивать свои профессиональные качества, тормозит социально-профессиональный и квалификационный рост и т. д.
Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).
В качестве малой социальной группы семья рассматривается, когда речь идет о внутренних связях в семье. Такое рассмотрение позволяет решать вопросы о мотивах и причинах вступления в брак и разводах, динамики супружеских отношений и т. д.
В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:
1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).
2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).
В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:
1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);
2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).
Типы семей по наличию супругов: полная и неполная.
Типы семей по наличию и количеству детей: многодетная, среднедетная, однодетная, бездетная.
С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные.
Наряду со структурой родства и структурой власти в семье выделяют структуру коммуникаций и ролевую структуру.
Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи [2]:
- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);
- воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);
- хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);
- духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);
-социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);
- экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);
- сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);
- досуговая (организация совместного отдыха);
- эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);
- сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).
Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.
В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи:
• добрачный,
• создание семьи,
• становление молодой семьи,
• рождение ребенка (детей),
• воспитание,
• функционирование семьи,
• регулирование межличностных отношений,
• распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга).
Развитие семьи, ее типы зависят не только от экономики общества, но и от социальной структуры. Семья во многом зависит от общего состояния духовной жизни общества.
50. Роль школы и учителя в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни.
Формирование сознательной активной личности – важнейшая задача государства. В её решении – ключ к выполнению всех других задач - производственно – экономических, социально – политических, к дальнейшему подъёму всех сфер общественной жизни.
Учитывая, что в формировании личности главную роль играют родители (из того, что воспитывается, 50% дает мать, 38% - отец), подготовке школьников и студентов к семейной жизни придается первостепенное значение.
Воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную семью, является конечной целью воспитательной работы, осуществляемой родителями, учебными учреждениями и средствами массовой информации.
Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры семейных отношений, присущих эгалитарной семье.
В основе базовой культуры эгалитарной семьи лежит умение решать проблемы методом конструктивного спора. Поэтому формирование культуры семейных отношений надо начинать с освоения навыков ведения конструктивного спора.
Для решения этих задач предлагается применить метод психотерапевтической коррекции межличностных отношений.
Воспитательный процесс, согласно психотерапевтической коррекции, представляет собой систему мероприятий, состоящую из трех компонентов: соответственно трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия: когнитивного (информационного), аффективного (эмоционального), конативного (поведенческого).
Задачей первого, когнитивного компонента, является ликвидация дефицита информации путем последовательного и планомерного повышения уровня знаний, осведомленности учащихся в вопросах общения, формирования личности и межличностных отношений; создание поведенческой модели; формирование установок.
Практически, это изучение микросоциологии, этики, психологии, логики, социологии и других наук о человеке. Но изучать их надо не каждую в отдельности, а в виде единого курса, который можно назвать “Человековедение”. Особое значение на данном этапе придаётся изучению структуры и законов (морали) малых социальных групп.
Второй компонент – аффективный. На этом этапе учат управлять своими эмоциями, обучают навыкам эмпатической терапии, раскрывают связь между эмоциями и поведением.
Задача третьего конативного компонента – оптимизация межличностных отношений и поведенческих реакций путем обучения правильному поведению.
Конативный компонент состоит из 6-ти этапов:
1 Диагностический этап.
2 Информационно-разъяснительный этап. Его задача – ответить на вопросы: “Почему мы такие, какие есть?”, “Почему мы поступаем так, а не иначе?”, “Что необходимо сделать, чтобы межличностные отношения в семье были построены, преимущественно, на принципах равноправного сотрудничества?”.
3-й этап – этап психологической аверсии. Его задачей является выработка негативного отношения к своему поведению (авторитарно-конфликтным отношениям).
4-й этап – реконструктивный. Его цель – формирование новых установок, и в первую очередь, на равноправное сотрудничество.
5-й этап – коммуникационный тренинг. Он направлен на формирование навыков общения, навыков решения проблем, на формирование межличностных отношений.
6-й этап – планирование деятельности. На этом этапе учащиеся планируют свою деятельность, заключают договора между классом и преподавателем, заключают внутрисемейные договора, решают конкретные проблемы, стоящие перед классом и семьей.
К составлению договора приступают только после того, как все члены группы овладеют навыками конструктивного спора. Договор составляется согласно функциям группы и оформляется в виде письменного соглашения.
Разрабатывать программы воспитания предлагается в два этапа. На первом этапе разрабатываются три вида примерных программ:
Идеальная программа.
Программа сегодняшнего дня.
Перспективные программы.
Каждая программа мультидисциплинарна и строится в виде единого курса.
1. Идеальная программа – это то, что мы хотели бы дать учащимся в идеале.
2. Программа сегодняшнего дня – это то, что мы можем дать сегодня, используя только внутренние резервы учебного учреждения, без дополнительного финансирования.
3. Перспективная программа – это то, что мы можем дать учащимся в недалеком будущем.
Второй и третий вид программ разрабатывается на базе идеальной программы с учетом возраста учащихся, типа учебного учреждения, а для высшей школы – для каждого факультета отдельно.
Механизм реализации программы воспитания предусматривает проведение следующих мероприятий:
1.Подготовить педагогов-психологов по семейному воспитанию.
2.Подготовить врачей-психотерапевтов по семейному воспитанию.
3.Организовать для преподавателей тренинг по формированию навыков решения проблем методом конструктивного спора.
4. Ввести во все учебные заведения предмет “Этика и психология семейной жизни”.
5. Разработать и издать методическую литературу по семейному воспитанию.
После разработки примерных программ приступают к составлению рабочих программ.
К сожалению, воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную семью, возможно (если вообще возможно), только, при глубокой перестройке всей системы воспитания, что на сегодняшний день не представляется возможным. Поэтому предлагаю решать эту задачу поэтапно.
На первом этапе воспитательный процесс должен быть направлен на решение двух задач:
1. Формирование личности, умеющей и желающей решать проблемы методом конструктивного моноспора;
2. Формирование зрелой личности. ( Зрелая личность – это личность знающая структуру малых социальных групп, законы (мораль) действующие в них и осознано строящей свое поведение).
Для решения этих задач, предлагается следующая
программа воспитания.
Когнитивный (информационный) компонент.
1. Цель и смысл жизни.
2. Тезис, аргумент, демонстрация. Гипотеза, теория, истина. Спор. Классификация спора. Конструктивный и неконструктивный спор.
3. Типы малых социальных групп (авторитарная, конфликтная, эгалитарная).
4. Мораль, по которой мы живем (решают проблемы методом неконструктивного спора и т. д.).
5. Мораль, по которой мы хотели бы жить (решают проблемы методом конструктивного спора и т. д.)
6. Почему мы не решаем проблемы методом конструктивного полиспора? Вопрос рассматривается с позиции:
а) межличностных отношений;
б) морали (законов) малой социальной группы (авторитарной, конфликтной, эгалитарной);
в) потребностей;
г) теорий воспитания;
д.) и других гипотез.
7. Что необходимо сделать, чтобы мы решали проблемы методом конструктивного спора?
Аффективный (эмоциональный) компонент.
Эмоции и их функции.
Обучают неагрессивно высказывать свое мнение.
Обучают самоконтролю.
Конативный (поведенческий ) компонент.
ü Формирование навыков решения проблем (задач, вопросов) методом конструктивного моноспора. Тренинг осуществляется в школе на школьных уроках и дома при усвоении учебного материала. Для решения данной задачи предлагается излагать учебный материал в виде конструктивного моноспора между различными точками зрения по алгоритму: тезис, демонстрация, опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации, результат (тезис доказан, тезис не доказан, тезис является гипотезой, тезис является теорией).
1. Формирование навыков решения проблем методом конструктивного полиспора.
Формирование навыков осуществляется:
а) на классных часах во время решения различных проблем, стоящих перед классом;
б) во время оказания психологической помощи учащимся при возникновении конфликтов между учащимися, учащимися и педагогами, детьми и родителями;
в) во время проведения коммуникационного тренинга.