Некоторые проблемы реформирований государственного устройства в современной России

Унитарное государство

Федеративное государство

Конфедерация

Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации и конфедерации.

Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное - это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы.

Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).

Федерация - это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со сво­им административно-территориальным делением и законодательством.

В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.

Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли за собой право выхода или добивались этого права различными способами, в том числе с помощью международного сообщества, как, на пример, Польша и Финляндия.

Конфедерация – как правило, достаточно рыхлое недолговечное объединение государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.

По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию, а по способам применения или реализации самостоятельности - унитарное государство. Право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.

После распада СССР перед Россией остро встал вопрос о формировании новой государственности, о принятии новой Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации.

В России сформировалась конституционно-договорная федерация, то есть наряду с Конституцией отношения между центром и субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров. На начало 1998 г. было подписано уже 40 подобных договоров.

Государственная власть в Российской Федерации

1. Президент РФ

Федеральное собрание РФ

Правительство РФ

Суды РФ

Президент РФ.

• является главой государства;

• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

• принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

• обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

• определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства;

• представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

К ведению Совета Федерации относится:

• утверждение изменений границ между субъектами РФ;

• утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

• назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;

• назначение на должность судей Конституционного Суда и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее;

• решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами государства.

К ведению Государственной Думы относится:

• дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ;

• решение вопроса о доверии Правительству;

•назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ;

• объявление амнистии;

• выдвижение обвинений против Президента РФ для отрешения его от должности.

Правительство РФ:

• осуществляет исполнительную власть;

• разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

• обеспечивает проведение в РФ единой финансово-кредитной и денежной политики;

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Суды РФ:

Конституционный Суд:

• разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов Федерации Конституции РФ;

• разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;

• дает толкование Конституции РФ;

• дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений Президенту РФ.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Гражданское общество

1. Определение гражданского общества

Наши рекомендации