Некоторые проблемы реформирований государственного устройства в современной России
Унитарное государство
Федеративное государство
Конфедерация
Государственное устройство России исторически складывалась так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации и конфедерации.
Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное - это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая и денежная системы.
Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).
Федерация - это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством.
В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.
Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли за собой право выхода или добивались этого права различными способами, в том числе с помощью международного сообщества, как, на пример, Польша и Финляндия.
Конфедерация – как правило, достаточно рыхлое недолговечное объединение государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.
По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию, а по способам применения или реализации самостоятельности - унитарное государство. Право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.
После распада СССР перед Россией остро встал вопрос о формировании новой государственности, о принятии новой Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации.
В России сформировалась конституционно-договорная федерация, то есть наряду с Конституцией отношения между центром и субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров. На начало 1998 г. было подписано уже 40 подобных договоров.
Государственная власть в Российской Федерации
1. Президент РФ
Федеральное собрание РФ
Правительство РФ
Суды РФ
Президент РФ.
• является главой государства;
• является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
• принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
• обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
• определяет основные направления внутренней ивнешней политики государства;
• представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
К ведению Совета Федерации относится:
• утверждение изменений границ между субъектами РФ;
• утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
• назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности;
• назначение на должность судей Конституционного Суда и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее;
• решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами государства.
К ведению Государственной Думы относится:
• дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ;
• решение вопроса о доверии Правительству;
•назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ;
• объявление амнистии;
• выдвижение обвинений против Президента РФ для отрешения его от должности.
Правительство РФ:
• осуществляет исполнительную власть;
• разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
• обеспечивает проведение в РФ единой финансово-кредитной и денежной политики;
• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
• осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
Суды РФ:
Конституционный Суд:
• разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов Федерации Конституции РФ;
• разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;
• дает толкование Конституции РФ;
• дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений Президенту РФ.
Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Гражданское общество
1. Определение гражданского общества