Особенности развития конфликтов
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
Осмысление природы конфликтов в общественной жизни не
могло остановиться на рассуждениях Аристотеля и Томаса Гоббса.
Развитие различных регионов мира, становление капитализма,
войны и революции, происходившие в Европе в XVII-XIX вв.,
давали богатый материал для размышлений и для теоретических
выводов мыслителям самых разных направлений.
Во второй половине XIX в. большое распространение в Евро-
пе, а вслед за нею и в России получила марксистская интерпрета-
ция исторического процесса. В основу этой концепции была по-
ложена теория классовой борьбы как главной и доминирующей
формы конфликта, пронизывающего всю историю человечества
и принимающего своеобразные формы на разных этапах этой ис-
тории. Для капиталистической общественно-экономической фор-
мации главным стержнем являлась борьба между трудом и капи-
талом, или между рабочим классом и классом буржуазии. С точ-
ки зрения тех позиций, которые разрабатывались основополож-
никами и последователями марксистской теории, государство, как
и другие политические институты, не являлось ни представите-
лем интересов всего общества, ни арбитром в споре между кон-
фликтующими группировками. Всякое государство - лишь ко-
">7
митет, управляющий делами господствующего класса. Оно - по
определению - носит классовый характер. Сам конфликт между
классами принимает развитые формы лишь тогда, когда эксплуа-
тируемая масса осознает действительную роль политических ин-
ститутов, когда острие борьбы оказывается направленным имен-
но против политического устройства общества, против государ-
ства. В ниспровержении старых форм государственности и в ус-
тановлении новых ее форм европейские и российские марксисты
видели суть пролетарской, социалистической революции.
Наиболее известные современные историки общественной мыс-
ли, как, например, Ральф Дарендорф (Германия) или Антони Гид-
денс (Великобритания), рассматривают марксизм в качестве весь-
ма влиятельного направления, которое оказывает значительное воз-
действие на формирование сложившихся ныне способов понима-
ния действительности. Они подчеркивают, что в теории марксизма
был обобщен опыт европейской истории, в особенности таких ее
важнейших событий или процессов, как индустриальная револю-
ция в Англии и Великая Французская буржуазная революция (1789-
1793). Девятнадцатое столетие в Европе действительно прошло под
знаменем острой политической борьбы между рабочим классом и
классом предпринимателей. Рабочие европейских стран добились
восьмичасового рабочего дня, законодательного запрещения исполь-
зования детского труда на фабриках, создания не только системы
рабочего и трудового законодательства, но и парламентских инсти-
тутов, гарантирующих претворение в жизнь соответствующих прав.
В подавляющем большинстве европейских стран классовый кон-
фликт развивался таким образом, что государство должно было
принимать законы под воздействием классовой борьбы, под воз-
действием рабочего класса, сформировавшего свои профессиональ-
ные и политические организации. Политические партии социал-
демократического характера и национальные профсоюзы заняли
важное место в политической жизни всех развитых европейских
стран. Экономически господствующий класс предпочитал уступки
рабочему движению, оформленные с помощью законодательства и
права, тем потрясениям и разрушениям, которые могли бы после-
довать в случае его неуступчивости и пример которых демонстри-
ровал опыт российской политической истории.
Европейское общество вошло благодаря этому в XX в. с боль-
шим опытом разрешения и примирения конфликтов. В ходе ост-
рой политической борьбы вырабатывалась культура компромис-
са - основа основ европейской политической жизни.
Не менее важен и интересен был в этом отношении и опыт
США. XIX в. для этой страны, особенно начало века, - век ин-
дивидуализма, ожесточенной конкурентной борьбы. Это время,
порождающее своеобразный психологический типаж американ-
ца, известный под названием 5е1г-опепгеа регкопаШу, т.е. личнос-
ти, ориентированной на самое себя. Этот человек не мог пола-
гаться на защиту закона и должен был сам отстаивать свое право
на жизнь, нередко это приходилось делать с оружием в руках.
Рассказы Джека Лондона, повести Фолкнера дают достаточно
яркое представление об американское культуре этого времени.
Классовый конфликт в США развивался несколько в иных фор-
мах, чем это было в Европе. В середине прошлого века он перемес-
тился в сторону конфликта между Севером, представлявшим инте-
ресы индустриального развития страны, и Югом - сосредоточени-
ем своеобразной феодальной суверенности штатов, господствующие
круги которых развивались на экономической основе рабского тру-
да чернокожих. Гражданская война между Севером и Югом разре-
шила этот конфликт в пользу капиталистического способа произ-
водства и отмены рабства. Таким образом сложились предпосыл-
ки для формирования современных Соединенных Штатов Аме-
рики. США, следовательно, прошли в своем историческом раз-
витии через известную и разрушительную фазу насилия, которое
послужило уроком для будущих поколений граждан этой страны.
По мере преодоления наследия гражданской войны уходила и
культура <дикого Запада>, основным атрибутом которой был шес-
тизарядный кольт. Становление бизнеса в крупных масштабах
оказалось несовместимо с произволом и неожиданностью соци-
ального поведения личностей, ориентированных на себя. Посте-
пенно крупные формы и монополии перерабатывали огромный
человеческий материал, превращая 5е1т-опеп1еа рег8опа1ку в о1Ь-
ег-опеШеа регеопаИгу, в совершенно иной социально-психологи-
ческий типаж, формирующийся под доминирующим воздействи-
ем бюрократической культуры. Этот процесс переработки чело-
веческого материала зафиксирован не только в художественной,
но и в социологической литературе. Речь идет об исследованиях
Уайта <Человек организации> и о знаменитой книге Дэвида Рис-
мена <Толпа одиноких>.
В ходе этих преобразований формировалась своеобразная куль-
тура преобразования и разрешения конфликтов. В отличие от Ев-
ропы, в США гораздо меньшее значение имеет при разрешении
конфликтов общефедеральное или общегосударственное законода-
тельство. Гораздо большее значение приобретают фирмы и ком-
пании, с одной стороны, а с другой стороны, - местные власти.
Кризис конца 20-х годов, или экономическая депрессия, как его
называют, сыграл огромную роль в формировании американской
культуры преодоления конфликтов. Именно в это время под ру-
ководством социального психолога Элтона Мэйо была проведена
серия экспериментов по организации производства, в ходе кото-
рых возникла теория человеческих отношений, упорно отвергав-
шаяся догматическим марксизмом. Суть этой теории в выявлении
психологической составляющей как самостоятельного и очень важ-
ного компонента организации производственного процесса. При-
знание значимости работника как человеческого существа опро-
вергало рационалистический тейлоровский подход к организации
производства. Новые подходы исходили из той предпосылки, что
работник - человек и гражданин, а не простая функция производ-
ственного технологического процесса. Открытие Мэйо способст-
вовало изменению психологического климата на производстве и
прежде всего в деятельности больших компаний и предприятий.
Управленческий персонал обязан был получить багаж определен-
ных социологических и психологических сведений и навыков,
применение которых предотвращало производственные конфлик-
ты и обеспечивало стабильность экономической деятельности.
В политическом плане чрезвычайно важным был <новый курс>,
предложенный Ф.Д. Рузвельтом, в основу которого была положе-
на идея гражданственности, ограничения аппетитов монополий
во имя национальных интересов. Можно сказать, что <новый курс>
и концепция человеческих отношений стали общезначимыми цен-
ностями американского образа жизни, сыгравшими огромную роль
в практике предотвращения конфликтов и их регулирования. Те-
перь каждый американец воспитывается на основе усвоения таких
истин: конфликты существуют, они правомерны и избежать их
невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные ин-
тересы, которые он вправе отстаивать; однако обострение кон-
фликта способно нанести людям, участвующим в этих конфлик-
тах, гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который мож-
но было бы ожидать, настаивая на своих собственных интересах -
ибо другие люди также обладают своими интересами, и они будут
их отстаивать с не меньшим энтузиазмом, если дело дойдет до
угрозы их ущемления; лучший способ добиться реализации своих
интересов - открытый переговорный процесс с теми, от кого за-
висит возможность реализации этих интересов. В конце концов
можно найти такой вариант в ходе переговоров, при котором ни
одна из сторон не будет ущемлена. Примером такой переговорной
практики являются рыночные отношения, отношения договора и
сделки, в ходе которых всегда идет определенная прикидка воз-
можных выгод и потерь от той или иной акции.
Весьма интересно и развитие внутреннего политического кон-
фликта в американском обществе, характеризующемся достаточ-
но высокой степенью стабильности и устойчивости. Механизм
этой устойчивости в значительной мере обусловлен ритмом по-
литической жизни США - четырехлетним сроком президент-
ского мандата в соответствии с Конституцией. Автор книги <Со-
циальный конфликт и социальные движения> Антони Обершелл
- один из наиболее известных представителей социологии кон-
фликта - так характеризует противостояние двух основных по-
литических традиций в рамках американской демократии:
<внутри американской демократической политической тради-
ции, основанной на идеалах политического равенства и принци-
пах народного суверенитета и правления большинства, всегда су-
ществовала и будет существовать - и скорее всего будет существо-
вать всегда - напряженность между элитистской (Гамильтонов-
ской) и популистской (Джефферсоновской) ориентациями. Дей-
ствительно, каким образом предпочтения большинства народа могут
быть превращены в закон? Те, кто не доверяют народной мудрос-
ти, и те, кто, напротив, не доверяют мотивам народных избранни-
ков и хотят минимизировать неравенства, являющиеся результа-
том политической дифференциации граждан, предпочитают раз-
личные формы структурной организации претворения демократи-
ческих принципов в жизнь. Популисты считают, что законодате-
ли - это необходимое зло и они должны быть лишь исполнителя-
ми народной воли. Элитисты рассматривают законодателей в ка-
честве полезного посредника между предрассудками обществен-
ного мнения и формированием общественной политики. Попу-
листы выступают за частые и прямые выборы, имея в виду, что
первичные выборы проверяют влияние партийных боссов, дейст-
вующих группами и объединенно. Они используют референдум
как противовес влиянию законодателей. Элитисты находятся в
оппозиции к этим институтам. Распространение элитизма подры-
вает демократию в пользу олигархии. А распространение популиз-
ма вполне может содействовать установлению диктатуры и подав-
лению прав меньшинств нетерпеливым большинством. Успех де-
мократической традиции в значительной мере основывается на
противоречиях и напряженности, существующей между этими дву-
мя конфликтующими ориентациями, так как это позволяет обес-
печить реформирование и перестройку демократических институ-
тов изнутри в соответствии с новыми обстоятельствами и новыми
политическими силами> (11).
Мы привели это высказывание Обершелла для того, чтобы
проиллюстрировать наличие по меньшей мере двух трактовок са-
мой демократии - популистской и элитистской, - которые ока-
зываются весьма существенными даже при условиях функциони-
рования хорошо отлаженных институтов демократического устрой-
ства общества. Позиция Обершелла лишь иллюстрирует тезис о
весьма высокой сложности демократического общественного уст-
ройства, которая не просматривается при одномерном противопо-
ставлении демократии и тоталитаризма (12).