Тема 5. Образование Казахского ханства. Казахское ханство в XV-XVI вв.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Недели семестра | Всего | |||||||||||||||
Семинар | ||||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Итого |
ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА:Школьный курс всемирной истории, истории Казахстана.
ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА:Культурология, духовное наследие казахского народа, политология, философия, социология, этика, экономическая история.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
История Казахстана с древнейших времен до наших дней представляет собой важную часть всемирной истории, поэтому её изучение занимает важное место в формировании исторического сознания. Курс истории Казахстана является обязательной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных дисциплин и введен в учебные планы всех специальностей высших учебных заведений.
Преподавание истории Казахстана на современном этапе должно учитывать, что история – это самостоятельная и специфическая область человеческой культуры, «живая система», включенная в современный социокультурный контекст. История Казахстана – память казахского и других народов, проживавших и проживающих на территории независимого государства Республики Казахстан. История Казахстана – наука, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.
Цель учебной дисциплины «История Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа, дать представление традиционном хозяйстве, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуре; ознакомить студентов с основным кругом актуальных и приоритетных проблем истории; обучить использованию научного метода познания и формирование научного мировоззрения.
Задачи курса:
- изучить и освоить богатый фактический материал;
- формировать творческое мышление у студентов путем применения методики проблемных лекций;
- определить место истории Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфики ее объекта и предмета, наиболее актуальных проблем;
- сформировать представление о роли истории и исторической науки, ее отраслей и направлений, социальных и политических проблем на определенных периодах истории, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Лекционные занятия
Тема 1. Введение в историю Казахстана. Древняя история Казахстана.
Предмет, задачи курса. Понятия «историография», «источниковедение», группы исторических источников. Периодизация истории Казахстана. Особенности эпохи камня и бронзы.
Тема 2. Ранние государственные образования на территории Казахстана.
Особенности эпохи. Номадизм как тип производящей экономики. Особенности политического и культурного развития, социальных отношений племен саков, усуней, кангюев, хунну.
Тема 3. Тюркский период в истории Казахстана.
Особенности социально-политического развития тюркских государств. Культура тюрков (VI-XII вв.): городская культура, Великий Шелковый путь, памятники древнетюркской письменности, верования и религия тюрков. Мусульманский Ренессанс.
Тема 4. Казахстан в монгольский период (XIII-XVвв).
Казахстан накануне монгольских движений. Военные походы Чингисхана: причины и последствия. Казахстан в составе монгольских улусов. Золотая Орда: особенности политической истории, общественно-социальное устройство, этнический состав.Этнополитические объединения на территории Казахстана в XIII-XV вв.
Тема 5. Образование Казахского ханства. Казахское ханство в XV-XVI вв.
Социально-экономические, политические и этнические предпосылки образования казахской государственности. Образование Казахского ханства и его укрепление при Касым-хане. Основные этапы формирования казахской народности и ее этнический состав. Казахские жузы.