О соблюдении Протокола N 1 к Конвенции "Защита собственности". 6 страница

К источникам МНП следует отнести договоры из международной практики государств: об избежании двойного налогообложения; о предотвращении уклонения от налогообложения; о налогообложении доходов от инвестиций; о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле; об обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства; о взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; о статусе разного рода некоммерческих учреждений, создаваемых за рубежом (например, культурных центров); о принципах взаимной торговли; о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др.

Вопросы налогообложения отражены и в праве экономической интеграции. В Договоре о ЕАЭС 2014 г. (ст. ст. 71 - 73) определены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, взимания косвенных налогов, налогообложения доходов физических лиц, осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере 1999 г. В Лиссабонском договоре о функционировании ЕС (ДФЕС) налоговые положения содержатся в ст. ст. 110 - 113.

Налоговой проблематикой занимаются многие международные организации. Под эгидой ОЭСР, например, были одобрены тексты типовых (модельных) конвенций об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, на капитал, на наследуемое имущество и др., а также о взаимной помощи в налоговых вопросах. В рамках ООН был подготовлен текст Типовой конвенции об урегулировании налоговых отношений между развитыми и развивающимися государствами (1980). Налоговые аспекты присутствуют в соглашениях Марракешского пакета ВТО (ГАТТ, ГАТС).

Среди международных неправительственных организаций в налоговой сфере можно указать на Международную налоговую ассоциацию и Международное бюро налоговой документации (созданы в 1938 г.).

В настоящее время развитые страны предпринимают усилия для того, чтобы взять под контроль финансовые потоки, которые проходят через так называемые офшорные зоны (или "налоговые гавани") - страны (территории), предоставляющие слишком большой объем финансовых услуг нерезидентам, разного рода льгот (преимуществ). Так, например, в рамках Большой двадцатки (G20) выносятся рекомендации по ужесточению законодательства в офшорных зонах и сотрудничеству властей с другими государствами в части контроля за финансовыми потоками и борьбы с уклонением от уплаты налогов. В 2006 г. было принято решение "принять меры против юрисдикций, не желающих сотрудничать". ОЭСР ведет "черный список" офшоров, которые не представляют необходимой информации о налоговых и финансовых операциях. Споры по этим вопросам прошли между ОЭСР и Швейцарией, США и Швейцарией. Некоторые рекомендации по борьбе с отмыванием денег, исходящие от ФАТФ, также имеют антиофшорную направленность.

Настоящую проблему в международной системе представляет собой стремление США решать многие интернационализированные вопросы не методом двустороннего или многостороннего международно-правового регулирования, а методом одностороннего регулирования, навязывая государствам нормы национального права США принятием законов экстратерриториального действия. Примером может служить вступивший в силу в 2013 г. Закон США под названием ФАТКА (Foreign Account Tax Compliance Act - FATKA) о налогообложении иностранных счетов. По этому Закону все иностранные банки, имеющие счета лиц, происходящих из США, обязаны периодически направлять в Федеральную налоговую службу США на основе договора соответствующую информацию о финансовых операциях и балансах этих счетов. В случае отказа делать это иностранные банки будут штрафоваться путем списания 30% со всех переводов, которые направляются в их адрес американскими партнерами, либо наказываться закрытием счетов. Совершенно очевидно, что данный Закон распространяет свое действие на субъектов других национальных правовых систем. Вместо того, чтобы решать проблему путем международных договоров, США распространяют на правовые системы других государств юрисдикцию своих национальных законов. Подобную практику можно квалифицировать как "правовой гегемонизм", как отрицание международно-правового принципа суверенного равенства государств.

12.8. Международное инвестиционное право

Суть международного инвестиционного права - в обеспечении и защите права собственности, но не в узком смысле, а именно применительно лишь к собственности на зарубежные инвестиции. При этом под инвестициями понимаются обычно только так называемые прямые капиталовложения в виде участия в капиталах предприятий, а не портфельные, банковские вклады и другие перемещения капиталов.

На внутринациональном уровне режим иностранных инвестиций принципиально подпадает под компетенцию государства места нахождения инвестиционного объекта. Но активное развитие экспорта капиталов в виде инвестиций после Второй мировой войны вызвало необходимость обеспечить большую гарантированность инвестиций, нежели она может обеспечиваться национальным, часто нестабильным законодательством и юстицией стран - импортеров инвестиций. Такая гарантированность была найдена в международно-правовом регулировании, прежде всего посредством заключения двусторонних соглашений о режиме иностранных инвестиций. Начало практике заключения таких соглашений было положено развитыми странами, экспортирующими капиталы преимущественно в развивающиеся страны. В настоящее время в мире заключены сотни двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, иначе - двусторонних инвестиционных договоров (далее - ДИД <1>). Десятки ДИД заключены и Россией. Таким образом, накопленный внушительный договорно-нормативный корпус, а главное, исключительное значение перемещения миллиардных масс интернациональных капиталов и дали основания для утверждения к концу XX в. особой правовой дисциплины "Международное инвестиционное право" в качестве подотрасли международного экономического права.

--------------------------------

<1> Широко используется также английская аббревиатура - BIT (Bilateral Investment Treaty).

Общее международное право не содержит каких-либо специальных, существенных общепризнанных принципов и норм режима иностранных инвестиций. Некоторые усилия для создания базисной основы такого режима предпринимались, хотя и не очень успешно. Так, еще в 1961 г. в ОЭСР был принят регионального значения так называемый Кодекс либерализации движения капиталов, рекомендовавший государствам - членам ОЭСР постепенно упразднять ограничения движения капиталов.

Уникальной попыткой урегулирования на многосторонней основе секторального (в области энергетики) режима иностранных инвестиций являются декларативная Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Договор к ней (ДЭХ) 1994 г. с участием России, бывших социалистических стран Восточной Европы, а также стран Запада, которые, однако, изначально пытались преследовать политику использования Договора, с одной стороны, для обеспечения свободного доступа к эксплуатации российских энергоресурсов, а с другой стороны (в том числе с применением инструментария Европейского союза) - для последовательных ограничений трубопроводной транспортировки, а также дистрибуции, особенно газа, российскими компаниями на европейских рынках. Такая политика вынудила в 2009 г. Россию к отказу от участия в ДЭХ.

Вспомогательным конвенционным инструментом обеспечения общего правового режима иностранных инвестиций является Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965 г. (подписана, но не ратифицирована СССР/Россией).

Главным же правовым средством урегулирования трансграничного перемещения капиталовложений остаются упоминавшиеся ДИДы, приоритетным содержанием которых является защита интересов иностранных инвесторов, включая ТНК. Условия такой защиты (в том числе от так называемых некоммерческих, иначе - политических рисков) и являются реальным ядром ДИДов.

ДИДы содержат стандартные наборы условий. Основными являются принципы наибольшего благоприятствования и (или) национального режима. При этом крупные страны - экспортеры капиталов (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) имеют свои собственные модели ДИДов, хотя отчасти с отличающимися формулировками, но в основном с довольно единообразным набором условий (клаузул).

Одной из специфических является клаузула о предохранении прав, цель которой обеспечить, чтобы любой более благоприятный режим, вытекающий для сторон из других международных соглашений или из их национального законодательства, превалировал над условиями данного ДИД.

Другой обычной для ДИДов является зонтичная клаузула, согласно которой договаривающаяся сторона ДИД обязуется соблюдать обязательства, взятые ею на себя в отношении инвестиций на ее территории. Обычна и так называемая стабилизационная ("дедушкина") оговорка, предусматривающая, что в случае возможных изменений законодательства для соответствующих инвестиционных правоотношений сохраняются законодательные условия, действующие на время подписания инвестиционного контракта или ДИД. Специфичны и особые субрагационные оговорки, которыми обусловливается регрессное право страховщика инвестиций (выплатившего страхователю-инвестору страховое возмещение) к стороне, причинившей ущерб, практически к государству - импортеру инвестиций, признанному виновным в причиненном ущербе.

Для государств - участников Вашингтонской конвенции 1965 г. международной площадкой для урегулирования инвестиционных споров в основном между инвесторами и государствами - импортерами инвестиций явился Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС <1>). К сожалению, в рамках МЦУИС - в противоречие с условиями самой Вашингтонской конвенции 1965 г. (предусматривающей применение национальных правовых систем при разрешении споров) - изначально укоренилась практика опоры на прецедентное право, сложившееся в самом МЦУИС. Статистика между тем свидетельствует, что ответчиками по искам в Центре являются почти исключительно развивающиеся и бывшие социалистические страны - импортеры инвестиций, а победительными истцами - инвесторы из развитых стран. Все это, естественно, не может служить резоном для участия России в Конвенции.

--------------------------------

<1> Широко используется также английская аббревиатура - ICSID (International Centre of Settlement for Investment Disputes).

После распада СССР большинство стран СНГ приняли собственные, причем различающиеся, законы об иностранных инвестициях. Так, в России действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 3 февраля 2014 г.). При этом в ряде стран СНГ (например, в Украине) устанавливались более льготные режимы для иностранных инвестиций, чем в России, и возникала возможность проникновения иностранного капитала на рынок России в обход ее законодательства, в том числе налогового, с использованием формально образованных предприятий в иных странах СНГ. Соответственно, ими было заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., в котором предусматривалось обеспечение взаимной защиты инвестиционных интересов, сближение (но без согласия на это Украины) инвестиционного законодательства.

На национальном уровне функции гарантирования инвестиций возлагаются обычно на специальные образуемые государствами учреждения, наделяемые правами юридического лица. В США, к примеру, - это Overseas Private Investments Corporation (OPIC) - Корпорация по зарубежным частным инвестициям. Универсальным, по идее, международным механизмом гарантирования инвестиций, хотя и не получившим широкого применения, является созданное на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), в котором состоит большинство государств мира. МИГА входит в систему МБРР, но обладает юридической и финансовой независимостью. Членами являются государства, однако правовой статус Агентства определяется как юридическое лицо. Все государства-члены входят либо в группу I - развитых стран, вносящих вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция), либо в группу II - в составе развивающихся стран (в эту же группу включены были Россия и другие страны переходного этапа экономического развития). МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

Другим многосторонним механизмом регулирования режима международных инвестиций является ТРИМС - Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер 1994 г. в рамках системы ВТО. Соглашение закрепило обязательства стран-участниц не допускать в своем внутринациональном регулировании, связанном с использованием иностранных инвестиций, нарушений условий ВТО в отношении свободной конкуренции в торговле. По сути же имеется в виду кардинальное сужение возможностей стран - импортеров инвестиций в применении ими так называемых performance requirements, т.е. требований при использовании инвестиций достижения определенных выгодных для развития страны экономических результатов (посредством приоритетов и льгот для национальных учреждений и т.п.).

12.9. Международное право интеллектуальной собственности

Понятие международного права интеллектуальной собственности. Речь идет о так называемых исключительных правах физических или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, выполняемых работ или услуг (ст. 138 ГК РФ). Интеллектуальная собственность также определяется как нематериальное благо.

Принципиально регулирование прав интеллектуальной собственности - суверенная государственная прерогатива, и повсеместно действует принцип территориальной защиты интеллектуальных прав, т.е. защита предоставляется только на территории того государства, где такая защита испрашивается или предоставляется по закону данного государства. Литературное произведение или изобретение, охраняемое по закону одного государства, в принципе не подпадает автоматически под защиту в других государствах. Такая защита предоставляется либо по закону другого государства, либо в соответствии с международным соглашением.

Следуя потребностям расширяющегося международного интеллектуального, культурного и торгового сотрудничества, уже в 80-х годах XIX в. были заключены многосторонние Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., а затем и многие другие универсальные, региональные и двусторонние международные соглашения (конвенции) в этой области. Совокупность соответствующих соглашений и образует международное право интеллектуальной собственности (в составе международного экономического права).

Становление этого права в современных условиях обусловливается, во-первых, во все возрастающих масштабах опережающим ростом торговли не только и не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров. По оценкам, примерно 15 - 20% всей мировой торговли приходится на объекты ее, защищенные патентами, торговыми марками и т.п. Во-вторых, фактором, стимулирующим развитие международного права интеллектуальной собственности, является стремление государств - производителей высокотехнологических товаров (США, Германия, Великобритания, Франция и др.) сократить свои потери от конкуренции таких же, но контрафактных товаров.

Международное патентное право. Разновидностями "патентных" прав, а точнее, так называемых прав промышленной собственности, являются патенты, товарные марки (знаки), промышленные образцы, полезные модели, технические чертежи, географические наименования места происхождения, топологии интегральных микросхем, конфиденциальная производственная информация (ноу-хау) и т.п.

Основным многосторонним соглашением в области промышленной собственности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., она служит правовой базой Парижского союза по охране промышленной собственности. Административные функции Союза выполняет ВОИС. В Союзе участвует свыше 150 государств. Конвенция многократно пересматривалась и для разных стран-участниц действует в разных редакциях. Россия, а ранее СССР, участвует с 1965 г. во всех редакциях.

В основу Парижской конвенции положен принцип национального режима. Физические и юридические лица любой страны - члена Парижского союза могут пользоваться в любой другой стране Союза такой же защитой объектов промышленной собственности, охраняемой в рамках Союза (в частности, изобретения, промышленные образцы, торговые марки), которая предоставляется для национальных лиц. Однако Конвенция не предусматривает действия единого международного патента или единого международного товарного знака.

Главным средством содействия в обеспечении прав изобретателей, пользователей товарными знаками, промышленными образцами является правило о конвенционном приоритете - признание преимущественного права регистрации изобретений, промышленных образцов, товарных знаков в течение определенного срока от даты заявки на патент (товарный знак, промышленный образец) во всех странах Союза за лицом, которое первым сделало заявку в одной из стран Союза. Материально-правовых норм охраны промышленной собственности в Парижской конвенции немного, в их числе обязательность реального осуществления изобретения.

Кроме основной Парижской конвенции 1983 г. в этой области существует множество конвенций специального характера, в том числе: Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970 г.; Мадридское соглашение 1891 г. и Мадридский протокол 1989 г. о международной регистрации торговых и сервисных знаков; Лиссабонское соглашение (Союз) об охране мест происхождения и их регистрации 1958 г.; Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем 1989 г. и др.

Международное авторское право. Разновидностями авторских прав, в частности, являются литературные, музыкальные и художественные (живопись, графика, скульптура) произведения, в том числе на грампластинках и других видах механической и магнитной записи, произведения декоративно-прикладного искусства, программы для электронно-вычислительных машин, пленки (диски) для производства предметов воспроизведения звука, пленки для радиовещания, кино и телевидения, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передача их по радио и телевидению, переделка их, переводы на иностранные языки литературных произведений. Некоторые из этих прав рассматриваются как смежные, такие как права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаторов кабельного вещания.

Основными многосторонними соглашениями по авторским правам являются:

а) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., она служит правовой основой Бернского союза охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует более 130 государств. Бернская конвенция многократно пересматривалась и для разных стран-участниц действует в разных редакциях. Россия участвует в редакции 1971 г. с 13 марта 1995 г.

Граждане стран - членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту). Применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

Правовые нормы защиты авторских прав по Бернской конвенции включают, в частности: 50-летний минимальный срок охраны авторского права после смерти автора; исключительное право автора на перевод своих произведений; тиражирование их; публичное исполнение; переделки; запись механическим способом и т.п. Бернская конвенция обладает обратной правовой силой, с возможными оговорками стран. Россия оговорила, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием;

б) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). В ней участвует свыше 90 государств (СССР, а затем Россия с 1973 г.).

Всемирная конвенция содержит еще меньше материально-правовых норм, чем Бернская, что позволило участвовать во Всемирной конвенции ряду стран (в том числе американских), не готовых к существенным изменениям своего национального законодательства. Для большинства государств действуют обе Конвенции.

Основные отличия Всемирной конвенции от Бернской конвенции:

- 25-летний минимальный срок охраны авторских прав после смерти автора;

- размещение на охраняемом произведении знака авторского права (от англ. copyright);

- особо специфицирована охрана исключительного права на перевод и переиздание произведения;

- запрет на издание в другой стране произведения без разрешения издательства, которое впервые его издало, и без уплаты вознаграждения.

Всемирная конвенция в отличие от Бернской конвенции не имеет обратной силы.

Для России действуют также: Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания (так называемых смежных прав) 1961 г.; Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного их воспроизведения 1971 г. и др.

Особое значение для России имеет регионального характера Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. с участием стран СНГ. В соответствии с Соглашением Всемирная конвенция 1952 г. должна действовать для этих государств и в их взаимоотношениях между собой; должны также соблюдаться стандарты упомянутых выше Бернской, Женевской и Римской конвенций. Нельзя сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне двусторонних соглашений, в том числе и в общего характера соглашениях в области экономического сотрудничества.

Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была образована в 1970 г. (Женева) в рамках реализации Стокгольмской конвенции 1967 г. в целях создания единого общемирового центра организации международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности во всех ее разновидностях. ВОИС имеет статус специализированного учреждения ООН. Важнейшими задачами и функциями ВОИС являются: реализация административно-секретариатских, управленческих мер по обеспечению деятельности большинства упомянутых выше союзов, образованных на универсальной основе; проведение исследовательской работы, сбор и распространение информации, оказание технической помощи развивающимся странам. В ВОИС участвует свыше 150 государств, включая Россию.

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. входит в состав Марракешского пакета (см. § 5 настоящей главы) и, таким образом, обязательно для всех стран - членов ВТО. ТРИПС было инициировано промышленно-развитыми странами, производящими высокотехнологичную продукцию и терпящими убытки от конкуренции таких же контрафактных товаров, особенно из некоторых развивающихся стран. Эти страны со своей стороны не менее обоснованно обвиняли страны "севера" в монополизации и поддержании завышенных цен на соответствующую продукцию, особенно на лекарственные препараты.

ТРИПС уникально тем, что отходит от сложившейся правонормативной практики раздельного трактования патентных и авторских прав. Однако регулирование, существовавшее более чем 100 лет, невозможно было игнорировать. Был избран метод ссылок на Парижскую конвенцию по защите промышленной собственности, Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений, Римскую конвенцию по охране прав артистов-исполнителей и Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем. Таким образом, государства - участники ТРИПС, не являющиеся сторонами всех указанных договоров, обязываются соблюдать их соответствующие материально-правовые нормы в силу участия в ТРИПС.

Новшеством ТРИПС является распространение на сферу защиты, осуществления и торговли правами интеллектуальной собственности принципа наибольшего благоприятствования, хотя и с некоторыми исключениями. В отступление от действия в рамках ВТО режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме в ТРИПС предусмотрена взаимность, т.е. условное действие наибольшего благоприятствования.

Характерным для ТРИПС является, по сравнению с ранее принятыми многосторонними договорами в области интеллектуальной собственности, более обильное включение унификационного значения материально-правовых норм. Эти нормы, иногда именуемые plus elements ("плюсовые элементы"), дополняющие регулирование на основе прежде принятых многосторонних договоров, являются обязательными, естественно, только для стран - участниц ТРИПС.

12.10. Международно-правовое сотрудничество

в области энергетики

Международное энергетическое сотрудничество реализуется в экономической, торговой, научно-технической, производственной, социальной, экологической и других сферах, а также включает вопросы обеспечения международной энергетической безопасности государств. С правовой точки зрения энергетическое сотрудничество осуществляется как в публичных формах сотрудничества государств, так и в частноправовых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов различных государств.

Во второй половине XX в. начали складываться крупные центры сотрудничества в области международной энергетической политики. Наиболее значимые из них - Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и Международное энергетическое агентство (МЭА).

В состав международной Организации стран - экспортеров нефти - ОПЕК (Багдад, 1960 г.; штаб-квартира находится в Вене с 1965 г.) вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В последующем к Организации присоединились Алжир, Ангола, Ливия, Нигерия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Эквадор.

По Уставу ОПЕК основная цель Организации - сотрудничество и унификация нефтяной политики ее членов, а также определение эффективных средств защиты их интересов как в индивидуальном, так и в коллективном порядке. Организация должна разрабатывать методы и средства обеспечения устойчивости цен на международных нефтяных рынках. ОПЕК в своих действиях руководствуется принципами равенства и суверенитета. Членом ОПЕК может стать любая страна со значительным экспортом нефти, имеющая схожие интересы с другими странами-членами. За вступление нового члена в организацию должны отдать голоса 3/4 полноправных членов ОПЕК.

Высшим органом Организации является Конференция. Все решения Конференции принимаются единогласно, при этом каждая страна имеет один голос. Конференция уполномочена принимать решения при наличии 2/3 делегаций. Решения Конференции ОПЕК имеют обязательный характер после их ратификации или утверждения соответствующими органами власти стран - членов Организации.

Начиная с 1998 г. Россия является наблюдателем в ОПЕК. Стратегической целью сотрудничества России с ОПЕК является содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех его участников.

Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 г. в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в качестве автономного международного органа с целью координации энергетической политики. В состав Агентства входят 29 государств-членов. Штаб-квартира Агентства находится в Париже.

Главная цель МЭА - создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками Организации имеющихся запасов нефти при возникновении серьезных перебоев с поставками. Цели и задачи Агентства были сформулированы в Международной энергетической программе (1974 г.) и нашли свое дальнейшее развитие в Программе долгосрочного сотрудничества (1976 г.), а также в документе, получившем название "Общие цели", одобренном на встрече министров энергетики стран - членов МЭА в 1993 г.

Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на вхождение в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран. Основа взаимодействия МЭА с Россией была заложена в совместной Декларации о сотрудничестве в области энергетики между Правительством РФ и МЭА, принятой в 1994 г.

Шагом вперед в развитии международного энергетического сотрудничества явилась идея создания единого европейского энергетического пространства на основе принятия Европейской энергетической хартии (1991 г.) и Договора к Энергетической хартии - ДЭХ (1994 г.). Договор регулирует сотрудничество во всей энергетической производственно-сбытовой цепочке. Важным нововведением ДЭХ стало включение в его содержание экологических вопросов, вопросов международных инвестиций, а также переход к специальным соглашениям в области торговли энергоносителями и транзита.

Наши рекомендации