О соблюдении Протокола N 1 к Конвенции "Защита собственности". 28 страница

Национальный суд обязан применить норму права ЕС, даже если ей противостоит национальный источник права. Это следует из принципа верховенства права ЕС.

В зарубежной и отечественной литературе часто пишут о принципе прямого применения (прямого действия) отдельных норм европейского права, что проявляется в непосредственной и обязательной их применимости национальной администрацией и национальными судами. В доктрине, как отечественной, так и зарубежной, существует и точка зрения, согласно которой прямое применение норм европейского права во внутренних правопорядках есть скорее иллюзия, чем реальность. Такая точка зрения основывается на том, что включение изменений в национальные конституции при вступлении в ЕС, а также принятие специальных законов о верховенстве права Евросоюза (ФРГ, Великобритания) есть юридические акты по имплементации (трансформации) норм европейского права.

Принцип прямого применения тесно связан с вопросом о соотношении европейского права с правом международным и национальным (внутригосударственным). В свою очередь, данный вопрос связан с определением правовой природы Европейского союза.

Очевидно, что европейское право возникло на основе учредительных договоров, образовавших европейские сообщества. Учредительные акты, образующие источник первичного права сообществ, являются международными договорами. Эти договоры были выработаны в результате сотрудничества государств-учредителей, подписаны должным образом и ратифицированы каждым из государств-членов.

Таким образом, европейское право своим происхождением прежде всего обязано международно-правовым установлениям. Создание Европейского союза 1992 г. и формирование его "второй" и "третьей опор", расширяя международно-правовую составляющую европейского права, еще больше укрепили взаимосвязь последнего с международным правом.

Европейские сообщества были наделены согласно учредительным договорам правосубъектностью, в том числе международной. Это означает, в частности, что сообщества были вправе заключать международные договоры с третьими государствами и международными организациями, поддерживать с ними дипломатические отношения. Параллельно с дипломатическими миссиями (посольствами) 28 государств - членов ЕС в более чем 120 странах мира, включая Россию, функционируют и постоянные представительства Европейского союза. Интересно, что представительства ЕС действуют и в самих государствах-членах ЕС. В свою очередь, в Брюсселе при ЕС имеют свои представительства более 150 государств, включая РФ. Это означает признание и подтверждение со стороны мирового сообщества статуса Евросоюза как международной организации и предоставления ему соответствующих привилегий и иммунитетов.

21.3. Возникновение и развитие европейского права - от

Парижского договора до Лиссабонского договора

Идеи единения европейских стран высказывались и в отдаленном прошлом. В качестве примеров в отечественной и зарубежной литературе традиционно приводятся имена авторов подобных идей, некоторые из них: чешский король Йиржи Подебрад (XV в.), французский аббат Сен-Пьер (XVIII в.), философы Жан Жак Руссо, Иммануил Кант. В 1814 г. А. Сен-Симон в книге, написанной совместно с историком А. Тьерри, предсказывал создание по окончании периода войн и революций Европейского сообщества с наднациональным Парламентом. В 1849 г. Виктор Гюго призвал к объединению европейского континента, которое, согласно его идее, должно было привести к созданию в XX в. Соединенных Штатов Европы.

Поиски единения и согласия особенно активизировались в годы военных катастроф, перед лицом очевидных потерь, которые несли народы в результате разрушительных войн.

Между двумя мировыми войнами лидером панъевропейского движения стал австрийский дипломат, граф Ричард Куденхове-Калерги (1894 - 1972), основавший в 1926 г. Панъевропейский союз, который объединял сторонников строительства федеративной Европы по образцу Соединенных Штатов Америки. В одной из своих книг под названием "Пан-Европа" (1923 г.) автор, в частности, писал, что "между Сциллой российской военной диктатуры и Харибдой американской финансовой диктатуры путь Европы называется Пан-Европа, который означает, что Европа должна помочь себе сама, создав с практической целью политико-экономический союз".

Вдохновленный панъевропейскими идеями с проектом построения Европы на основах федерации, выступил французский министр иностранных дел Аристид Бриан. В частности, в 1929 г. он предложил создать в рамках Лиги Наций Европейский союз. Из-за опасений утраты суверенитета государства тогда не поддержали предложение французского министра. Установление фашистских режимов в Италии и Германии, обострение межгосударственных противоречий на Европейском континенте окончательно похоронили возможность в тот период претворения в жизнь планов построения единой Европы. Надо было ждать окончания второй мировой войны со всеми ее жестокими уроками, чтобы вновь появились проекты объединения Европы, которые исключили бы войну на Европейском континенте.

Тупик, в котором оказалась Западная Европа в результате второй мировой войны, поддержка объединительных начал в ее жизни со стороны Соединенных Штатов Америки и страх перед "советской угрозой" создали благоприятные условия для практического осуществления так называемой европейской идеи, зародившейся еще в эпоху Возрождения.

На фоне многочисленных послевоенных интеграционных инициатив выдвинутая французскими политическими деятелями Жаном Моне и Робером Шуманом идея объединения угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции выглядела достаточно скромно и многим представлялась сугубо техническим мероприятием.

Проект заключения соглашения между Францией и Германией по вопросам добычи угля и производства стали, который привел к созданию первого из сообществ - Европейского объединения угля и стали, получил наименование "план Шумана" (Р. Шуман - в 1950 г. министр иностранных дел Франции). Этот план был изложен в известной Декларации Шумана 9 мая 1950 г., а 18 апреля 1951 г. в Париже был подписан Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в котором, помимо Германии и Франции, приняли участие Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия. Договор о ЕОУС вступил в силу 23 июля 1952 г.

Ж. Моне и Р. Шумана вместе с их ближайшими соратниками и последователями на Западе называют "отцами-основателями" или "архитекторами" европейской интеграции. Во многих официальных учреждениях Европейского союза и Совета Европы имеются бюсты, барельефы, портреты "отцов-основателей". В Брюсселе станция метро, возле которой сгруппированы здания институтов ЕС (Совета, Комиссии, Европейского парламента и др.), названа просто - "Шуман".

Учреждение ЕОУС явилось началом коренной трансформации Западной Европы, приведшей к созданию Европейского союза, который признается наиболее успешным образцом интеграционного образования.

Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, ее архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграционных процессов на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны еще два договора - Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров. Данные Договоры вступили в силу 1 января 1958 г.

Здесь уместно отметить, что создание и развитие европейских сообществ осуществлялись на строгой юридической основе - многосторонних межгосударственных договорах, явившихся первичными источниками европейского права, которое, таким образом, стало частью международного права. Этим объясняется то, что вплоть до настоящего времени в учебниках по международному публичному праву чаще всего право европейских сообществ и Европейского союза освещается либо как региональное (субрегиональное) международное право, либо как часть права международных организаций, либо как часть международного экономического права.

По соглашению о некоторых общих органах Европейское экономическое сообщество и Евратом с момента возникновения имели общие с ЕОУС Суд и Парламентскую ассамблею (с 30 марта 1962 г. именуется Европейским парламентом). 8 апреля 1965 г. был подписан договор о слиянии исполнительных органов трех западноевропейских объединений. Цель слияния - сделать западноевропейский интеграционный механизм более эффективным. С вступлением в силу этого Договора 1 июня 1967 г. единая Комиссия европейских сообществ (КЕС) и единый Совет европейских сообществ (Совет) выполняли свои функции для всех трех объединений.

Ситуация в плане международного права создалась весьма необычная: каждая из трех международных организаций имела собственную правосубъектность, которая одновременно реализовывалась общими для этих международных организаций основными органами.

Формирование европейских сообществ и развитие европейского права происходили одновременно. Чем дальше заходил интеграционный процесс, тем активнее осуществлялось его правовое упорядочение. Юридической основой европейского строительства были прежде всего международные учредительные договоры и нормативные правовые акты институтов сообществ.

Зарубежными и отечественными специалистами выделяются три периода, или этапа, строительства объединенной Европы и развития европейского права. Первый период связан с созданием европейских сообществ и соответствующим развитием права сообществ, или коммунитарного права. Второй - с образованием в 1993 г. Европейского союза в результате вступления в силу Маастрихтского договора. В этот период возникло право Европейского союза, которое формировалось одновременно с развитием права сообществ. Для третьего периода, начавшегося с вступлением в силу Лиссабонского договора в 2009 г., характерен переход к единому Европейскому союзу и единому, гомогенному праву современного Союза, который является правопреемником упраздненного Европейского сообщества.

В основу периодизации процессов интеграции с правовой точки зрения также могут быть положены принципиальные изменения, которые происходили в структуре сообществ, в сфере их ведения и порядке осуществления тех полномочий, которыми эти сообщества, а затем и Союз, были наделены. Все такого рода перемены нашли свое отражение и закрепление прежде всего в учредительных договорах, т.е. в актах, которые внесли кардинальные изменения в построение и функционирование сообществ и Союза. Соответственно, и периодизация эволюции права сообществ тесно связана с выработкой и заключением учредительных договоров. Они юридически фиксировали достигнутое и предопределяли новое в европейской интеграции. Основываясь на такой периодизации интеграции и европейского права, обычно выделяют восемь этапов.

Первый из этапов связан с Договором об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. (ЕОУС). Данный Договор образовал первое европейское интеграционное объединение и заложил принципиальные основы самой интеграции. С него начинается формирование права сообществ, или европейского права.

Второй период интеграции и развития европейского права связан с созданием двух новых сообществ. Образованное от слова communaute прилагательное - communautaire (фр.) - "коммунитарный", означающее все, что относится к сообществам, общее для них (например, коммунитарное право, означающее право сообществ), получило широкое распространение в деятельности европейских интеграционных организаций и в специальной литературе.

Итак, 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны два договора: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вступление в силу 1 января 1958 г. этих двух договоров знаменует начало нового этапа в развитии интеграционных процессов.

С учетом выявившихся за время существования ЕОУС пределов наднационального начала составители Римских договоров сделали полшага назад и, не оставляя надежд на наднациональное развитие западноевропейской интеграции, позаботились о том, чтобы в большей степени обеспечить права национальных государств. Все намеки на политическую интеграцию и перспективную цель федералистов в отношении создания европейской федерации в текстах Римских договоров отсутствовали. Для архитекторов западноевропейской интеграции на много лет вперед главными правилами их деятельности стали постепенность, строгое соблюдение первоочередности экономической интеграции как возможной основы будущей политической интеграции.

Очередной, третий, этап наступил с подписанием в феврале 1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г.

Органическую часть ЕЕА составили предложения Европейской комиссии о создании единого внутреннего рынка.

ЕЕА расширил сферы ведения европейских сообществ, внес изменения в их институциональную структуру и наметил основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств - учреждению Европейского союза. Данный договор предопределил переход от общего к единому внутреннему рынку, что должно было в перспективе подготовить создание Экономического и валютного союза.

Четвертый этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его еще именуют Маастрихтским договором. Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях.

В Маастрихтском договоре были сформулированы пять основных целей:

- создание Экономического и валютного союза;

- формирование общей социальной политики;

- преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;

- дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности ("вторая опора"), а также в области юстиции и внутренних дел ("третья опора");

- объединение всех трех "опор" в рамках Европейского союза (1992).

Пятый этап именуется некоторыми исследователями как "ревизованный, или новый, вариант Договора о Европейском союзе". Данный договор предусматривал ряд дополнительных мер, направленных на достижение вышеперечисленных целей, в первую очередь - на демократизацию Европейского союза и приближение его институтов к рядовым гражданам. Этот новый договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека.

В тот период Европейский союз включал 15 государств-членов. С 1 мая 2004 г. в Союз вступили еще 10 государств, затем добавились еще три. На сегодня ЕС насчитывает 28 государств-членов.

Шестой этап связан с подписанием Ниццкого договора. Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццкий договор, который был подписан 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. после завершения его ратификации в странах-участницах.

Ниццкий договор, так же как и его предшественник - Амстердамский договор, не учреждал новых организаций. По своему содержанию он также представлял собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и был призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать ее правовые основы. В частности, Договор имел целью разработать реформы и меры по адаптации европейских институтов в связи с предстоящим вступлением в ЕС новых государств-членов.

Новый Договор открыл путь самому большому увеличению числа членов Европейского союза за всю историю его существования за счет государств Центральной и Восточной Европы, а также средиземноморских и балтийских стран - Венгрии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии (вначале 10 стран так называемой первой волны). Затем настала очередь Болгарии и Румынии, которые вступили в Союз 1 января 2007 г. Позже к ним присоединилась Хорватия.

Образование Европейского союза в 1992 г. составило в период до подписания Лиссабонского договора 2007 г. главное содержание перемен в области европейского строительства в целом и европейского права в частности.

От своих предшественников - сообществ Союз отличает прежде всего расширенный характер его компетенции. С образованием Европейского союза делается попытка не только распространить ее на экономические и связанные с ними отношения, но и охватить такие важные области, как внешняя политика и вопросы борьбы с преступностью.

Седьмой этап - это подписание Договора о введении Конституции для Европы от 29 октября 2004 г.

В ходе "европейского строительства" все больше сторонников набирала идея замены многочисленных учредительных договоров Конституцией Европейского союза в качестве единственного сводного (консолидированного) договора. Это соответствовало требованиям рядовых граждан Союза сократить и упростить учредительные документы Союза, сделать их понятными большинству населения.

Договор о введении Конституции для Европы был подписан главами 25 государств - членов ЕС в Риме 29 октября 2004 г. Затем он должен был пройти процедуру ратификации и (или) референдума всеми государствами-участниками в соответствии с их конституционными процедурами и после этого вступить в силу.

В результате имевшихся разногласий в ходе подготовки Договора и особой позиции некоторых государств, выступавших против отдельных ключевых положений Договора (о федерализации Европейского союза, выборах его президента, назначении министра иностранных дел ЕС и т.д.), его окончательный текст носил сложный, эклектичный характер. Новый договор явился результатом столкновений и компромиссов не только различных национальных интересов, но и интересов "федералистов", выступавших в период подготовки Евроконституции за преобразование Европейского союза в федерацию, и сторонников максимального сохранения суверенных полномочий у государств-членов.

Договор о введении Конституции для Европы потерпел неудачу и в силу не вступил, после того как в 2005 г. против него высказалось на референдумах население Франции, затем Нидерландов.

Очевидно, что борьба между "федералистами" и сторонниками сохранения суверенитета продолжается, и ее отпечаток носит, в частности, Лиссабонский договор 2007 г.

Восьмой этап наступил с подписанием Лиссабонского договора, который по своему характеру и форме продолжил традицию, начатую Амстердамским (1997) и Ниццким (2001) договорами в том смысле, что он также является соглашением об изменениях предыдущих учредительных договоров. Его полное название - "Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор, учреждающий Европейское сообщество". Он был подписан руководителями государств - членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне и, как и более ранние учредительные договоры ЕС, получил наименование и известность по месту подписания.

Лиссабонский договор (ЛД) представляет собой комплекс поправок к Договору о Европейском союзе (далее - ДЕС) и к Договору об учреждении Европейского сообщества. При этом Договор о Сообществе изменил название и стал Договором о функционировании Европейского союза (далее - ДФЕС). К ЛД прилагается большое количество протоколов и деклараций.

С точки зрения изучения и преподавания европейского права вступление в силу Евроконституции, представлявшей собой единый кодифицированный текст предыдущих учредительных договоров, очевидно, облегчило бы учебный процесс. Сейчас же обучающимся приходится обращаться ко всем ранним учредительным договорам и работать со сводными (консолидированными) текстами, отдельно с текстом Договора о Евратоме, а также анализировать два входящих в Лиссабонский договор текста - ДЕС и ДФЕС. Последние содержат многочисленные взаимные ссылки, что заставляет обращаться к соответствующим положениям обоих договоров, а это, естественно, далеко не облегчает труд юристов и всех знакомящихся с ЛД.

Новый Европейский союз по Лиссабонскому договору унаследовал от Европейского сообщества и прежнего Европейского союза все права и обязательства, в том числе общепризнанную международную правосубъектность Европейского сообщества.

Приведем некоторые важные новые моменты, привносимые Лиссабонским договором. Лиссабонский договор:

- уточняет и разграничивает полномочия между Союзом и государствами-членами;

- наделяет национальные парламенты правом участия в механизме принятия решений институтами Европейского союза;

- укрепляет военную составляющую Европейского союза. В частности, договор предусматривает создание Европейского оборонного агентства (п. 3 ст. 42, ст. 45 ДЕС), подчиняющегося Совету;

- укрепляет управление зоной евро, в частности в результате создания Еврогруппы, в которую входят министры государств-членов, составляющих зону евро, представители Комиссии и Европейского центрального банка;

- вводит с 2014 г. упрощенный характер принятия решений в Европейском совете и Совете в результате нового определения квалифицированного большинства;

- усиливает роль Европейского парламента. Его численность по договору не должна превышать 750 человек, не считая председателя;

- расширяет полномочия Европейской комиссии. Вокруг вопросов о ее полномочиях и составе острые дискуссии имели место еще при подготовке Ниццкого договора, и особенно Евроконституции 2004 г.;

- расширяет полномочия Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. В тексте потерпевшей неудачу Евроконституции должностное лицо с подобными полномочиями именовалось министром иностранных дел;

- если до ЛД Европейский совет считался руководящим политическим органом, который не принимал юридически обязательных решений, новый Договор включил его в число институтов ЕС, что означает наделение Европейского совета правом принятия юридически обязательных актов. Председатель Европейского совета (осуществляет внешние, представительские функции от имени Союза) избирается на срок 2,5 года вместо шести месяцев на основании ротации, как это происходило до ЛД. Он может быть один раз переизбран на тот же срок.

С принятием Лиссабонского договора подготовка к масштабной реформе Европейского союза вступила в решающую стадию. Новый Договор является последним по времени, бессрочным учредительным договором, определяющим основные направления европейской интеграции на длительную перспективу.

Следует отметить, что в текст Лиссабонского договора было включено большинство положений об институциональных реформах, предложенных Евроконституцией.

В то же время в Лиссабонском договоре отсутствует ряд наиболее одиозных с точки зрения ряда государств ЕС положений, имевшихся в проекте Евроконституции. Так, например, отсутствуют положения, относящиеся к особой квазигосударственной символике ЕС, в частности о флаге, гимне, девизе, Дне Европы. Не упоминается должность министра иностранных дел ЕС.

В то же время из Конституции в новый Договор перенесено положение о присоединении Союза (в качестве коллективного члена) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Что касается Хартии ЕС об основных правах, провозглашенной в 2000 г., которая была включена в качестве второй части в проект Конституции, Лиссабонский договор содержит положение о придании ей обязательной юридической силы, равной силе учредительных договоров.

Новый Договор наделяет Европейский союз правосубъектностью. В одной из приложенных к нему деклараций признается верховенство европейского права.

21.4. Юридическая природа европейских сообществ

и Европейского союза

В течение четырех десятилетий европейское строительство заключалось в развитии трех европейских сообществ. Несмотря на то что каждое из них обладало собственной правосубъектностью и особенностями функционирования, они составляли единое целое благодаря объединению их институтов, единому членству и идентичным (схожим) институциональным и бюджетным положениям.

Маастрихтский договор 1992 г. нарушил былую четкость и ясность европейского строительства созданием Европейского союза, гибридного объединения, который стал включать три "опоры". С одной стороны, европейские сообщества, которые однозначно развивались в рамках наднациональной концепции европейской интеграции. С другой - появились сферы сотрудничества: общая внешняя политика и политика безопасности и сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, которые носили межгосударственный, межправительственный характер.

Четкую юридическую квалификацию прежнего "долиссабонского" Евросоюза было произвести трудно еще и потому, что он являлся одновременно союзом государств и международных организаций. Маастрихтский договор создал Союз неоднородный и двойственный, в котором сосуществовали на основе одного и того же текста европейские сообщества и межправительственное сотрудничество в двух сферах. Это сотрудничество осуществлялось с помощью единых институтов сообществ и Союза. В то же время ОВПБ осуществлялась в рамках конфедеративных методов.

Основу Союза представляли сообщества. Две формы сотрудничества (ОВПБ и СПСО) их дополняли, что было переходным, временным состоянием в ожидании вступления в силу Лиссабонского договора. Европейский союз до вступления в силу Лиссабонского договора включал сообщества, не поглощая и не замещая их, поскольку сообщества и Союз основывались на различных договорах и пользовались автономными юридическими режимами.

Существовавшая до Европейского союза институциональная структура сообществ стала также общей структурой и для Союза 1992 г. В результате меры, принимавшиеся институтами от имени Европейского сообщества, порой воспринимались как мероприятия Союза, и наоборот.

Лиссабонский договор привел объединившуюся Европу к единой организационно-правовой форме - Европейскому союзу. По договору все происходит в рамках правопреемства. Союз как бы остается прежним, созданным Маастрихтским договором, однако он наделяется правосубъектностью (ст. 47 ДЕС) и объединяется с Сообществом, которое он замещает и правопреемником которого становится. Иными словами, происходит объединение, слияние Союза и Сообщества.

Любопытна ситуация с Европейским сообществом по атомной энергии (Евратомом). Оно было одним из трех сообществ и поэтому являлось составной частью прежнего Европейского союза. Поскольку ЛД не включает Евратом в состав Европейского союза, это Сообщество продолжает существование в качестве отдельного субъекта права. В то же время Союз и Евратом действуют на основе единых институтов.

Легитимность Европейского союза основывается на государствах и гражданах. Это следует из ст. 1 Договора о Европейском союзе в его лиссабонской редакции: "Настоящим Договором высокие договаривающиеся стороны учреждают... Союз, которому государства-члены предоставляют компетенцию для достижения своих общих целей". В абз. 2 говорится, что Союз создается между народами Европы и что решения в нем принимаются на уровне, наиболее близком к гражданам. Таким образом, полномочия Союзу делегируют государства. Эта легитимность воплощена в межгосударственных институтах - Европейском совете и Совете Европейского союза.

Второй источник легитимности - граждане, которые также входят в понятие народов Европы. Права граждан Союза гарантированы, причем эти гарантии усиливаются в ЛД приданием Хартии ЕС об основных правах юридически обязательного характера. Данная легитимность выражается в способах формирования и составе наднационального Европейского парламента.

Правопорядок Европейского союза. Нынешний Евросоюз представляет собой союз государств, который включает два правопорядка: коммунитарный и классический международный.

По ЛД правопорядок ЕС основывается на двух договорах - Договоре о Европейском союзе (формально - Маастрихтский договор с изменениями) и Договоре о функционировании Европейского союза (бывший Договор об учреждении Европейского сообщества). Между ДЕС и ДФЕС не существует субординации, иерархии. Они тесно взаимосвязаны и обладают равной юридической силой. Не будем забывать, что третьим основным источником современного права ЕС является Хартия ЕС об основных правах, которой ЛД (ДЕС) придал силу учредительного договора.

Цель руководителей европейской интеграции - превратить Союз в супердержаву, уважающую и обеспечивающую права государств, которые в него входят и являются важнейшими элементами перед лицом наступающей глобализации. При этом, как показывают результаты референдумов во Франции и Нидерландах по Конституции и в Ирландии по ЛД, граждане ЕС выступают против того, чтобы Союз превратился в супергосударство по типу федеративных США с сильной централизованной властью.

Европейские сообщества были международными интеграционными организациями доселе не существовавшего вида. В зарубежной специальной литературе их называют организациями международного федерализма с элементами внутреннего федерализма без потери их международной сущности. Рассматривали европейские сообщества и в качестве государствоподобного образования, и в виде несформировавшегося федеративного государства или федеративного образования.

Наши рекомендации