О соблюдении Протокола N 1 к Конвенции "Защита собственности". 10 страница

<1> Природные ресурсы континентального шельфа включают в себя минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.

Права прибрежного государства на КШ не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Реализация прав прибрежного государства в отношении КШ не должна ущемлять осуществление судоходства и другие права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на КШ. В то же время определение трассы для прокладки таких трубопроводов в его пределах осуществляется с согласия прибрежного государства. Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.

Делимитация КШ между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения <1>. До заключения соответствующего соглашения заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерб окончательной делимитации.

--------------------------------

<1> Международные договоры о делимитации континентального шельфа заключены, например, между Норвегией и Англией о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Данией и ФРГ о разграничении континентального шельфа в Северном море 1965 г., между Испанией и Италией о разграничении континентального шельфа в Средиземном море между островами Менорка и Сардиния 1974 г., между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г. и др.

Положения Конвенции 1982 г. об ИЭЗ применяются mutatis mutandis к искусственным островам, установкам и сооружениям на КШ. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на КШ для любых целей. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям на КШ, включая зоны безопасности вокруг установок на нем, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с Конвенцией в отношении КШ, включая такие зоны безопасности.

Правовой режим КШ в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства.

13.4.5. Международный район морского дна

В результате научно-технического прогресса оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящиеся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа. Такие пространства в Конвенции 1982 г. именуются Международным районом морского дна (далее - Район). Положения, касающиеся Района, содержатся в Конвенции в ч. XI ("Район"), ч. XV ("Урегулирование споров"), приложении III ("Основные условия поиска, разведки и разработки"), приложении IV ("Устав Предприятия"), разд. 4 ("Камера по спорам, касающимся морского дна") приложения VI ("Статут международного трибунала по морскому праву"), а также в Соглашении об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Нью-Йорк, 23 июля 1994 г.).

В соответствии с Конвенцией 1982 г. Район и его ресурсы <1> являются "общим наследием человечества". Естественно, что правовой режим Района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству и не подлежат отчуждению, за исключением ряда случаев, определенных ч. XI Конвенции 1982 г., а также нормами, правилами и процедурами Международного органа по морскому дну. Ни ч. XI Конвенции 1982 г., ни какие-либо права, предоставляемые или осуществляемые в соответствии с нею, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

--------------------------------

<1> "Ресурсы" означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, in situ (лат. "по месту, к месту, на своем месте") в Районе на морском дне или в его недрах. Когда ресурсы извлечены из Района, они рассматриваются как "полезные ископаемые".

Деятельность в Районе от имени всего человечества организуется, осуществляется и контролируется Международным органом по морскому дну (далее - Орган). Все государства - участники Конвенции 1982 г. являются ipso facto его членами. Место нахождения Органа - Ямайка. Он может создавать такие региональные центры или отделения, какие он считает необходимыми для осуществления своих функций.

Орган является международной организацией, в рамках которой государства-участники в соответствии с Конвенцией 1982 г. организуют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Эта структура обладает международной правосубъектностью и такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для осуществления ее функций и достижения ее целей. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата.

Непосредственно деятельность в Районе осуществляется Предприятием, которое является структурным подразделением Органа, а также в ассоциации с Органом государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных субъектов, которые отвечают требованиям, предусмотренным в ч. XI и в приложении III Конвенции 1982 г. Такая система разработки ресурсов Района, в которой наряду с Предприятием Международного органа будут действовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной. Такое же обязательство распространяется на международные организации в отношении осуществляемой ими деятельности в Районе.

Предприятие занимается также транспортировкой, переработкой и сбытом полезных ископаемых, добытых в Районе. Оно имеет в рамках международной правосубъектности Органа такую правоспособность, которая предусматривается в уставе предприятия. Оно действует в соответствии с Конвенцией 1982 г. и нормами, правилами и процедурами Органа, а также в соответствии с общей политикой, устанавливаемой его Ассамблеей, и подчиняется директивам и контролю Совета Органа.

Для разрешения споров применительно к деятельности в Районе в Международном трибунале по морскому праву учреждена Камера по спорам, касающимся морского дна.

В ч. XI Конвенции 1982 г. были включены положения, которые имели целью не допустить монополизации ресурсов Района: ограничивалось количество участков, которые могли быть предоставлены для эксплуатации одному государству, и устанавливались максимальные уровни добычи различных полезных ископаемых. Такие и аналогичные по своей цели положения Конвенции вызвали неодобрение ее положений, прежде всего США, а также других крупных индустриальных государств (Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Бельгии и Японии), по мнению которых установленный ч. XI Конвенции 1982 г. правовой режим Района создал неоправданные преграды для разработки глубоководных минеральных ресурсов с целью удовлетворения мирового спроса на них. По этой причине было разработано Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое было одобрено 28 июня 1994 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/263 и вступило в силу одновременно с Конвенцией 1982 г., набравшей необходимое число ратификаций. В случае какого-либо несоответствия между Соглашением и ч. XI Конвенции преимущественную силу имеет данное Соглашение.

Соглашение изменило в ч. XI и приложениях к ней многие существенные для развивающихся государств, но не приемлемые для крупных индустриальных держав положения.

13.5. Морские пространства, имеющие различный

правовой статус

Морские пространства имеют различную площадь и конфигурацию. В своих отдельных частях они могут иметь различные международно-правовой статус и правовой режим. К их числу относят проливы, используемые для международного судоходства, которые связывают моря или их части друг с другом, закрытые (замкнутые) и полузакрытые (полузамкнутые) моря.

13.5.1. Проливы, используемые

для международного судоходства

Проливы географически являются узкими водными пространствами, соединяющими два моря, море с океаном или части одного и того же моря, океана. Многие из них используются для международного судоходства (Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Малаккский, Сингапурский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Корейский, Сангарский, Китира, Андикитира и подобные им проливы) и являются мировыми водными путями, единственно возможными или экономически оправданными, открытыми на недискриминационной основе для беспрепятственного прохода всех судов. Такие проливы соединяют части открытого моря (исключительной экономической зоны) или открытое море (исключительную экономическую зону) с территориальным морем прибрежного государства, являются безопасными в навигационном отношении и на протяжении длительного исторического периода используются для международного судоходства. Плавание в них подтверждается международным обычаем и международными договорами. Как правило, они играют важнейшую роль в обеспечении политических, экономических и военно-стратегических интересов государств всего мира. Закрепление права всех государств на свободное пользование ими в целях морской и воздушной навигации имеет огромное значение для развития экономики и обеспечения безопасности многих стран мира.

Ряд проливов, используемых для международного судоходства (далее - международных проливов), находится в пределах территории одного государства, другие - в пределах нескольких государств, третьи имеют участки, находящиеся в пределах открытого моря. Ввиду этого обстоятельства они имеют разнородный правовой статус и правовой режим, определяемый общепризнанными принципами и нормами международного права, универсальными и относящимися к отдельным международным проливам специальными международными договорами, законодательством государств, граничащих с проливами.

Вопросы судоходства в международных проливах нашли отражение в доктрине международного права, в решениях Международного суда ООН, закреплены в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенции 1982 г., Конвенции о режиме проливов 1936 г. (Конвенция Монтре), резолюциях ИМО, ряде других международных документов, а также в нормах законодательства государств, граничащих с проливами.

Конвенция 1982 г. рассматривает следующие виды международных проливов:

- проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоны), в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Такой проход применяется в большинстве перекрытых территориальными водами проливов, используемых для международного судоходства, важнейшими из которых являются такие проливы, как Гибралтарский (Испания, Марокко), Па-де-Кале (Англия, Франция), Карпатос (Греция), Малаккский (Малайзия, Индонезия), Ормузский (Иран, Оман), Баб-эль-Мандебский (НДРЙ, Джибути), Кука (Новая Зеландия), ряд проливов Эгейского моря, Ле-Мер (юг Аргентины) и др.;

- проливы, образуемые островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется право транзитного прохода, а применяется право мирного прохода, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Это такие проливы, как Мессинский, Эльба (Италия), Белл-Айл (Канада), Элафонисос (Греция), Абу-Али (ЙАР), Пентленд-Ферт (Великобритания) и др.;

- проливы между одним районом открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем иностранного государства, к которым также применяется право мирного прохода. К их числу можно отнести такие проливы, как Корфу (Греция - Албания), Пемба (Кения - Танзания), Тиран (Египет - Саудовская Аравия), Гран-Манан (США - Канада) и др.;

- проливы, режим которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное морское право: Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985. С. 150.

Необходимость осуществления транзитного прохода через международные проливы была вызвана, в частности, тем, что Конвенция 1982 г. установила 12-мильную ширину территориального моря и многие проливы могли быть перекрыты территориальными морями прибрежных к проливам государств. В силу этого режим свободного прохода судов мог бы быть заменен на режим мирного прохода через территориальное море, который является более ограниченным.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. режим транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами. Суверенитет или юрисдикция государств, граничащих с проливами, осуществляется с соблюдением норм международного права.

Транзитный проход представляет собой осуществление в соответствии с Конвенцией 1982 г. свободы судоходства и полета (здесь проявляется связь международного морского права с международным воздушным правом) единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и другой частью открытого моря (исключительной экономической зоны). Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу.

Можно выделить еще такую категорию проливов, в которых имеются участки открытого моря, т.е. проливы с режимом свободного прохода. К этой категории помимо уже названных относятся такие важнейшие проливы, как Корейский, Тайваньский, Тунисский, Касос, Отранто, Мальтийский, Карпатос, Корсиканский, Фарерский проход, и др. Имеются проливы, ширина которых составляет более 100 миль, как, например, Юкатан, Мозамбикский, Бассов, Дейвиса, Датский и др. По статистике ширину менее 6 миль имеют 52 пролива, между 6 и 24 милями - 153, более 24 миль - 60 международных проливов.

Некоторые прибрежные государства при расширении своего территориального моря до 12 миль оставляют трехмильную их ширину в важнейших используемых для международного судоходства проливах, как это сделано, например, Японией для таких проливов, как Лаперуза, Сангарский, Корейский, или вообще воздерживаются от расширения своего территориального моря, сохраняя в основных проливах полосу открытого моря (Греция), - проливы Китира, Андикитира, Карпатос, проливы островов Икария - Миконос и Левита.

К проливам, режим которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам, можно отнести Балтийские проливы, Черноморские проливы, Магелланов пролив.

Балтийские проливы (Большой и Малый Бельт, Зундский пролив) соединяют Северное и Балтийское моря и имеют важное экономическое, политическое и стратегическое положение. Их режим регулируется Копенгагенским трактатом об отмене пошлин, взимаемых с судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов 1857 г., заключенным с участием Дании и ряда государств, в том числе и России. С этого времени эти морские пути открыты для судоходства всех стран. Однако Трактат 1857 г. не распространяется на военные корабли (или другие правительственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях). Законодательство Дании шло по пути ограничения свободы плавания военных кораблей через эти проливы. В настоящее время они вынуждены проходить Балтийские проливы (за исключением восточной части пролива Зунд) с учетом требований, изложенных в королевском Указе Дании от 16 марта 1999 г. N 224 "О допуске иностранных военных кораблей и летательных аппаратов в пределы датской территории в мирное время".

Проход военных кораблей через восточную часть пролива Зунд, перекрываемую территориальным морем Швеции, регламентируется Постановлением правительства этого государства от 19 марта 1992 г. (1992:118) "О правилах доступа иностранных государственных судов, государственных летательных аппаратов и военных транспортных средств на территорию Швеции". В соответствии с этим документом военным кораблям предоставляется доступ для прохода через территориальное море Швеции без каких-либо ограничений. Проход должен осуществляться таким образом, чтобы не нарушать мир и добрый порядок, не угрожать безопасности Швеции. Иностранным военным летательным аппаратам разрешается пересекать воздушное пространство над территориальным морем Швеции в проливе Зунд. Данное Постановление не применяется в случае вступления Швеции в войну, а по отношению к военным кораблям других воюющих между собой стран при проходе ими восточной части пролива Зунд устанавливаются более жесткие, чем в мирное время, ограничения.

Черноморские проливы (Босфор, Мраморное море и Дарданеллы) соединяют Черное и Средиземное моря. Они соединяют открытые моря и потому, по мнению Ф.Ф. Мартенса, несмотря на то что принадлежат Турции, должны оставаться свободными для торговых сношений. Эта свобода формальным образом была обеспечена первый раз Лондонским договором 1841 г. и затем подтверждена трактатами Парижским 1856 г., Лондонским 1871 г. и Берлинским 1878 г. В настоящее время их режим регулируется Конвенцией о режиме проливов, заключенной в Монтре в 1936 г. Согласно ее положениям невоенные суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток без соблюдения каких-либо дополнительных формальностей, кроме, конечно, правил судоходства. Военные суда могут проходить через проливы только после предварительного уведомления не менее чем за восемь суток, при этом, как обычно, подводные лодки - только в надводном положении и в дневное время суток. Военные корабли нечерноморских государств могут проходить через проливы при водоизмещении не свыше 10 тыс. т. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок нечерноморских держав. Извещение о проходе должно быть представлено за 15 суток. В военное время запрещен проход и торговых судов стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, и военных кораблей всех воюющих стран.

В 1994 г. Правительство Турции ввело ряд ограничений, не соответствующих положениям Конвенции 1936 г., в принятом им Регламенте. Однако в 1998 г. под нажимом международного сообщества, инициированным Россией, заявившей об ущемлении прав как причерноморских, так и транзитных государств, Турция заявила об отмене Регламента 1994 г. и о введении в действие Регламента судоходства в проливах 1998 г. Этот документ содержит положения, оставляющие Турции право создавать препятствия проходу через проливы отдельных категорий судов, что подтверждает намерения Турции ужесточить режим прохода судов через проливы.

Принимаемые турецкими властями односторонние меры создают конфликт интересов проливных государств и международного судоходства, что в целом негативно сказывается как на развитии морской перевозочной деятельности и торговли, так и на транзитных интересах самих проливных государств.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. В 1881 г. в Буэнос-Айресе двусторонним договором между Аргентиной и Чили был установлен его правовой режим. В соответствии с договором Магелланов пролив объявлен "навсегда нейтрализованным" и в нем "гарантируется свободная навигация для флагов всех наций". Принцип свободы судоходства через пролив распространяется на торговые суда и военные корабли всех государств без проведения различий для мирного и военного времени. В целях гарантии свободы судоходства на берегах пролива запрещено возведение военных укреплений и сооружений. Эти положения были отменены договором между Аргентиной и Чили в 1941 г., согласно которому Магелланов пролив был открыт только для тех стран, которые не находились в состоянии войны с Аргентиной, Чили и их союзниками. После окончания войны было восстановлено действие договора 1881 г. Договором между Аргентиной и Чили о мире и дружбе 1984 г., в котором подтвержден принцип нейтрализации и свободы судоходства для судов всех стран через Магелланов пролив согласно договору 1881 г.

Значительная часть проливов относится к национальным проливам (проливам, не используемым для международного судоходства). Под ними понимаются проливы, расположенные в пределах территории одного государства, с национальным режимом судоходства, лежащие вне путей международного судоходства и не являющиеся единственно возможными путями для мореплавания, в отношении которых отсутствует исторически сложившаяся всеобщая практика их использования в качестве путей международного судоходства, а отдельное плавание по ним иностранных судов может осуществляться в соответствии с явно выраженным согласием государства, граничащего с проливом.

Получившая распространение в доктрине международного права и законодательстве отдельных государств, прежде всего США, концепция "потенциального использования" проливов направлена на расширительное толкование понятия "международный пролив", что на практике может привести к заявлению претензий на плавание иностранных судов в проливах, находящихся под национальной юрисдикцией прибрежных государств, где международное судоходство не допускается или осуществляется с разрешения национальных морских администраций, в частности в арктических проливах. Данная концепция не соответствует международному праву <1>.

--------------------------------

<1> См. более подробно: Остапенко Е.И. Правовой статус и режим проливов, используемых для международного судоходства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

13.5.2. Закрытые (замкнутые) и полузакрытые

(полузамкнутые) моря

Различный правовой статус и особый правовой режим имеют водные пространства, которые относятся к так называемым закрытым (замкнутым) и полузакрытым (полузамкнутым) морям. В соответствии с Конвенцией 1982 г. "замкнутое или полузамкнутое море" означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств.

Правовой режим этих морей определяется режимом тех морских пространств, из которых они состоят. Наряду с этим государства, берега которых омываются замкнутыми или полузамкнутыми морями, в соответствии с Конвенцией 1982 г. стремятся координировать управление живыми ресурсами моря, их сохранение, разведку и эксплуатацию, осуществление своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды, а также политику проведения научных исследований. Там, где это целесообразно, прибрежные государства осуществляют совместные программы научных исследований и т.п.

К числу названных морей относятся, в частности, Азовское море, Балтийское море, Черное море. Режим Балтийского и Черного морей в значительной степени зависит от режима Черноморских и Балтийских проливов.

Международное морское право является как древнейшей, так и динамично развивающейся современной отраслью международного права. Оно охватывает все новые вопросы международного сотрудничества в области судоходства, научных исследований, сохранения окружающей среды, использования возобновляемых источников энергии, поддержания правопорядка и многие другие актуальные для жизнедеятельности человечества области.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение международного морского права.

2. Какие вопросы международного сотрудничества государств в пределах морских пространств охватываются международным морским правом?

3. Перечислите основные источники международного морского права.

4. Дайте классификацию морских пространств.

5. Графически нанесите на бумагу расположение внутренних и внешних границ основных видов морских пространств.

6. Чем определяется правовой статус и режим морских пространств?

7. Укажите особенности действия норм международного морского права в пространстве и в отношении различных объектов на море.

8. Раскройте особенности мирного прохода морских судов через территориальное море прибрежного государства.

9. В чем заключается преследование судна по горячим следам в открытом море?

10. Перечислите основные федеральные законы Российской Федерации, в которые имплементированы нормы международного права. В чем такая имплементация заключается?

Литература

Бекяшев К.А. Морское рыболовное право: Учебник. М., 2007.

Вылегжанин А.Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). М., 2001.

Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное): Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006.

Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М., 2003.

Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007.

Коломбос Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1975.

Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

Ромашев Ю.С. Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море (правовые основы и практика): Монография. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.

Ромашев Ю.С. Международное правоохранительное право: Монография. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2013.

Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю.Г. Барсегов. М., 1985.

Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

14.1. Предмет международного воздушного права

Международно-правовая политика государств, основанная на общности межгосударственных интересов, привела к образованию в системе международного права особой отрасли - международного воздушного права. В силу особенностей предмета регулирования его принципы и нормы неприменимы к регулированию межгосударственных отношений, возникающих в сфере морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Предметом международного воздушного права являются отношения, возникающие между государствами по поводу использования воздушного пространства в целях: 1) регулярных и нерегулярных международных полетов гражданской авиации над государственной территорией; 2) полетов государственной и гражданской авиации за пределами государственной территории над: а) исключительной экономической зоной, б) открытым морем, в) международными проливами, г) архипелажными водами, д) Антарктикой; 3) обслуживания международной аэронавигации над государственной территорией и над морскими пространствами Мирового океана; 4) управления безопасностью полетов; 5) обеспечения авиационной безопасности. Урегулирование этих вопросов отвечает решению задачи, поставленной в преамбуле Чикагской конвенции, созданию международно-правовых условий, при которых "международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом".

Чикагская конвенция также содействует рациональному и экономичному осуществлению международных воздушных сообщений "на основе равенства возможностей". В этой связи между государствами складываются отношения по поводу: 1) установления международных воздушных сообщений; 2) международных воздушных маршрутов; 3) выполнения транзитных полетов через государственную территорию; 4) допуска и условий выполнения нерегулярных полетов; 5) допуска назначенных авиапредприятий к осуществлению коммерческой деятельности; 6) обмена коммерческими "свободами воздуха".

Наши рекомендации