МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ. Методические указания по подготовке к семинару
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ № 9
Методические указания по подготовке к семинару
Цель занятия – проанализировать основные этапы преобразований в СССР, а затем – в России, начиная с 1985 г.; рассмотреть итоги этих преобразований.
1. Раскрывая первый вопрос, следует обратить внимание:
- на факторы, за счет которых новое политическое руководство страны намеревалось ускорить развитие социализма (ускоренное развитие машиностроения, школьная реформа и др.);
- на содержание политической реформы, получившей отражение в Законе об изменениях и дополнениях к Конституции СССР;
- на различные проявления политического радикализма, предшествовавшие попытке государственного переворота в августе 1991 г.
2. Второй вопрос предполагает характеристику либеральных экономических реформ, начавшихся в 1992 г., их последствий. Следует показать обострение политической обстановки в России, вылившееся в вооруженное противостояние Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г., и последовавшую за этим «десоветизацию» страны.
3.При подготовке ответа на третий вопрос, следует познакомиться, помимо обязательной литературы, с работами В.В. Согрина (см. список дополнительной литературы), который убедительно показывает, что вместо обещанной радикалами «вестернизации» России произошла ее «латиноамериканизация».
Подготовка к итоговому тестированию
Подготовка к тестированию осуществляется по сборнику тестовых заданий по истории, подготовленному на кафедре гуманитарных наук.
Итоговое тестирование проводится в специализированном компьютерном классе по завершении учебных занятий по дисциплине. Результаты тестирования учитываются при выставлении студенту итоговой оценки по дисциплине.
Приложение 1
Общие правила работы по методу малых групп
1. Преподаватель распределяет студентов учебной группы на 3-4 малых группы (в зависимости от численности учебной группы); в каждой малой группе студенты выбирают лидера (руководителя).
2. Задачи лидера малой группы (далее – МГ):
а) организовать и проверить заранее подготовку участников МГ к семинару (прежде всего – наличие конспектов ответов и словарей обязательных терминов);
б) организовать работу группы на семинаре (грамотно распределить силы в МГ и обеспечить реальной работой каждого).
3. Общая схема работы на семинаре:
- ответ по вопросу силами одной из групп,
- рецензия ответа силами другой группы (плюсы и минусы ответа, дополнения),
- дополнительные вопросы от групп-слушателей (в случае, если отвечавшая группа не может ответить на дополнительный вопрос, ответ даёт группа, задавшая вопрос; то есть вопросы «соперникам» и ответы на них каждая МГ должна готовить заранее и «с запасом»).
4. Поощрительные баллы (% к общей сумме баллов, набранных за занятие) можно заработать:
- используя материал по историографии проблемы (10 %),
- используя краеведческий материал (10 %),
- используя обязательные термины и их определения(10 %),
-привлекая интересный материал из дополнительной литературы и других источников информации (10 %).
5. Штрафные баллы начисляются:
- за каждого молчавшего в течение семинара студента (10 %),
- за каждого отсутствовавшего без уважительной причины (20%),
- за нарушение правил работы (использование распечаток и учебников при ответе) (10 %).
Преподаватель ведет учет разных видов работ студентов «малых групп» и оценивает их.
При проведении семинаров традиционным методом или методом «малых групп» используетсяобщая оценочная шкала(см. Приложение 2).
При подведении итогов семинара определяется МГ – победительница и личный вклад каждого участника.
При выставлении индивидуальных оценок в контрольную неделю учитываются баллы, набранныекаждым участником МГ.
Приложение 2