Методические рекомендации по подготовке к семинару

Занятие проводится после чтения лекций и самостоятельной проработки студентами материалов тем раздела 7.

Студент должен уяснить принципы, на которых базируются диагностические процедуры, функции педагогической диагностики, методы и способы добывания диагностической информации, общие подходы к диагностике на современном этапе развития образования.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М., 2002. (*), (**)

Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. Процесс воспитания. М., 2002.(*),(**)

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. (**)

Дополнительная литература

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1974. – 102 с. (**)

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, «Феникс».(**)

Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.

Морозова С.В. Психодиагностика профессиональной направленности: Учебное пособие / Под ред. З.А. Шакуровой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 1999.

Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. – Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. (**)

Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика/ А.В. Хуторский. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999. (**)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ

I II III IV V VI
Комбинированный урок Урок сообщения новых знаний Урок повторения Урок закрепления знании Урок контроля и оценки знаний учащихся Урок систематизации изученного ма­териала (обобщения)
3 4
(2)  
                   
                         
                         
6 7                    
8 8
  этап Организационный
  этап Проверка домашнего задания
  этап этап Всесторонняя проверка знаний
  этап Подготовка учащихся к сознательному усвое­нию нового материала (или к предстоящей ра­боте)
  этап Усвоения новых знаний
  этап Проверка понимания учащимися нового мате­риала
  7 8 этаппппп этап Закрепление нового материала
  этап Информация о домашнем задании. Инструк­таж по его выполнению. Подведение итогов урока

СБОР ИНФОРМАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА УРОКА

Дидактическая задача этапа. Условия достижения положительных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
1 ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Дидактическая задача этапа — подготовить учащихся к работе на уроке; — обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы; — психологически настроить учащихся на предстоящее занятие Условия достижения положительных результатов: — требовательность; — сдержанность; — собранность учителя; — систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; — последовательность в предъявлении требований   Содержание этапа: — взаимные приветствия учителя и учащихся; — проверка отсутствующих; — кто именно отсутствует; — по какой причине; — проверка внешнего состояния классного помещения; — проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); — организация внимания Показатели выполнения дидактической задачи этапа: — кратковременность организационного момента; — полная готовность класса к работе; — быстрое включение учащихся в деловой ритм; — организация внимания всех учащихся   Установить соответствие приемов педагогического воздействия на учащихся дидактической задаче этапа Проследить: — каким образом в результате взаимодействия этих приемов в деятельности учащихся складывается конечный результат этапа; — в какой мере конечный результат этапа близок к его дидактической цели; — какие меры предпринимает учитель, чтобы предотвратить отставание в знаниях отсутствующих на уроке учащихся; — проявляет ли учитель интерес к тем учащимся, кто длительное время отсутствует на уроках Выяснить: — каким образом положительный или отрицательный результат данного этапа отразился на формировании результатов последующих этапов урока, на достижение триединой дидактической цели урока; — как конечный результат этапа влияет на дальнейшее развитие урока; — на его психологическую атмосферу; — темп и ритм; — продуктивность использования времени; — в определенной степени на качество знаний учащихся К решению дидактической задачи первого этапа должно приводить систематическое использование правильных приемов педагогического воздействия. Если этого не происходит, то причину нужно искать: — в отсутствии единого подхода к проведению данного этапа урока у разных учителей; — в неверно сложившихся взаимоотношениях между учителем и классом; — в незнании учителем приемов педагогического воздействия на данном этапе; — в отношении учителя к этому этапу как к формальному, мало значащему или даже ненужному Начало урока Процедуру приветствия нельзя проводить формально или небрежно. Взаимное приветствие должно выражать: — взаимное уважение; — симпатию; — желание добра Проверка состояния кабинета, учащихся на их рабочих местах, фиксация отсутствующих; действия учителя по отношению к опоздавшим на урок; организация внимания школьников Оптимальный темп работы на уроке Экономия времени на уроке. Любой материал, форма работы, метод, прием рассматривается не только с точки зрения содержания или эффективности, но также и с точки зрения затрачиваемого времени
ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ХОТЕТЬ, УСПЕВАТЬ
 

Методические рекомендации по подготовке к семинару - student2.ru Секундный организационный момент — это ре­зультат воздействия серии уроков, на которых учи­тель учит детей перед началом работы собираться, настраиваться, заранее подготовиться и сосредото­читься. Это следствие кропотливой и длительной ра­боты учителя, который в свое время не поленился потратить время на организационные «мелочи». Сна­чала надо детей приучить к исполнению должного, потом «не замечать» этого исполнения, инструмен­туя его как естественное и само собой разумеющее­ся.

Дидактическая задача этапа. Условия достижения положи- тельных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
2 ЭТАП — ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дидактическая задача этапа: — установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; — устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки; —вести подготовку к изучению нового материала Условия достижения положительных результатов: — оперативность учителя; — целенаправленность его деятельности; — использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учащихся класса Содержание этапа: — выявление степени усвоения заданного на дом материала; — определение типичных недостатков в знаниях и их причин; — ликвидация обнаруженных недостатков Показатели выполнения дидактической задачи урока: — возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний и типичные недостатки у большинства учащихся; — возможность в ходе проверки домашнего задания указать на причины обнаруженных недостатков; — наличие у учителя ясного представления о домашней работе каждого ученика Определить влияние на данный этап результатов первого этапа. Установить: — методы проверки домашнего задания (как письменные, так и устные); — как они соотносятся: — с содержанием домашнего задания; — с его целями; — с характером и способом организации деятельности учеников во время этого этапа Анализируя этот этап, надо всегда выходить на рассмотрение связи между отношением детей к приготовлению домашнего задания и характером его проверки в классе. Здесь существует обязательная зависимость первого от второго Проследить при опросе за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников: — создание атмосферы добро желательности; — возможность учащихся предварительно готовиться к ответу у доски, делать записи, использовать наглядные пособия; — предоставление ученикам плана ответа; разрешение пользоваться планом, составленным дома; — концентрация при опросе внимания на главных, основных вопросах; — привлечение внимания к типичным ошибкам учеников, вычаленным ранее; — подбадривается ли ученик при ответе, создаются ли ситуации успеха При опросе на уроке выяснить: — правильно ли определено место опроса среди других этапов; — оптимальность затрат времени на опрос; — четкость постановки основной цели опроса — подход к новой теме, — проверка знаний, — проверка умений и пр.;   — реализована ли основная цель опроса; — стремление учителя обеспечить характер опроса; — объективность при выставленных оценок и наличие убедительной их аргументации Для проверки самостоятельности учащихся при выполнении домашнего задания вопросы и задания учителя должны быть такими, чтобы ученик мог применить полученные знания к решению учебных и жизненных задач. Проверка домашнего задания Основные виды контроля, наиболее распространенные в школьной практике: — устный опрос у доски; — фронтальный опрос у доски; — фронтальный опрос с выставлением оценок или поурочного балла; — общественный опрос; — зачет по теме;   — различные виды программированного контроля; — визуальный контроль за выполнением задания; — предметные диктанты; — домашние сочинения по предмету; — самостоятельные работы по теории; — письменные ответы по карточкам; Проследить за наличием продуманной логики ответа ученика Типичные ошибки: — учитель не всегда обращает внимание на логическую связь между содержанием вопроса и содержанием ответа на него; — иногда ученик вставляет лишние слова, произвольно суживает или расширяет вопрос; — учитель не следит за формулировкой ответа, не учит говорить, конструировать мысль; — допускаются необоснованные, односложные ответы  
Ежедневное добросовестное выполнение домашнего задания не только обеспечивает успешную учебу школьников, но и приучает их к систематическому планомерном труду, тренирует и развивает волю, воспитывает настойчивость в достижении цели формирует дисциплинированность
КОММЕНТИРОВАНИЕ ОТВЕТА УЧЕНИКА. В чем педагогический смысл этого приема? Во-первых, ученик узнает об уровне усвоения им знаний (усвоение главного, логичность плана ответа, прочность знаний, умение их применять на практике и пр.). Во-вторых, и ученику, и классу становится ясно, что: оценка поставлена справедливо (например, отвечал хорошо, но недостаток действительно существенный, «пятерку» нельзя было поставить). В-третьих, ученик видит перспективу совершенствования своих знаний. Это очень важный момент: он учит не до­вольствоваться достигнутым, а все время стремиться вперед — от «тройки» к «четверке», от «четверки» к «пятерке». В-четвертых, комментирование ответа указывает учени­ку практический способ, использование которого гаранти­рует переход к более высокой ступени знания
         
Дидактическая задача этапа. Условия достижения положительных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
3 ЭТАП — ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Дидактическая задача этапа: — глубоко и всесторонне проверить знания нескольких учащихся; — выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; — побуждать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами проверки знаний и самообразованию; Условия достижения положительных результатов: — использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой; — постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; — создание при опросе нестандартных ситуаций; — привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; — осознание учащимися важности работы, осуществляемой на данном этапе.   Содержание этапа: — проверка различными методами объема и качества усвоения материала; — проверка характера мышления учеников; — проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; — комментирование ответов учащихся; — оценка знаний, умений и навыков; Показатели выполнения дидактической задачи этапа: — проверка глубины, осознанности, гибкости и оперативности знаний; умения их использовать на практике; — рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках; — указание на то, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; —активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся   Определить, как учитель использовал реальные результаты предшествующего этапа урока для решения дидактической задачи данного этапа рассмотреть следующие связи: — качество формулировки вопроса учителя и его влияние на качество ответа ученика; — соответствие вопросов, задаваемых учителем, — общим задачам обучения, воспитания и развития; — возможностям учеников; — специфике и глубине содержания рассматриваемого учебного материала; — ответу ученика, — соответствие приемов стимулирования ответа ученика приемам выработки необходимого качества знаний; — соответствие организации деятельности всех учащихся индивидуальной работе вы званного к доске ученика; — соответствие индивидуальной работы учителя с учеником групповой или фронтальной форме организации деятельности класса при анализе заданий выявить: — содействуют ли они усвоению главного в данной теме; — их доступность; — насколько логичной оказалась избранная последовательность заданий; — содействуют ли они выработке умений и навыков, формирование которых запланировал на урок учитель В целом анализ по этому этапу содержит вывод о том, какой вклад он вносит в достижение общей цели урока и каково его влияние на следующий этап — подготовку учащихся к восприятию нового материала. Выявить пути осуществления связи обучения с жизнью: — показ жизненного значения знаний, умений; — использование знаний для создания проблемных ситуаций; — связь знаний с личным опытом учащихся; — связь знаний с общественно полезной работой учащихся и их производительным трудом; — решение задач теоретического и практического содержания на применение знаний в аналогичных и новых условиях; — связь с современностью с целью формирования нравственных качеств и коммунистического мировоззрения. Проследить: — способы обратной связи —визуальные (учитель наблюдает за всеми учащимися), — выборочно-содержательные (спрашивает некоторых), — фронтально-содержательные (спрашивает всех учащихся) Определить доминирующие отношения на уроке: — добрые; — нервные; авторитарные При анализе этого этапа особое внимание необходимо обратить на отношение учителя к ошибкам в ответах учащихся. Здесь могут иметь место случаи, когда учитель: — из-за слабой подготовленности не замечает ошибок в ответах учащихся; — замечает ошибки, но делает вид, что все идет должным образом (чаще всего, когда на уроке присутствует не специалист по данному предмету); — находит ошибки в знаниях учеников и указывает пути их устранения; находит ошибки в знаниях учащихся, вскрывает их причины и акцентирует на них внимание класса, показывает пути их предупреждения Основная функция проверки знаний — обучающая Задачи проверки: 1) проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся; 2) это форма педагогического контроля за учебной работой школьника; 3) проверка знаний есть форма воспитания у детей навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружение методикой такого воспроизведения; 4) проверка — стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе школьников; 5) проверка знаний учащихся — важнейшая объективная форма самоконтроля учителя     Проверка знаний, умений и навыков   Учить надо и говорить, и слушать   Три требования к вопросам 1. Они должны быть содержательными, т.е. заключать в себе определенную серьезную мысль 2. Последовательными, т.е. должны иметь внутреннюю связь между собой 3. Они должны носить целесообразный характер, т.е. вопросы должны соответствовать триединой дидактической цели урока   Формулировка вопросов Сравнительные возможности различных методов обучения Когда рационально применять соответствующие методы обучения Взаимосвязь индивидуальной, групповой и фронтальной работы Особенности форм учебной работы (фронтальной, парной и групповой, кооперировано-групповой, дифференцированно-групповой, индивидуальной и индивидуализированно-групповой Оптимальное сочетание форм учебной работы
ПОМНИТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ АКСИОМУ: УМНЫЕ ОТВЕТЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЛИШЬ НА УМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРАВИЛЬНЫЕ — НА ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЕ
Для слабых учащихся можно составить систем; продуманных заданий: — с готовыми образцами решений и задачами, которые надо решить, изучив образец; — с различными алгоритмическими предписаниями, позволяющими шаг за шагом решить определенную задачу, выполнить практическую работу или упражнение; — с различными сведениями, поясняющими теорию, явление, механизм процессов и т.д., после изучения которых; надо ответить на ряд вопросов; — с требованием сравнить, сопоставить, обобщить и т.д.;  
В накопленном опыте познавательной деятельности учащихся встречаются три основных репродуктивных способа усвоения знаний: а) способ осмысленного, дословного или недословного заучивания формулировок, выводов, правил, текстов путем многократных повторений; б) заучивание учебного материала путем многократного его применения на практике; в) заучивание и запоминание путем переработки и перекодирования абстрактные формы учебного материала его в обобщенные и Первый способ — менее оптимальный, но широко распространенный; второй — более оптимальный и также широко распространенный. Третий способ — еще более оптимальных, но мало распространенный. По своему внутреннему содержанию он приближается к творческому способу усвоения репродуцируемых знаний
ГЛАВНОЕ — в ходе опроса одного ученика акти­визировать внимание и память всех учащихся, заставить весь класс продуктивно работать
Дидактическая задача этапа. Условия достижения положительных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
IV ЭТАП - ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Дидактическая задача этапа — организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала   Условия достижения положительных результатов: — предварительная формулировка цели учебного занятия, умение показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть; — оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; — вариантность приемов сообщения учащимся цели на различных этапах урока   Содержание этапа: — сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; — показ его практической значимости; — постановка перед учащимися учебной проблемы Показатели выполнения дидактической задачи этапа: — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; — эффективность восприятия и осмысления нового материала; — интерес учащихся к новому материалу; — понимание учащимися изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)   Анализ направлен на выявление соответствия задачи этапа — дидактической цели этапа; — дидактической задаче следующего этапа Проследить насколько точно учитель: — нацеливает класс на работу; — формулирует мотив учения; — ставит учебную задачу Рассмотреть связь между целями, ставящимися перед учениками, практической значимостью материала и учебной проблемой; Специфика анализа этого этапа: реальный результат можно увидеть только на следующем этапе Данный этап отвечает на вопросы: — что будет изучаться? — где будут нужны знания по новой теме? — что нужно сделать, чтобы изучить новый материал основательно?   Как учитель создает эмоциональный настрой на уроке Организация целесообразного общения на уроке Формы общения должны быть разнообразными и планируемыми Критерии дисциплины на уроке 1. Учитель должен быть требовательным, но доброжелательным 2. Он должен любить детей просто за то, что они дети. Это, пожалуй, основная предпосылка для формирования отличного учителя   3. Учитель должен глубоко знать свой предмет, быть увлеченным им, по-хорошему пристрастным к нему 4. Учитель должен также в совершенстве овладеть организационной стороной процесса обучения; О дисциплине на уроке; Способы организации работы определяются содержанием познавательной деятельности учащихся
А.С. Макаренко писал, что он стал мастером сво­его дела, когда научился одну и ту же фразу: «Иди сюда» — произносить с 15-20 оттенками в голосе, когда научил­ся давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса
Дидактическая задача этапа. Условия достижения положи- тельных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
5 ЭТАП — ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Дидактическая задача этапа: — дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; — добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению; — на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки Условия достижения положительных результатов: — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; — полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; — вычленение в изучаемых объектах и явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; — записи в тетрадях опорных пунктов, плана, тезисов, конспекта; — использование наглядности; — организация самостоятельной работы учащихся с книгой; — применение с целью глубокого осмысления изучаемого материала таких мыслительных операций, как · анализ и синтез; · сравнение сопоставление; — абстрагирование и конкретизация; — создание проблемной ситуации; — постановка эвристических вопросов как прием, активизирующий процесс осмысления; Содержание этапа: — организация внимания; — сообщение учителем нового материала; —обеспечение восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации нового (или изученного ранее) материала; — формирование умения самостоятельно применять знания в различных (как стандартных, так и нестандартных) ситуациях, требующих творческой деятельности Показатели выполнения дидактической задачи этапа (устанавливаются на последующих этапах обучения): — правильность ответов и действий учащихся; — активность класса в подведении итогов по изучению нового материала; — качество знаний учащихся Основной этап, содержащий наиболее богатый материал для анализа содержания урока. Установить: — соответствие содержания обучения требованиям государственных программ; — умение учителя выделять в содержании учебного материала основные идеи и понятия, акцентировать на них внимание учащихся; — уровень научности и доступности объясняемого материала; — его воспитательную и развивающую ценность; — связь изучаемого с жизнью, с практикой; — выразительность фактического материала   Рассмотреть связи: — между содержанием учебного материала и методами обучения — между необходимыми формами организации познавательной деятельности учащихся и методами, используемыми учителем; — между содержанием учебного материала и формами познавательной деятельности учащихся Вывод по анализу этапа: — определить, каким образом выполнение (невыполнение) дидактических задач предыдущих этапов подготовило почву для восприятия и осмысления учащимися нового материала; — сравнить дидактическую задачу этапа с реальным результатом Проследить за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников: — доступен ли темп изложения нового материала для слабоуспевающих учеников; — акцентируется ли внимание школьников на главных моментах новой темы; — используются ли средства поддержания интереса к теме: — наглядность; — примеры из жизни; — сравнения; — аналогия; — ТСО; — познавательные игры; — учебные дискуссии и другие; — выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими учениками; стимулирует ли вопросы с их стороны при затруднениях; — вовлекаются ли слабоуспевающие в беседы при усвоении нового материала. — деятельность учителя по формированию понятий Факторы, влияющие на особенности познавательной деятельности учащихся в процессе учения Эвристический метод изучения нового материала 1. План изучения физической теории 2. План изучения опытного факта, явления 3. Схема описания научного знания 4. Схема описания эксперимента 5. Алгоритм решения задач по физике Затруднения учителей в выборе методов, их причин и меры предупреждения Функции логических методов на различных этапах процесса обучения Структурная характеристика логических приемов обучения Совершенствование методов обучения по отдельным учебным предметам Педагогические возможности форм организации обучения на различных типах уроков Процесс изучения нового материала имеет следующие педагогические задачи: 1. Усвоение учащимися основной идеи изучаемого вопроса (правила, принципа, закона). 2. Усвоение метода исследования изучаемого факта или явления, способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. 3. Усвоение методики воспроизведения изученного материала — с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы сделать
ПОМНИТЕ! Сущность данного этапа урока состоит не в изложении учебного материала учителем, а в изучении его учащимися под руководством педагога с использованием разнообразных источников знаний и разных методов работы над ним (Э. Гришин. Книга для учителя)
 
— актуализация опорных знаний учащихся и обращение к их чувственному опыту; — проведение словарной работы как одного из путей осознания учебного материала
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения
Надо твердо помнить: не только смыслом слов мы учим и воспитываем детей, но и своим настроением, своим чувством, своим отношением к предмету
         
Дидактическая задача этапа. Условия достижения положи- тельных результатов   Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа   Содержание анализа урока по этапам   Теоретическая база  
6 ЭТАП — ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА  
Дидактическая задача этапа. — устранить обнаруженные пробелы. Дидактическая задача этапа. Условия достижения положительных результатов: — постановка вопросов, требующих активной мыслитель ной деятельности учащихся; — создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; — обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.;   — учет дополнительных ответов по количеству к характеру; — выявление пробелов в понимании учащимися нового материала — Содержание этапа: — проверка учителем глубины понимания учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий; — уточнение новых знаний (если это необходимо) Показатели выполнения дидактической задачи этапа: — учитель спрашивает средних и слабых учеников; — класс привлекается к оценке ответов учащихся; — по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; — основной критерии выполнения дидактической задачи — осознанность нового материала большинством слабых и средних учащихся класса Оценить: — работу учителя по устранению выявленных у учащихся пробелов в понимании нового материала; — характер вопросов, задаваемых ученикам Выяснить, в какой мере форма организации деятельности учащихся соответствует дидактической задаче этапа Проследить за речью учащихся   Если вопросы, задаваемые учителем, требуют простого воспроизведения материала по памяти, то метод, со всей очевидностью, вступает в противоречие с дидактической задачей этапа. Если же это вопросы проблемные, конкретизирующие знания и требующие от учеников самостоятельной мыслительной деятельности, переноса знаний, то они в полной мере соответствуют дидактической задаче этапа Если учитель спрашивает одного ученика, а класс бездействует, форма приходит в противоречие с этой задачей. В том случае, если учитель обращается к классу с предложением внимательно выслушать ответ ученика, дополнять его и по количеству и по качеству дополнительных ответов и замечаний учеников определяет масштабы и качество пробелов в знаниях отвечающего и всего класса, глубину понимания нового материала, то форма в определенной степени будет соответствовать задаче этапа.  
ПОМНИТЕ! Устный опрос — чуть ли не единственный вид речевой практики на уроке  
     
         
Дидактическая задача этапа. Условия достижения положи- тельных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
7 ЭТАП — ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Дидактическая задача этапа: — закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; Условия достижения положительных результатов: — выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; — использование разнообразных форм закрепления знаний Содержание этапа: — применение разнообразных приемов и средств закрепления полученных знаний и умений; — изложение методики изучения материала; — закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний Показатели выполнения дидактической задачи этапа: — умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; — умение воспроизводить основные идеи нового материала; — умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; — активность учащихся Установить: — связь этого этапа с результатами двух предыдущих этапов урока, ибо прочность закрепления знаний зависит от качества их усвоения и понимания; — связь между осмыслением знаний и закреплением их в памяти; — связывает ли учитель закрепление знаний и умений с закреплением методики их изучения дома. Проанализировать методы закрепления учебного материала: — стимулирует ли учитель при закреплении активное мышление учеников; — заставляет ли их воспроизводить не только факты, но и ведущие идеи, существенные признаки главных понятий; — добивается ли он, чтобы знания стали прочными и отчетливыми; — показывает ли он, пути актуализации полученных знаний Рассмотреть: — формы закрепления знаний; — их разнообразие; — их действенность Особенность анализа данного этапа: — на нем наиболее ярко проявляется итог всей проделанной на уроке работы; — именно на нем руководитель получает материал, позволяющий судить; — о степени достижения дидактической цели урока; — о том, насколько велик разрыв между нею и реальным результатом. Проследить за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников в ходе упражнений: — оказание оперативной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы; — обучение школьников работе в должном темпе; — обучение школьников навыкам самоконтроля в ходе самостоятельной работы; Установить как ведется отбор упражнений для самостоятельной работы учащихся: — охватывают ли они наиболее важные моменты темы; — стремится ли учитель минимальным числом упражнений достигнуть большего эффекта в формировании соответствующего умения. Возможные способы закрепления новых знаний: 1) беседы по всем вопросам изложенной темы, 2) беседы только по узловым вопросам темы, 3) чтение статьи из учебника по соответствующей теме, 4) постановка вопросов в новой формулировке, 5) побуждение учащихся приводить свои примеры в подтверждение изученных правил и выводов, 6) закрепление материала с помощью серии картин, таблиц и т.д. От учащихся при этом требуется рассмотреть, сопоставить, сравнить, выделить нужное, 7) демонстрация учебного кино, 8) упражнение в решении задач, требующих практического использования полученных знаний и умений. Закрепление знаний — это не только требование запомнить учебный материал, основные факты. Это также создание таких учебных ситуаций, когда ученик начинает оперировать новыми знаниями, решать теоретические и практические задачи, соотносить факты с понятиями и идеями Организация лабораторных и практических заданий (техника безопасности) Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке Различные формы организации самостоятельной работы (индивидуальные, фронтальные групповые) — Виды самостоятельных работ: — работа с книгой; — упражнения; — решение задач, практические и лабораторные работы; — различные проверочные, — самостоятельные работы (диктанты, сочинения, контрольные работы); — подготовка докладов, рефератов; — работа (индивидуальная и групповая), связанная с экскурсиями и наблюдениями — Первичное и последующее закрепление материала с. [15,113-123]
Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в создании объектов познания. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации. Не зря говорят, что можно глядеть, но не видеть, слушать, но не слышать. В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания до глубочайшей поглощенности и одержимости. Такая поглощенность объектом, «неотступное думанье» о нем (И.П. Павлов) — обязательное условие серьезных достижений в любой области деятельности, важный показатель интеллектуальной одаренности    
Для стимула творческого мышления целесообразно учитывать общеизвестные правила: 1. Каждое предложение принимается. Критические замечания высказываются позже. Разрешается только одобрительный смех. 2. Доброжелательное отношение к свободному «полету мысли». Чем непринужденнее выступление, тем лучше. Не отбрасывать нереалистичные и нецелесообразные на первый взгляд идеи. Легче спускать идеи на землю, чем запускать их в небо. 3. Лучше, когда идей много. Чем больше предложений, тем вероятнее, что среди них найдется особенно удачное. Ранее высказаная идея может быть в ходе дискуссии отвергнута, изменена или дополнена. Творческие идеи часто возникают в конце обсуждения. Количество идей влияет на качество. 4. Наряду с собственными идеями следует высказывать предложения об улучшении идеи товарищей или о возможности соединения одной или нескольких идей. Разумеется, уровень знаний и способностей учащихся, а также степень сложности задачи определяют и степень самостоятельности ее решения. Учитель должен знать, какие задачи учащимся доступны, где и что им подсказать, в каких случаях учащиеся могут работать самостоятельно, а в каких — с его помощью. Каждый учащийся должен иметь свое задание, возможность испытать свои силы и ощутить свой личный успех как часть успеха всего коллектива [11, с.65].
 
Дидактическая задача этапа. Условия достижения положительных результатов Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа Содержание анализа урока по этапам Теоретическая база
8 ЭТАП — ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Дидактическая задача этапа: — сообщить учащимся о домашнем задании; — разъяснить методику его выполнения; — подвести итоги урока. Условия достижения положительных результатов: — спокойное, терпеливое объяснение содержания домашней работы, приемов и последовательности ее выполнения; — обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; — домашнее задание в основном должно предусматривать углубление и закрепление знаний, полученных на уроке, их применение в условиях, близких к жизненным Содержание этапа: — информация о домашнем задании; — инструктаж по его выполнению; — проверка того, как учащиеся поняли содержание работы дома и способы ее выполнения; — подведение итогов работы: — как работал класс; — кто из учащихся особенно старался; — что нового узнали школьники Показатели выполнения дидактической задачи этапа (выясняется на следующем уроке): — правильное выполнение домашнего задания всеми учениками Проследить: — за тем, учитывает ли педагог при инструктаже реальные результаты двух предыдущих этапов — первичной проверки понимания и закрепления материала; — за соответствием вида домашнего задания цели урока; — за объемом домашнего задания; — за осуществлением дифференцированного подхода к учащимся и их психологическим настроем; — за соблюдением 4-х правил методики дачи задания на дом; — за посильностью объема и сложностью домашнего задания: — ориентировка на средний уровень подготовленности учеников; — дифференциация задания для наиболее подготовленных (дополнительные задания, решения задач двумя способами и т.п.); — организация помощи слабоуспевающим ученикам (дополнительные указания, карточки — консультации с советами и рекомендациями) Проследить за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников: скоординированность объема домашнего задания с другими учителями; — включение в домашнее задание работы над ошибками; — четкая инструкция о порядке выполнения домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях; — индивидуализация домашнего задания для слабоуспевающих: — поручается ли им повторить материал, необходимый для изучения новой темы; — даются ли им инструкционные карточки. Организация домашней подготовки уроков Задания на дом По своему характеру домашнее задание должно являться продолжением классной работы. По трудности оно должно быть средним; по содержанию — комплексным; по объему — рассчитанным на 1/3 — 1/2 классной работы  
Успешность решения задач обучения зависит от того, в какой мере учащиеся владеют методами научного познания: общими и специфическими, чувственными и рациональными, логическими и экспериментальными. При специальном обучении учащихся методам познания содержание обучения должно предусматривать определенные обязательные элементы, которыми могут быть: — специфический понятийный аппарат: — способы распознавания специфических признаков, связей и отношений; — навыки ориентировки многообразии этих признаков, связей и отношений; — специфические способы описания признаков, связей и отношений; — специфические способы формулирования правил и предписаний
НИ УРОКА БЕЗ НАПРЯЖЕННОЙ МЫСЛИ УЧАСТНИКОВ ОБУЧЕНИЯ, НИ ОДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ БЕЗ ПООЩРЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ УЧЕНИКОВ, ОТ ПЕРВОКЛАССНИКА ДО ВЫПУСКНИКАМИ ОДНОГО СЛУЧАЯ ПОДАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ — ЗАЛОГ РАЗНОСТОРОННЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ [8, с.77]   ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА МЕТОДИКИ ЗАДАВАНИЯ НА ДОМ Правило первое — для задавания на дом необходимо освободить специальное время, причем вполне достаточное для того, чтобы задача полностью была выполнена. Правило второе — задание на дом надо давать при полном внимании всего класса, надо, чтобы учащиеся рассматривали этот этап урока как не менее важный, чем все остальное, как работу, определяющую успех их самостоятельной домашней подготовки. Правило третье — добиваться, чтобы содержание домашнего задания (что именно предстоит сделать) было понятно всем без исключения учащимися. Правило четвертое — разъяснить домашнее задание таким образом, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать. Необходимо вооружить их методикой выполнения домашнего задания
Основные условия успешности коллективной деятельности: — увлекательность; — учет личных интересов ребят и опора на эти интересы; — активное участие в работе всех учеников, посильный вклад каждого в достижение общей цели
 
Главные признаки групповой формы урока: — класс на данном уроке разбивается на не сколько групп для решения конкретных учебных задач; — каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; — задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; — состав группы не постоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задачи диагностической деятельности, сопряженной с исследовательской, и задачи линий диагностики и регулирования

Задачи диагностической деятельности. сопряженной с исследовательской деятельностью     Задачи, решаемые линиями
 
    актуализирующей адресной рейтинговой
 
    Изучение процесса обучения и воспитания с целью выявления деформации, отклонений от запланированных параметров      
1.      
+ + +
2. Изучение причин возникновения ошибок, поиск путей их устранения      
  +  
3. Количественное изучение эффективности функционирования образовательной системы      
+ +  
4. Сравнительное количественное изучение результатов обучения, но различным технологиям      
+    
5. Изучение трудности и сложности учебного материала   +  
     
6. Постройте моделей зависимостей между пара­метрами, характеристиками на основе количественных интерпретаций +   +
     
7.   Пролонгированное изучение развития детей      
  (изучение обученности) +
8. 11оиск неавторитарных рычагов управления обучением и воспитанием в условиях коллективных форм обучения + + +
     
           

Примечание. Знаком «+» отмечены совпадающие задачи.

[1] (*)- гриф

[2] (**)-имеется в библиотеке МГППУ

[3] Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996.

Наши рекомендации