Истоки проблемы конфликта восходят к древним философам.
Древний Китай:
-философы видели источник движения во взаимоотношениях присущих материи положительных и отрицательных сторон.
Древняя Греция:
-было распространено учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей и миров; благодаря противоположностям одни вещи и миры рождаются, другие - уничтожаются, и во Вселенной происходит бесконечный круговорот вещей и миров.
Н. Макиавелли, исследуя конфликты, отмечал их положительную роль в развитии общественных процессов. Однако до конца XIII века мыслители, изучавшие конфликты, сводили их к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства.
Впервые конфликт, как социальное явление, проанализировал А. Смит в работе “Исследования о природе и причинах богатства” (1776). Он считал, что в основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наёмные рабочие) и экономическое соперничество, которое он рассматривал как важнейшую движущую силу общественного развития.
Гегель видел главную причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства, с одной стороны, и привязанным к труду классом - с другой. Важное значение для исследования конфликтов имело его учение о противоречиях и борьбе противоположностей.
Конфликт политический - это состояние политических отношений, в которых их участники ведут борьбу за ценности и определённый статус, власть и её ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Суть конфликта в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлечённых в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих своё место в обществе и своё отношение к другим людям, социальным группам и институтам.
Причины и стадии развития политических конфликтов
Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Главный вопрос в конфликтах - это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других. В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития.
Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций. Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе.
Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.
.Классификация политических конфликтов
Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:
- сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
- сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
- уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне - межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
- время действия: затяжные, скоротечные.
Три основных типа политических конфликтов: конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентификации (отождествление, уподобление).
Конфликт интересов преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг вокруг дележа экономического “пирога” (борьба по поводу размеров налогов, объёма социального обеспечения и т.п.). Этот тип политического конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.
Ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным устройством. Они требуют больших усилий для урегулирования, поскольку трудно поддаются компромиссам (действует правило “или-или”). Но своему содержанию ценностные конфликты - это борьба вокруг принятых неосознанно понятий о том, что является правильным или важным. Приоритетные ценности, которые являются основой подобных политических конфликтов - это “свобода”, “равенство”, “справедливость”, “автономия”, “терпимость” и т.п.
Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определённой группой (этнической, религиозной или языковой), а не с обществом (государством) в целом. Конфликты идентификации возникают в условиях противоположности рас (в недавнем прошлом - ЮАР), этнических противоположностей (бывший СССР), религиозных (Северная Ирландия) и языковых (Бельгия, нынешняя Украина) противоположностей.
В политическом конфликте противоборствующими сторонами выступают: государство, определённые классы, социальные общности, политические партии и движения, политические лидеры.
Конфликты происходят как между субъектами одного порядка (государство с государством, класс с классом и др.), так и в различных вариантах (определённая социальная общность с государством, политический лидер - с политической партией и др.).
Выделяются также горизонтальные и вертикальные политические конфликты.
Горизонтальные - это конфликты между индивидуумами, социальными группами, классами.
Вертикальные - между субъектами политической власти, представляющие её различные уровни.
Например, конфликты между центральными и местными государственными органами, между гражданами и различными государственными структурами.
Предпосылки и условия возникновения политических конфликтов: связаны с экономическими, социальными, политическими процессами, развитие которых ведёт к возникновению конфликтных ситуаций. Резкое обострение ситуации может вызвать усиление международной напряжённости, стихийное бедствие, крупная катастрофа и т.п.
4 Стадии конфликта:
o зарождение,
o начало
o нарастание
o разрешение.
Первая стадия - зарождение или предконфликтная ситуация - характеризуется следующими признаками:
а) наличие и рост недовольства существующим положением в наиболее важных сферах общественной жизни (например, галопирующая инфляция, быстрый рост цен, критическое загрязнение окружающей среды, не говоря уже об обнищании широких масс и др.), настроения неудовлетворённости вообще существующим социально-политическим устройством в данном обществе;
б) утрата доверия к власти, рост беспокойства за ближайшее будущее, повышение политической активности значительной части населения страны;
в) напряжение проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях (миграция части населения в другие регионы и за границу, активизация общественно-политических движений в борьбе за влияние на массы и др.).
Вторая стадия - начало конфликта, когда антагонизм перерастает в противостояние, в собственно конфликт в открытом виде. Поводом перерастания процесса в эту стадию могут быть:
а) серьёзные просчёты высшего политического руководства страны, приведшие к резкому ухудшению материального положения значительной части населения;
б) заранее запланированная провокация;
в) принятие решения, ущемляющего права другой группы;
г) запаздывание в принятии радикальных мер, направленных на решение проблем, взбудораживающих население и др.
Третья стадия - нарастание конфликта, на которой и разворачиваются конфликтные действия:
а) в борьбу вовлекаются через блоки, договоры всё большее количество других участников;
б) кризис охватывает всех участников с обеих сторон и превращается в общенациональный;
в) одна из сторон переходит к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах;
г) наконец, вооружённый конфликт, начинающийся с ограниченных масштабов, но способный развиться до войны, как продолжение политики всех участников конфликта.
Четвёртая стадия завершает весь процесс, это стадия разрешения конфликта, когда либо под давлением более сильной стороны, либо по обоюдному согласию, удаётся прийти к однозначному решению, состоянию, приемлемому для обеих сторон, когда собственно конфликтная ситуация исчерпывается.
Конфликты полифункциональны:
- выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
- способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
- стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
- обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.