Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов

Умелое обращение с конфликтами - важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников.

Обращение с конфликтами - это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли управление ими.

Управление конфликтом - это контроль над его процессами формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта, так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами.

Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта» Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.

Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют как сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, так и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт.

Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов:

а) предупреждение конфликта;

Предупреждение конфликтапредполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного.

В самом общем виде действия по предупреждению конфликта можно представить в следующих основных вариантах Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов:

а) стороны вступают в переговоры, пытаются понять взаимные претензии, найти компромиссные решения в рамках существующего законодательства или договариваются о новых правилах. Чтобы события начали развиваться по этому сценарию, необходимо признание каждой из сторон опасности развития конфликтной ситуации. Итогом таких переговоров должен стать перевод событий в русло конкурентного взаимодействия;

б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию, что приводит к дисперсии конфликтной ситуации. Это достигается путем переключения внимания участника потенциального политического конфликта на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем не правительство, а руководство шахты, в результате чего в рядах потенциального участника конфликта происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы;

в) возможно использование комбинированных методов, когда одновременно стороны вступают в переговорный процесс, а параллельно идет работа по рассеиванию противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным действиям, к обострению напряженности.

б) собственно регулирование или управление конфликтом.

Регулирование конфликта- комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы.

В регулировании конфликта можно выделить следующее:

1) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние;

2) регулирование вооруженного конфликта.

Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае

Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта..

В случае затянувшегося конфликта стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко.

Посредники: отдельные государства, международные организации и даже частные лица.

В случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения.

Переговоры- главный способ разрешения политического конфликтакак на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений

Главный итог регулирования конфликтов:

-совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.

Наши рекомендации