Проблема формирования политической культуры в России
o Чем демократичнее принципы политического властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля политической властью, тем выше уровень политической культуры
o Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью
o Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя и функционирует относительно самостоятельно.
o Политическая культура связывает государство с гражданским обществом;
o Демократизация политической системы немыслима без достаточно высокой политической культуры граждан и других политических субъектов общества.
Составной частью политической культуры является электоральная культура общества.
Электоральная культура включает:
-отношение к выборам как форме политического поведения;
-партийную идентификацию;
-идентификацию по отношению к партийным лидерам и кандидатам;
-оценки политических событий, влияющих на выборы.
В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты.
Постоянные компоненты: определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями.
Переменные компоненты — это политические настроения, быстроменяющиеся политические взгляды, оценки и др.
В политической культуре целесообразно различать рациональный и эмоционально-волевой уровни.
Рациональный складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентации, установок;
Эмоционально-волевой — на основе разнообразных рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социально-культурными и социопсихологическими факторами.
o Компоненты политической культуры характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, подвержены медленным изменениям, даже в процессе глубоких социальных преобразований.
o Одним из важнейших системообразующих компонентов политической культуры является религия. Она выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, воздействует на процессы интеграции индивидов в политическую систему.
o Религиозные традиции влияют на такие базисные ценности социально-политической культуры, как права и свободы человека, представления о характере власти, правила соблюдения закона.
o Важную роль в политической культуре общества играют традиции. Они обеспечивают сохранение непрерывности исторического (а значит, политического) процесса.
o Существенно и место стереотипов. Они формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные, а и иногда дезинтегрирующие функции.
o В понятие «политическая культура» входит и политический миф.
Политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.
Политическая культура оказывает влияние на:
-ход и оценку политических действий.
-образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, — это неэффективность политических действия.
Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления власти могут выступать демократические и авторитарные методы, преобладать механизмы принуждения, либо убеждения.
Политическая культура находится в динамике, в тесном взаимодействии с существующей политической системой. Степень развития политической культуры выражается также в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.
Важное значение для развития общества имеет его правовая культура.
-совокупный правовой опыт общества, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь.
Правовая культура ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере.
Правовая культура включает:
-определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;
-надлежащую степень знания населением законов;
-высокий уровень уважения норм права,их авторитета;
-качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;
-специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);
-результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.)
Основные функции политической культуры:
• познавательная — усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;
• коммуникативная — передача политических знаний, ценностей, опыта;
• воспитательная — формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
• интегративная — формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;
• регулятивная — обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;
• нормативно-ценностная — закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.
Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей.
Истоки российской политической культуры коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя.
Россия — это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь — царь — император — монарх — генеральный секретарь — президент.
Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям помазанника божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости.
В русской истории существует и другая — демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.
В целом политической культуре россиян присущи:
-ориентация на нормы коллективистской или общинной морали;
-идеологизированность в политических и иных вопросах;
-склонность к политическому радикализму, политическим крайностям;
-политическая лояльность и подданническое отношение к власти;
-правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания;
-предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму);
-определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.
Можно выделить ряд национальных черт русских (россиян), отражающихся и в политической культуре общества:
o простодушие;
o вера в идеал;
o мечтательность;
o «обломовщина»;
o идея мессианства («Москва — третий Рим», «Русь — птица тройка», «советский народ — первопроходец социализма»);
o идея соборности;
o идея общинности;
o стремление всех сделать счастливыми (в том числе и насильно); стремление во всем дойти «до конца»;
o самоотверженность, бескорыстие;
o черты фанатизма; тяга к пророчеству;
o любовь к Родине, справедливости и свободе;
o широта русской души.
Наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян:
Во-первых, это особое значение государственности, роли государства как собирателя земель и народов, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.
Во-вторых, это особая роль общины и традиций, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации.
В-третьих, это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития - проблемы справедливости и порядка.
В-четвертых, традиции борьбы за раскрепощение человека.
В-пятых, левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.
В-шестых, в различных республиках, краях и областях Российской Федерации наблюдаются те или иные социальные и национальные приоритеты в политических ориентациях.
В-седьмых, высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.
В-восьмых, возрастает политическая роль бюрократии и плутократии.
В-девятых, характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой.
В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно-этатистской, «подданническо-партисипаторной» к демократической, гражданской культуре.
Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.
Формирующаяся демократическая политическая культура в России является существенным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу и на президентских выборах (до 70% избирателей) — позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.
32. Конфликты: типология и способы разрешения