Проблемы формирования политической культуры

В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация - в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И, тем не менее, не все так беспроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства. В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики. Человек не рождается социальным, в том числе политическим, существом, хотя с момента своего появления на свет уже обладает необходимыми для формирования социальности потенциалом в виде природных задатков. Социализация личности предполагает освоение различных форм социального опыта, включая политическую культуру. Индивид способен стать субъектом политики, лишь овладев политической культурой, т.е. в процессе политической социализации. Многие проблемы в Беларуси в 90-е годы XX века проистекали именно из-за того, что политической деятельностью стали активно заниматься не овладевшие азами политической культуры люди - журналисты, писатели, ученые-естествоиспытатели. Это они, став депутатами Верховного Совета БССР, второпях приняли позаимствованные на Западе законодательные акты, не позволившие нашему государству без серьезных потерь реформировать экономику. Политическая социализация не сводится лишь к усвоению наличного политического опыта. Она предполагает формирование у субъекта собственной политической культуры, отражающей новые социальные реалии (иначе он не сможет предвосхищать политические события). Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом - переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Важнейшая задача - формирование политической и правовой культуры у молодежи - не показной, митинговой, бравадной, а подлинной культуры. Как себе представляет молодежь (в том числе студенческая) политику и политическую культуру? Зачастую, как несанкционированные митинговые страсти, уличные баталии, не подкрепленные фактами претензии и громогласные публичные заявления по отношению к власти. Получается, прав тот, кто громче всех крикнул? Или же устроил публичный политический скандал? Но это не политическая и не правовая культура. Это антикультура. И не следует заблуждаться на этот счет. Противостояние приводит общество к хаосу, анархии и заканчивается, как правило, социальным взрывом. Сформированная же политическая культура не разобщает, а, наоборот, консолидирует общество.

Мы вступаем в информационное общество, в век информационных технологий, в том числе - социальных, с помощью которых легко манипулировать общественным мнением. Чтобы не поддаться на манипуляцию, адекватно оценивать ситуацию, надо быть политически грамотным человеком. Для этого и следует формировать политическую и правовую культуру.

Жизнь убеждает нас в том, что процесс формирования политической культуры у молодежи (политическую социализацию) нельзя пускать на самотек. Такой пренебрежительный подход к политической социализации был характерен для 90-х годов прошлого века, и его последствия неутешительны. Кто же должен заниматься формированием политической культуры у граждан Беларуси - семья, школа, профсоюз, политические партии? Мы исходим из того, что формирование у индивида политической культуры - непрерывный процесс, осуществляемый как государственными, так и общественными институтами. Он начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, политических партиях и т.д.

На теоретическом, т.е. понятийно-категориальном уровне политическая культура личности формируется лишь в процессе ее обучения в школе, вузе, систематической самостоятельной работы над развитием интеллекта. С этой целью изучаются такие дисциплины, как история, право, политология и др. Но представляется важным отметить ту особую роль, которая в политической социализации личности принадлежит философии. Это осознали еще древние греки и римляне. Они считали необходимым приглашать философов в качестве воспитателей будущих государственных сановников высшего ранга. Так, например, воспитателем Александра Македонского был крупнейший античный философ-энциклопедист Аристотель, а будущего римского императора Нерона обучал Сенека. Какую же роль играет философия в формировании политической культуры личности, и можно ли обойтись без нее? На этот вопрос дали четкий ответ как философы, так и государственные деятели. Большинство из них уважительно относились к философии, серьезно ее изучали и даже вносили свой личный вклад в ее развитие, как, например, Ф.Бэкон. Философия придает системность мышлению, значительно расширяет его границы, делает его масштабным, позволяет в человеческой истории увидеть за ее, казалось бы, алогичным зигзагообразным ходом строгую логику, обнаружить главные тенденции ее развития, т.е. добыть социальную истину, что позволяет политику соизмерять принимаемые решения с возможными их последствиями. Не кто иной, как философы, выводят анализ социально-политической проблематики и истории в целом на уровень конкретно-всеобщего понятия, вскрывают всеобщие основания социального прогресса, механизм его реализации, моделируют его тенденции на отдаленную перспективу. В свое время, характеризуя историческую науку, Г.Гегель различал три ее вида - первоначальную (историк лишь описывает факты), рефлективную (историк возвышается над современной эпохой) и философскую («мыслящее рассмотрение» истории).

Как нам представляется, вышеприведенную гегелевскую схему вполне уместно применить к политической культуре личности На первоначальной стадии индивид лишь обнаруживает интерес (влечение) к политической культуре и политической деятельности и имеет о них весьма смутное представление, не раскрывающее сущности политических процессов. Это уровень массового сознания, на котором, собственно, и остается большинство граждан. На ступени рефлективной политической культуры индивид уже осмысливает политические реалии (процессы). И, наконец, на третьей, высшей, ступени политической культуры индивид на философско-теоретическом уровне постигает сущность исторического процесса и соизмеряет с социальной теорией принимаемые политические решения. Только овладев философией истории, индивид может претендовать на роль профессионального политика.

Особенно резко возрастает значимость философского понимания исторического процесса в переломные периоды человеческой истории. Именно в современных условиях, когда во всем мире происходят столь масштабные социально-исторические трансформации, как никогда ранее, становятся востребованными серьезные аналитические разработки социальной философии, понимаемой в данном конкретном случае как философия истории. Именно социальной философии, т.к. исторические, экономические, юридические и др. науки способны адекватно воспроизвести в теоретической форме лишь какой-то отдельный срез, сторону, грань общественного развития, но не социальный процесс в целом. А без системного философско-теоретического осмысления социальных процессов на рубеже ХХ-ХХI веков не представляется возможным выработать политическую программу выхода из кризиса, в которой все более затягивается мировое сообщество. Таким образом, главным аргументом, подтверждающим значимость философии для политиков, является социальная практика.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на ту огромную ответственность за процесс формирования политической культуры и уровень ее состояния в нашем обществе, которая ложится на педагогов-гуманитариев. Это они обязаны развивать у молодых людей культуру мышления, наращивать их интеллект, поднимать его планку до уровня понятийно-категориального осмысления социальных реалий, т.е. формировать философскую, правовую, политическую культуру. В противном случае мы не сможем выработать адекватную этим реалиям программу практических действий.

Но и сами философские, исторические, политические и правовые науки должны обладать эвристической фундаментальностью и приверженностью патриотическим традициям и нравственным ценностям белорусского народа.

Начиная с середины 80-х годов XX века, активизировалась политическая жизнь, произошла резкая политизация общественного сознания. Однако уровень политического сознания и политической культуры не повысился. И на уровне теоретического, и на уровне обыденного сознания не хватает масштабности, глубины осмысления политических реалий. Все это негативно сказывается на практической работе наших профессиональных политиков. Поэтому требуется повышение уровня теоретических разработок, преподавания политологии в учебных заведениях.

Наши рекомендации