Элементы Политической культуры
Политическая культура
Политическая культура — это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых.
Автором понятия «политическая культура» является немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики.
За рубежом весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, М. Дюверже, Л. Пай. Термин «политическая культура» широко использовали в своих трудах Н.А. Бердяев, В.И. Ленин и другие российские мыслители. Среди современных известных российских исследователей: А.А. Галкин, К.С. Гаджиев, А.И. Соловьеви др.
Политическая культура характеризует:
-уровень освоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ;
-степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего;
-зрелость и компетентность в оценках политических явлений.
Политическая культура включает:
-ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов;
-характер участия людей в политике;
-уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений;
-оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля);
-образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации; религиозно-политические ориентации и оценки.
Элементы Политической культуры
o Познавательные
o Нравственно-оценочные
o Поведенческие элементы.
Познавательные элементы: знание и понимание гражданами:
-политических интересов — личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных;
-конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил;
-сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций;
-основных политических норм и процедур;
-форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством;
-ведущих политических процессов международной жизни.
Ценностные элементы политической культуры воплощают:
-общекультурные ориентации, отношения к власти;
-отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики;
-политическую самооценку.
Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан:
-в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти;
-в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах);
-в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.
Причины и стадии развития политических конфликтов
Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Главный вопрос в конфликтах - это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других. В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития.
Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций. Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе.
Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.
.Классификация политических конфликтов
Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:
- сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
- сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
- уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне - межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
- время действия: затяжные, скоротечные.
Три основных типа политических конфликтов: конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентификации (отождествление, уподобление).
Конфликт интересов преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг вокруг дележа экономического “пирога” (борьба по поводу размеров налогов, объёма социального обеспечения и т.п.). Этот тип политического конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.
Ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным устройством. Они требуют больших усилий для урегулирования, поскольку трудно поддаются компромиссам (действует правило “или-или”). Но своему содержанию ценностные конфликты - это борьба вокруг принятых неосознанно понятий о том, что является правильным или важным. Приоритетные ценности, которые являются основой подобных политических конфликтов - это “свобода”, “равенство”, “справедливость”, “автономия”, “терпимость” и т.п.
Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определённой группой (этнической, религиозной или языковой), а не с обществом (государством) в целом. Конфликты идентификации возникают в условиях противоположности рас (в недавнем прошлом - ЮАР), этнических противоположностей (бывший СССР), религиозных (Северная Ирландия) и языковых (Бельгия, нынешняя Украина) противоположностей.
В политическом конфликте противоборствующими сторонами выступают: государство, определённые классы, социальные общности, политические партии и движения, политические лидеры.
Конфликты происходят как между субъектами одного порядка (государство с государством, класс с классом и др.), так и в различных вариантах (определённая социальная общность с государством, политический лидер - с политической партией и др.).
Выделяются также горизонтальные и вертикальные политические конфликты.
Горизонтальные - это конфликты между индивидуумами, социальными группами, классами.
Вертикальные - между субъектами политической власти, представляющие её различные уровни.
Например, конфликты между центральными и местными государственными органами, между гражданами и различными государственными структурами.
Предпосылки и условия возникновения политических конфликтов: связаны с экономическими, социальными, политическими процессами, развитие которых ведёт к возникновению конфликтных ситуаций. Резкое обострение ситуации может вызвать усиление международной напряжённости, стихийное бедствие, крупная катастрофа и т.п.
4 Стадии конфликта:
o зарождение,
o начало
o нарастание
o разрешение.
Первая стадия - зарождение или предконфликтная ситуация - характеризуется следующими признаками:
а) наличие и рост недовольства существующим положением в наиболее важных сферах общественной жизни (например, галопирующая инфляция, быстрый рост цен, критическое загрязнение окружающей среды, не говоря уже об обнищании широких масс и др.), настроения неудовлетворённости вообще существующим социально-политическим устройством в данном обществе;
б) утрата доверия к власти, рост беспокойства за ближайшее будущее, повышение политической активности значительной части населения страны;
в) напряжение проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях (миграция части населения в другие регионы и за границу, активизация общественно-политических движений в борьбе за влияние на массы и др.).
Вторая стадия - начало конфликта, когда антагонизм перерастает в противостояние, в собственно конфликт в открытом виде. Поводом перерастания процесса в эту стадию могут быть:
а) серьёзные просчёты высшего политического руководства страны, приведшие к резкому ухудшению материального положения значительной части населения;
б) заранее запланированная провокация;
в) принятие решения, ущемляющего права другой группы;
г) запаздывание в принятии радикальных мер, направленных на решение проблем, взбудораживающих население и др.
Третья стадия - нарастание конфликта, на которой и разворачиваются конфликтные действия:
а) в борьбу вовлекаются через блоки, договоры всё большее количество других участников;
б) кризис охватывает всех участников с обеих сторон и превращается в общенациональный;
в) одна из сторон переходит к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах;
г) наконец, вооружённый конфликт, начинающийся с ограниченных масштабов, но способный развиться до войны, как продолжение политики всех участников конфликта.
Четвёртая стадия завершает весь процесс, это стадия разрешения конфликта, когда либо под давлением более сильной стороны, либо по обоюдному согласию, удаётся прийти к однозначному решению, состоянию, приемлемому для обеих сторон, когда собственно конфликтная ситуация исчерпывается.
Конфликты полифункциональны:
- выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
- способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
- стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
- обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.
В-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра. Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации - реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
Государственная власть
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
· Президент Российской Федерации,
· Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
· Правительство Российской Федерации,
· Суды Российской Федерации.
Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Глава государства
Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий[3].
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата— Совет Федерации (полное именование— Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Судебная власть
Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.
В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.
Местное самоуправление
Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).
Политическая культура
Политическая культура — это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых.
Автором понятия «политическая культура» является немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики.
За рубежом весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, М. Дюверже, Л. Пай. Термин «политическая культура» широко использовали в своих трудах Н.А. Бердяев, В.И. Ленин и другие российские мыслители. Среди современных известных российских исследователей: А.А. Галкин, К.С. Гаджиев, А.И. Соловьеви др.
Политическая культура характеризует:
-уровень освоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ;
-степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего;
-зрелость и компетентность в оценках политических явлений.
Политическая культура включает:
-ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов;
-характер участия людей в политике;
-уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений;
-оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной политической позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля);
-образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации; религиозно-политические ориентации и оценки.
Элементы Политической культуры
o Познавательные
o Нравственно-оценочные
o Поведенческие элементы.
Познавательные элементы: знание и понимание гражданами:
-политических интересов — личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных;
-конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил;
-сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций;
-основных политических норм и процедур;
-форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством;
-ведущих политических процессов международной жизни.
Ценностные элементы политической культуры воплощают:
-общекультурные ориентации, отношения к власти;
-отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики;
-политическую самооценку.
Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан:
-в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти;
-в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах);
-в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.