Формирование демократии в России

Становление и формирование демократии означает новый этап в истории развития России. Если система политической демократии в большинстве развитых стран отрабатывалась на протя­жении последнего века, а в некоторых – и еще дольше, то в России ее предстоит создать на месте одной из наиболее сильных диктатур в истории.

Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы.

Действительность показала два способа таких преобразований:

1) быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);

2) так называемую китайскую модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ.

С падением тоталитарного строя в России начался процесс демок­ратической реформации страны. Основные его направления – станов­ление и развитие гражданского общества и правового государства, формирование многопартийной политической системы.

Количественная сторона демократизации российского общества – это расширение участия граждан в политической жизни страны. Ка­чественная – согласованная работа всех ветвей и институтов власти, продуктивное законотворческое сопровождение преобразований, четкая исполняемость законов.

Противоречия переходного периода в России и связанная с этим нестабильность общественной обстановки требуют от власти не только воли к переменам, но и политического реализма, способнос­ти трезво оценивать ситуацию. К сожалению, наш человек так воспи­тывался и формировался прошлой системой, что не привык, не умеет самостоятельно утверждать себя в жизни. За него все решало госу­дарство. Переход к демократии, рынку поставил перед населением сложнейшие жизненные проблемы. Люди винят в них в первую очередь власть, правительство, государство. Это ведет к разбалансированности социальных, гражданских и политических связей. Формирова­ние демократических политических отношений, нормального граждан­ского общества является условием стабилизации и дальнейшего развития страны.

Гарантом демократии служит общественный контроль за ее проявлениями. Российское общество учится демократии. Это достаточно длительный исторический процесс, но поскольку он известен в форме исторического опыта цивилизаций, его можно рационально и целенаправленно ускорить, используя многие оправдавшие себя процедуры и правила.

5 ноября 2008 г. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев обнародовал Послание Федеральному Собранию РФ. Президент обозначил ведущие приоритеты внутренней и внешней политики страны, представил программу демократизации государственного управления и общества.

Значимой частью Послания стали высказывания Президента о том, что во внутренней политике России будет и впредь сохранена социальная направленность, ориентация на человека.

Среди предложенных Президентом РФ политических новаций – увеличение срока полномочий Президента с четырех лет до шести и депутатов Госдумы с четырех лет до пяти. Такая необходимость продиктована прежде всего идеей стратегического планирования, необходимостью реализации долгосрочных приоритетов развития страны.

Предложено расширить конституционные права Федерального Собрания и отнести к предметам ведения Госдумы контрольные функции в отношении исполнительной власти. Предполагается установить конституционную норму, обязывающую правительство ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Эта мера повысит роль парламента, поможет усилить связь между исполнительной, законодательной ветвями власти и гражданами страны.

Другая часть поправок коснется закона «О политических партиях» и выборного законодательства.

В Послании предложено изменить принцип формирования Совета Федерации и расширить его полномочия. Формировать Совет Федерации предлагается только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, депутатов местного самоуправления соответствующего региона. Сейчас губернаторы и региональные законодательные собрания имеют право делегировать в Совет Федерации представителей по своему усмотрению.

Намеченная программа содержит конкретные пункты развития демократических институтов, укрепления партийной системы через повышение ответственности партий за реальный политический процесс, политические кадры и результат их деятельности перед избирателями.

Так, партии, которые набирают на выборах от 5 до 7 процентов голосов, должны получить в парламенте несколько депутатских мандатов, что позволит избирателям, проголосовавшим за них, получить возможность представления своих интересов и позиций. Такая дополнительная позитивная мотивация позволит малым партиям быть более активными на выборах.

Прогрессивный характер носят и предложения об отмене на выборах всех уровней избирательного залога, а также об освобождении от сбора подписей на выборах в Госдуму партий, набравших более 5 % голосов или создавших свои фракции более чем в трети региональных парламентов.

Президент озвучил новый механизм выборов глав регионов, когда кандидата на пост губернатора будут выдвигать только партии, победившие на региональных выборах.

Предложено периодически производить ротации руководящего партийного состава политических партий.

Определена необходимость поэтапного снижения минимального количества членов партии, требуемых для регистрации политической партии.

По предложению Президента должны быть внесены изменения в порядок назначения глав субъектов федерации. Предлагать кандидатуру руководителя субъекта должны партии, победившие на региональных выборах.

Будет продолжено совершенствование судебной системы, активно будет формироваться пакет антикоррупционных законов.

Намечен ряд мер, которые призваны усилить гражданское общество, неправительственные организации.

Предложенные преобразования направлены на повышение роли граждан в политической жизни страны, усиление представительных органов власти всех уровней, дебюрократизацию государства.

ВОПРОСЫ

Наши рекомендации