Типология политических режимов и политических систем
В ходе становления и развития различных политических систем оформились основные (базовые) модели политических систем, или типы политических режимов. Политический режим – это определенный политический порядок, система средств, форм и методов осуществления политической власти в обществе. Он характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью участия народа в формировании и реализации политической власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
В современной политологии выделяют три основных типа политических режимов:
· тоталитаризм;
· авторитаризм;
· демократию.
Основным критерием их выделения стало отношение системы к политическому и общественному плюрализму.
Политический плюрализм – (от лат. pluralis – множественный) – существование множества взглядов на политический процесс идей, теорий и гласность – свобода их выражения.
Тоталитарный режим – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Тоталитаризм характеризуется политическим и экономическим монополизмом – политическим господством одной силы (класс, партия, личность) и экономическим господством одной формы собственности (государственной).
Для тоталитарных режимов характерны следующие признаки:
· насильственное политическое господство группы «избранных», возглавляемой лидером;
· ликвидация политического и общественного плюрализма, монополизация власти;
· монополия одной политической партии на политическую власть, при этом партия либо тесно срастается с государственной бюрократией, либо стоит над ней;
· предельная централизация государственной власти;
· огосударствление всех общественных отношений: государство полностью (тотально) доминирует над обществом и человеком, контролирует их, индивидуальные интересы полностью подчинены общественным (в трактовке правящей олигархии). Не государство существует для людей, а люди живут для государства;
· отсутствие парламентской демократии, разделения властей, прав и свобод личности;
· формирование власти через закрытые каналы бюрократическим способом;
· особого рода идеологии (комплексы идей), обосновывающие право этого режима на существование и являющиеся единственными и общеобязательными;
· монополия на информацию;
· доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора, наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.);
· милитаризация общества;
· жесткий централизованный контроль над экономикой.
Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный английским писателем и публицистом Дж. Оруэллом в романе-антиутопии «1984», написанном в 1949 г., где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй. Сталинский и гитлеровский режимы – прототипы этого идеала,
Авторитарный режим – это неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Он характеризуется:
· политическим монополизмом и экономическим плюрализмом – политическим господством одной силы и различием форм собственности;
· монистической структурой политической власти – ее концентрацией в руках политического лидера (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии;
· отсутствуем единой идеологии;
· отсутствием реального разделения властей, безраздельным господством исполнительной власти;
· ограниченным плюрализмом: присутствуют определенные элементы демократии – выборы, парламент и парламентская борьба, легальная оппозиция, поляризация политических сил и интересов;
· но выборы носят показной, а нередко и фиктивный характер; парламент превращается в совещательное учреждение при главе государства, значительная часть его назначается;
· ограничением политических свобод и прав граждан и общественно-политических организаций, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; допускается деятельность лишь тех политических партий и организаций, которые полностью поддерживают господствующую политическую элиту;
· доминированием командных, административных методов государственного управления , в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
· неподконтрольностью силовых структур и армии обществу, их использованием подчас в политических целях;
· опирой на армию, которая вмешивается в политический процесс;
· подчинением личности авторитету.
Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах – режимы Ататюрка, Франко, Пиночета, Чан Кайши и др. Его теория была впервые разработана теоретиками начала XIX в. – французскими политическими деятелями и публицистами Ж.де Ментром и Л.де Бональдом.
Демократический режим – форма государственного устройства, при котором осуществляется правление народа. В более развернутом виде демократией называют политическую систему, обеспечивающую по возможности полное представительство народа, гарантом которого являются конституционное и правовое государство, а также принципы политического равенства и политической конкуренции. Демократический режим характеризуется политическим (парламентаризм, многопартийность) и экономическим плюрализмом (многообразием форм собственности).
Основополагающие принципы демократии:
· суверенитет народа – признание народа источником власти. Народ посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);
осуществляется периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, подотчетных избирателям;
· приоритет общества над государством – действия государства и его органов власти по отношению к обществу в целом и к отдельному его индивидууму строго регламентируются законом;
· провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
· реальное осуществление принципов правового государства, в том числе четкое осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
· политический плюрализм, исключающий только нарушение законности. Это дает возможность уважать мнения меньшинства и обеспечивать ему право превращаться в большинство;
· избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании;
· демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
· доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения.
Важнейшим условием эффективного функционирования демократии является четкая разработка универсальных демократических процедур, т.е. основных общественных институтов. Для демократии характерны следующие из них:
- Избираемая власть – высший законодательный орган власти и органы управления на местах избираются народом (избираемые депутаты).
- Всеобщее активное избирательное право; пассивное избирательное право.
- Свободные и корректные выборы: голосование – свободное, выборы на всех уровнях совершаются большинством голосов.
- Свобода выражения мнения.
- Информационная свобода.
- Право на объединения.
- Наличие общественного контроля за властью.
Как показывает практика, демократический политический режим лучше других способен решать политические проблемы общества, обеспечивать эффективный поиск оптимального сочетания индивидуальных и общественных интересов, баланса свободы, равенства, ответственности.
Типология демократии строится на основе разных институциональных уровней и по различным критериям. На внешнем уровне, согласно юридически институциональному критерию, ее тип определяется отношениями между законодательной и исполнительной властями и функциями судебной власти. При парламентском режиме исполнительная власть зависит от законодательной (в так называемой парламентской республике), а также – от избирательного процесса. При президентском правлении глава государства избирается непосредственно народом, президент зависит только от избирателей. Президент сам формирует правительство и сам может его возглавить.
Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:
· с высокой степенью автономии подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т.п. (Англия, США);
· с ограниченной (Франция, Италия);
· с малой (например, Мексика).
Демократический режим – результат творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.
С точки зрения форм правления различаются политические режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т.п., которые рассматриваются подробнее в следующей теме.
В современной политологии предпринимаются попытки типологии современных политических систем. Существующая типология политических систем по комплексу признаков выделяет 5 их типов:
· либерально-демократические, к которым отнесены политические системы практически всех наиболее развитых стран современного мира – США, Франции, Англии, Германии, Японии, Швеции и др.;
· национально-демократические (политические системы Индии, Египта, Турции);
· национально-авторитарные системы, стремящиеся решать прежде всего национальные проблемы, подчиняя этому все остальное (политические системы Ирака, Сирии, Туркмении);
· теократически-авторитарные системы, опирающиеся прежде всего на авторитет религии (Иран, Пакистан, ряд арабских государств);
· тоталитарно-социалистические, стремящиеся тоталитарными методами обеспечить господство общественных интересов над индивидуальными во имя равного процветания всех (Куба, Северная Корея).