Местное управление и самоуправление: главные признаки. Механизмы формирования и направления деятельности.
Местное управление— местные органы власти, назначаемые центральной властью.
Самоуправление— предоставленное конституцией или иными государственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; деятельность местных органов власти по реализации предоставленных им полномочий.
Органы местного самоуправления—местные органы, которые избираются непосредственно гражданами.
Местное самоуправление характеризуется главным признаком — выборностью. Органы местного самоуправления избираются непосредственно гражданами, а местного управления — назначаются центральной властью. В этом их главное отличие. Встречаются также термины «муниципалитет», «муниципальный орган», что чаще всего равнозначно понятию органа местного самоуправления; В США и в Днглии муниципальными называются только городские органы, в некоторых других странах — любые избираемые.
Вместе с тем органы местного Самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, самостоятельностью, т. е. иметь реальные права. Полномочия местных органов закрепляются в нормативных актах. Конституции государств содержат главы или отдельные статьи;: посвященные местному самоуправлению. 15 октября 1985 года была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Она обязательна для государств — членрв Совета Европы и закрепляет важнейшее конституционные, законодательные основы местного самоуправления. | Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. В разных странах имеются различные системы административно-территориального деления; более развитые и Менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера площади государства, от численности его населения.
Встречаются двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т. д. Есть даже пятизвенные системы (например во Франции).
Местное самоуправление, как правило, включает в себя два элемента: выборный орган ни исполнительный орган. Исполнительный орган бывает единоличным и коллегиальным. Примером первого является мэр (Франция) или бургомистр (ФРГ), а второго — Магистрат в некоторых землях ФРГ или I джуита в Италии. Исполнительный орган - это постоянно действующая структура, а выборное собрание собирается периодически для решения каких важных вопросов.
Органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждаетя, в частности, наделением их обширными властными полномочиями, При этом объем полномочий и способ предоставления прав местным органам в различных странах весьма неодинаков. В некоторых государствах (например, Франция) законодательство очень подробно регламентирует компетенцию муниципальных органов и следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.
Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная касается местных дел — это система 5 школьного образования, здравоохранение, правильность застройки, чистота улиц, скверов, забота о бездомных, престарелых и т. д. Вторичнря компетенция — это то, что местные органы выполняют как бы по поручению вышестоящих органов: учет избирателей, призывников и т. д. Для лучшего понимания компетенции муниципальных органов их полномочия подразделяются на определенные группы.
1. Полномочий в сфере финансово-экономической деятельности — принятие местного бюджета, участие в экономических и социальных проектах путем выпуска либо покупки акций, сбор различных денежных средств и т. д. Финансово-экономическая сфера является самой важной.
2. Полномочия в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды.
3. Полномочий в социальной сфере
4. Полномочия в области охраны общественного порядка
Эти направления деятельности являфтся самыми важными для местных муниципальных органов зарубежных стран.
Права местных органов в унитарных государствах закрепляются законами и актами правительства, в федеративных государствах — субъектов федерации.
Основными методами муниципальной деятельности являются непосредственное регулирование и управление
Регулирующая Деятельность — это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера и др. разрешение на
занятие промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков под строительство; разрешение или наложение запретов на проведение уличных
демонстраций, митингов; надзор за охраной общественного порядка, противопожарной безопасностью, санитарией и т. д.
Управленческой деятельностью называется руководство предприятиями коммунального Хозяйства, транспорта, бытового обслуживания, которые составляют муниципальную собственность.
Центральная власть стремиться контролировать местные власти, чтобы они не выходили за рамки закона.