Роль президента определяется существующей формой правления.

При парламентской форме правления – президент осуществляет в основном представительские функции; формально утверждает политические решения, принятые парламентом или правительством. Ответственность за деятельность президента возлагается на правительство, существует институт контрасигнатуры. Признание президента виновным в соответствии с процедурой импичмента, ведет к его отставке и передаче его компетенции парламенту и правительству.

При президентской и смешанной формах правления, «сильный» президент контролирует правительство, осуществляет исполнительную власть самостоятельно. Президент, как правило, выбирается прямым путем. Иногда возможны и косвенные выборы. Система государственной власти построена на принципе разделения властей. Президент может распустить парламент, а парламент в свою очередь, может принять отставку президента, при условиях, определенных Конституцией.

В РБ институт президентства введен в 1994 г. Согласно Конституции РБ Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов власти, осуществляет законодательную деятельность.

В смешанных республиках президент по конституции объявляется только главой государства, а не главой исполнительной власти. Последняя по конституции принадлежит правительству (Украина, Франция, Португалия, Россия), при этом существует должность премьер-министр. Членов правительства назначает президент. Фактически руководителем правительства является президент. Однако правительство несет политическую ответственность перед парламентом, де-юре является самостоятельным органом. Президент рассматривается как арбитр в спорах с другими властями, государственными органами.

Парламент в политической системе: структура и полномочия

Парламент – в пер. с фр. – «говорить». Впервые был образован в Англии в 1215 г., реальное значение приобрел после буржуазных революций 17-18 вв. Парламент – это высший представительный и законодательный орган государств: Великобритания, Франция, Италия, Япония, Канада, Бельгия и др. В США и странах Латинской Америки – конгресс, в Финляндии, Польше – сейм, в РБ – Национальное собрание.

Парламент – возглавляет спикер. Парламент бывает однопалатным и двухпалатным. Двухпалатный парламент действует, как правило, в странах с федеративной формой государственного правления: США, Канада, Австрия, Германия, Великобритания, Франция. По Конституции в РБ – двухпалатный парламент.

Нижние палаты и однопалатные парламенты формируются путем прямых выборов.

Верхние палатыформируются по-разному: в Канаде – по принципу назначения главой государства, в США и Италии – по принципу избрания (прямые выборы), в Индии и Франции – многостепенные (непрямые) выборы.

Верхняя палата обычно обладает более продолжительным сроком полномочий. Так в США члены палаты представителей избираются на 2 гада, а сенаторы – на 6 лет: во Франции соответственно 5 и 9 лет. В этих странах верхняя палата обновляется не полностью, а по частям, что обеспечивает преемственность и стабильность. В РБ – срок полномочий 4 года.

В США конгресс состоит из палаты представителей и сената, парламент Франции – из Национального собрания и сената, в Италии – палата депутатов и сенат, в РБ – палата представителей и Совет Республики.

При формировании парламента во многих странах действуют различные цензовые ограничения. Например – возрастной ценз – в США, Японии, Индии – 30 лет, в Италии и Бельгии с 40 лет – при избрании в верхнюю палату. В РБ в Совет республики с 30 лет, в нижнюю палату с 21 года.

В большинстве стран при формировании парламента существует численное ограничение. Оптимальным считается, когда 1 млн. чел. населения представляют от 9 до 17 депутатов. В РБ в палате представителей 110 чел., в Совете республики 60 чел.

Полномочия парламента:

    1. законодательного характера;
    2. утверждение госбюджета и отчета о его выполнении;
    3. участие в формировании правительства и др.органов, контроль за их деятельностью;
    4. внешнеполитические полномочия: право объявлять войну или заключать мир, участие в ратификации международных договоров и соглашений.

Наши рекомендации