Вопрос: Типология политической культуры.
В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным. Основные черты современной демократической политической культуры: § традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.); § морализм, выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям; § индивидуализм, стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах; § политический активизм, состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех. В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др. Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной итоталитарной политическим и культурами. Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью, которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером. Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается. Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры: § патриархальную, когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций; § подданническую, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные; § активистскую, в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.
37) Цели методы и средства в политике. Мораль и Политика.
Субъекты и объекты политики. Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. Субъекты политики —это социумы, а также созданные ими учреждения, организации, активная практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека как непосредственного объекта политики. Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с гражданским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики. В обществе субъектом и объектом политики могут быть и являются человек, социальные слои, группы, организации, движения, государства, общество в целом. Субъекты политики классифицируются на: первичные— социально-исторические общности (мировое сообщество, гражданское общество, народы, социальные группы, этнические группы, индивидуумы); вторичные— политические институты и политические организации (государство, партии, общественно-политические объединения) Первичные субъекты политики являются социальной базой для создания вторичных. Научные основы политики: 1. демократизм;2. гуманизм;3. плюрализм;4. гражданственность;5. нравственность;6. патриотизм; 7. приоритет общечеловеческого; сочетание общечеловеческих социально-групповых и личных интересов. Политика возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель политики — выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. Она выполняет в политической деятельности организующую и мотивационную функции. Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны. Средства политики — инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Средства — это конкретные факторы влияния субъектов политики на объекты (пропагандистские кампании, стачки, вооруженные действия, электоральная борьба, т. д.). Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К ним относятся прежде всего насильственные и ненасильственные методы, принуждение и убеждение. Три основных воззрения на соотношение целей и средств в нравственном аспекте политики: 1. целедоминирующий подход — нравственный характер политики определяется ее целью ("цель оправдывает средства"); 2. средстводоминирующий — приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства; 3. компромиссный — как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы Друг с другом и с конкретной ситуацией.
Мораль - это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности. Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали: * морализаторский подход - означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства; *ценностно-нейтральный подход - игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. * компромиссный подход - преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней