Типы и формы полит. демократии.
Демократия – форма устройства, кот. основана на равноправии, участии всех членов данной орг-ции в обсуждении, принятии решений по принципу большинства. Характерные черты: 1.суверенитет народа, кот. имеет юрид. признание и закрепленные в опред. институтах. 2.периодическая выборность осн. органов власти. 3.рав-во прав граждан на участие в управлении гос-вом (рав-во в избирательных правах). 4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений. Классификация: 1.в зав-ти от понимания, что такое народ: - социально-ограниченные (в них сущ-ют демократ. или соц классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам, - всеобщая демократия (избират права предоставляются всему взрослому населению страны), - охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих). Если народ – сов-ть индивидов, то демократия – индивидуалистическая. Если народ – сов-ть соц групп – плюралистическая. Если народ – единое целое – коллективистская. 2.в зав-ти от участия народа в политике: - прямая демократия, народ принимает участие в обсуждении, в принятии, в контроле. - плебисцитарная демократия. Народ принимает участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы) - представительная демократия (репрезентативная) - опосредованное участие народа в подготовке принятий решений (через представителей) 3.по порядку форм-ния института власти: парламентская, президентская, смешанные, суперпрезиденсткие, конституц. монархии. 4.по равенству прав граждан: -по мере управления, на полит демократии, кот основ-ся лишь на формал. равноправии граждан -соц демократия - основана на фактич. равноправии граждан. 5.В зависимости от подчинения меньшинства: -тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности, -конституционные, ограничение законом воли больш-ва и обеспечивающие интересы меньш-ва.
39. Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства.Лидерство – одно из проявлений власти, поэтому глав. условие лидерства – обладание властью и её исп-ие. Типологии: 1. Формальное и реальное. Формальное связано с тем, что чел-ек заним-т определ-ую должность и поэтому польз-ся влиянием. Реальное – авторитет и власть, основ. на личных кач-ах и не связ. ни с какой должностью. В реал. жизни эти два типа обычно совпадают, т.е. реал. лидером становятся, когда достиг. опред. положение в общ-ве. 2. Деление на 3 части: - традиционное – основано на вере в то, что лидер имеет право на власть по происх-ю или обычаю; - рационально-легальное/бюрократическое – основано на законах, которые регул-т порядок выдвижения лидеров; лидер явл-ся гос-ым служащим, который занимает свой пост в течении опр-ого срока, а покинв его, перестаёт быть лидером; - харизматическое – основано на вере в необык-е способности чел-ка; этот тип лидерства основан на субъект-м отношении последователей к своему лидеру. 3. По содержанию деятельности: - вдохновители; - распорядители. 4. По стилю управления: - авторитетные, правящие единолично и примен. угрозу силы; - демократические, правящие коллегиально и использ-е демокр-е ср-ва. 5. По целям и характеру используемых средств: - консерваторы (сохр. сущ-их форм общ-ой жизни и противод-ие прогрессу); - реформаторы (выст. за медл. пост. преобраз.общ-ва с пом-ю гос-ых реформ); - революционеры (целью считают кач-ое изменение всей общ-ой системы с помощью револ-ого насилия). 6. Зависит от отношения лидера к власти: - экоцентрический – власть сосред-на в одних руках, кот. стрем-ся извлечь из неё maxпользу для себя; - социоцентрический – служит всему общ-ву, а власть – ср-во решения проблем. 7. М. Херман: - знаменосец, который указ-ет цель и умеет увлечь за собой последователей; - продавец, который обещает удовл-ть интересы последователей в обмен на их поддержку; - пожарник, лидер, способный найти правильное решение в критич-ой ситуации; - марионетка, несамостоятельный лидер, которым руководят его сторонники. Ф-ии пол-их лидеров: 1. Организаторская (закл-ся в умении найти и объединить последователей для достиж-я общей цели, а также умение найти союзников и осущ-ть контроль деят-ти последователей и союзников). 2. Аналитическая (лиднр должен уметь проанал-ть полит-ю систему, правильно опред-ть цель полит-ой деят-ти и разра-ть программу достижения целей). 3. Интеграционная (лидер должен уметь создать коалицию, а max – объединить всё общ-во). 4. Коммуникативная (налаживание и поддержание контакта с населением). Совр-ые тенд-ии в полит-ом лидерстве закл-ся в след.: 1. Институализация лид-ва – процесс отбора лидер. происх. не случайно, а их готовят, прежде всего, в таком общ-ом институте, как гос-во. 2. Главн. в деят-ти совр. полит. лид-ва явл-ся решения не полит., а соц.-эконом. вопросов. 3. Профессионализация лидерства озн-ет, что на политиков учат, лидер стан-ся проф. политиком. 4. Отсутствие великих лидеров.
Типы полит. культуры.
Полит культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей. Тип политической культуры определяется: 1) в зав-ти от уровня общности: общая (наиболее устойчивые признаки, хар-щие полит сознание и поведение осн. массы населения) и субкультура (сов-ть полит моделей полит поведения, присущая опред. соц группам и регионам); 2) в зав-ти от степени согласованности во взаимодействии полит субкультур: интегрированная (хар-мая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функ-ния и возможностей полит системы, низким уровнем конфликтности и полит насилия, преобладанием юрид процедур в разрешении полит коллизий, высоким уровнем матер. благосостояния, развитой сис-мой соц защиты населения, многочисленным сред. классом) и фрагментарная (хар-мая отсутствием согласия граждан относительно полит устройства общ-ва, расхождениями в вопросах понимания власти, соц разобщенностью, отсутствием доверия между разл. группами, высокой степенью соц напряженности, конфликтности, нестабильностью прав-в, применением насилия как глав. метода осущ-я гос власти); 3) в зав-ти от отношения к власти: господствующая и контркультура; 4) в зав-ти от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности); 5) в зав-ти от степени ориентации людей на участие в полит жизни, в обеспечении функ-ния полит системы: патриархальная (отсутствие интереса граждан к полит жизни), подданническая (сильна ориентация на полит институты и невысок уровень индив. активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в полит участии и о проявлении ими активности в этом); 6) в зав-ти от стилей полит поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рас-ся в кач-ве акта свободного обмена деят-тью граждан) и этатистская (демонстрирует главенствующую роль гос институтов в орг-ции полит жизни и определении условий полит участия индивида); 7) в зав-ти от режима: демокр. и антидемокр.; 8) в зав-ти от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная; 9) в зав-ти от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкр. системы полит отношений и ее полит норм) и светская (хар-мая прагматизмом, эмпиризмом); 10) в зав-ти от базовых ценностей, на кот. ориентируется та или иная общность в полит деят-ти: общесоц (базовой ценностью выступает чел-к с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, чел-к же, общ-во рассматриваются как ср-ва для достижения данной цели). Особенности в России: В России низок индекс доверия населения по отношению ко всем полит институтам, причем процент доверия органам судебной власти ниже, чем органам госбезопасности, еще ниже уровень доверия полит партиям. Разочарование в пол-ке в целом находит выражение в низкой электоральной активности населения. Невысокая оценка значимости выборов зависит, скорее всего, оттого, что смена руководителей не приносит никаких изменений в жизни.