Авторитризм, как политический режим.

2011-2012

  1. Авторитаризм как политический режим.
  2. Государство, его сущность, признаки и функции.
  3. Группы интересов, их сущность и основные характеристики.
  4. Демократия, ее сущность и отличительные признаки.
  5. Динамика политического процесса (режимы протекания, стадии развертывания, политические технологии).
  6. Избирательная кампания и ее основные этапы.
  7. Избирательная система: сущность и основные компоненты.
  8. Классические концепции элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
  9. Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в России.
  10. Концепции прав человека: исторические и современные интерпретации.
  11. Личность как субъект и объект политики.
  12. Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
  13. Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов, ценностей).
  14. Основные права личности и специфика их реализации в современной России.
  15. Основные типы избирательных систем.
  16. Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики.
  17. Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий.
  18. Политическая социализация личности, ее этапы и основные типы.
  19. Политические взгляды американских просветителей XVIII в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон).
  20. Политические воззрения французских просветителей XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
  21. Политические конфликты, их структура, особенности и типологии.
  22. Политические учения мыслителей Нового времени (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк).
  23. Политическое господство как форма институциализации власти. Теория легитимации господства М.Вебера.
  24. Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства.
  25. Политическое лидерство и политический маркетинг.
  26. Политическое участие и его основные формы.
  27. Политология как наука, ее объект, предмет и основные категории.
  28. Понятие и основные принципы правового государства.
  29. Понятие политической идеологии, ее специфика и функции.
  30. Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
  31. Понятие, структура и функции политической культуры. Политические субкультуры.
  32. Принцип разделения властей, его смысл и значение.
  33. Русская политическая мысль XIX – начала ХХ вв.
  34. Современные концепции и типологии политических элит.
  35. Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.
  36. Сущность и разновидности партийных систем.
  37. Сущность и структура политического процесса.
  38. Типы и формы политической демократии.
  39. Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства.
  40. Типы политической культуры.
  41. Тоталитаризм как политический режим.
  42. Трансформация политической системы России в 90-х гг. ХХ в.
  43. Место политологии в системе общественных наук.
  44. Политическая власть, ее сущность, структура и основные особенности.
  45. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).
  46. Политическая психология, ее сущность и основные особенности.
  47. Политическая система общества, ее сущность и структурные компоненты. Понятие политического режима.
  48. Политические воззрения европейских мыслителей ХIХ – начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер).
  49. Политические воззрения эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден).
  50. Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
  51. Политическое сознание, его сущность и структура.
  52. Сущность выборов, их виды и функции. Принципы организации и проведения выборов.
  53. Форма правления современного государства, ее сущность и основные разновидности.
  54. Форма территориального устройства современного государства, ее сущность и основные разновидности.


Функции лидера.

Аналитическая- всесторонний анализ причин сложившейся ситуации.

Разработки программы действий- в выполнении этой функции большую роль играют личностные качества лидера.

Мобилизация страны на выполнение принятой прог-раммы -многое зависит от умения лидера вступать в контакт с широкими массами.

Новаторская- политлидер сознательно вносит конструктивные идеи социального устройства общества.

Коммуникативная- отражение всего спектра потребностей и интересов людей в программах, на практике.

Организаторская- мобилизация народных масс на воплощение в жизнь политпрограмм .

Координационная- направлена на координацию действий всех субъектов политпреобразований.

Интегративная- направлена на поддержание целостности и стабильности общества.

Задача поддержания консенсуса в обществе - ключевая функция политлидера.

В современной политологии существует несколько основных теорий политического лидерства: • теория черт. Суть этой теории в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами политического лидера (острый ум, твердая воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность, фотогеничность); • ситуационная теория. Суть этой теории заключается в том, что конкретные обстоятельства формируют отбор политического. • психологическая теория. (Масса требует вождя) Политическое лидерство — тип политического взаимодействия, когда индивид или часть социальной группы, выполняя роль лидера, объединяет и направляет действию всей группы, которая принимает и поддерживает его действию с целью организации на общую деятельность и ее осуществление. Типологию по Максу Веберу: 1) Традиционное лидерство — базируется на вере в святость традиций, обычаев. Это лидерство, как и верховенство в семье, имеет патриархальный характер, т.е. базируется на вере в святость существующих издавна форм авторитета. Этот тип лидерства связанный с традицией и менее за все учитывает личностные качества руководителя; 2) Рационально-легальное — основанное на вере в законность существующего порядка. Этот тип лидерства опирается на право и закон. Политические лидеры данного типа избираются демократическим путем; 3) Харизматическое лидерство — базируется на вере в способности вождя, его исключительность. В этом случае личная преданность вождю является гарантией стойкости режима. • Стили политического лидерства. По стилю различаются авторитарное и демократическое политическое лидерство. Первое базируется на наличии у определенного политического деятеля неделимой власти над группой, массой, народом, относительно которых он, в сущности, выступает военачальником. Авторитарный стиль предусматривает единоличное устремляющее влияние, которое базируется на угрозе применения силы. Лидеры авторитарного стиля могут стать лидерами в большинстве случаев лишь при условии, что они сначала занимают руководящую должность, а потом достигают общего признания. Такие лидеры заинтересованы в создании командно-административной системы, они склонны к демагогии и докладывают максимум усилий к формированию в народе тоталитарного сознания. Демократический стиль лидерства отличает тех политических деятелей, которые сначала завоевывают общее признание, а уже потом обнимают важные должности в политическом руководстве страны. Они приходят к власти «будто на плечах» избирателей и ощущают свою зависимость от их реакции на свою деятельность. Такого рода лидеры и считаются народными. Они заинтересованные в политической активности народа и способны стать движущей силой демократизации общественной жизни.

Типы полит. культуры.

Полит культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей. Тип политической культуры определяется: 1) в зав-ти от уровня общности: общая (наиболее устойчивые признаки, хар-щие полит сознание и поведение осн. массы населения) и субкультура (сов-ть полит моделей полит поведения, присущая опред. соц группам и регионам); 2) в зав-ти от степени согласованности во взаимодействии полит субкультур: интегрированная (хар-мая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функ-ния и возможностей полит системы, низким уровнем конфликтности и полит насилия, преобладанием юрид процедур в разрешении полит коллизий, высоким уровнем матер. благосостояния, развитой сис-мой соц защиты населения, многочисленным сред. классом) и фрагментарная (хар-мая отсутствием согласия граждан относительно полит устройства общ-ва, расхождениями в вопросах понимания власти, соц разобщенностью, отсутствием доверия между разл. группами, высокой степенью соц напряженности, конфликтности, нестабильностью прав-в, применением насилия как глав. метода осущ-я гос власти); 3) в зав-ти от отношения к власти: господствующая и контркультура; 4) в зав-ти от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности); 5) в зав-ти от степени ориентации людей на участие в полит жизни, в обеспечении функ-ния полит системы: патриархальная (отсутствие интереса граждан к полит жизни), подданническая (сильна ориентация на полит институты и невысок уровень индив. активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в полит участии и о проявлении ими активности в этом); 6) в зав-ти от стилей полит поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рас-ся в кач-ве акта свободного обмена деят-тью граждан) и этатистская (демонстрирует главенствующую роль гос институтов в орг-ции полит жизни и определении условий полит участия индивида); 7) в зав-ти от режима: демокр. и антидемокр.; 8) в зав-ти от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная; 9) в зав-ти от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкр. системы полит отношений и ее полит норм) и светская (хар-мая прагматизмом, эмпиризмом); 10) в зав-ти от базовых ценностей, на кот. ориентируется та или иная общность в полит деят-ти: общесоц (базовой ценностью выступает чел-к с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, чел-к же, общ-во рассматриваются как ср-ва для достижения данной цели). Особенности в России: В России низок индекс доверия населения по отношению ко всем полит институтам, причем процент доверия органам судебной власти ниже, чем органам госбезопасности, еще ниже уровень доверия полит партиям. Разочарование в пол-ке в целом находит выражение в низкой электоральной активности населения. Невысокая оценка значимости выборов зависит, скорее всего, оттого, что смена руководителей не приносит никаких изменений в жизни.

2011-2012

  1. Авторитаризм как политический режим.
  2. Государство, его сущность, признаки и функции.
  3. Группы интересов, их сущность и основные характеристики.
  4. Демократия, ее сущность и отличительные признаки.
  5. Динамика политического процесса (режимы протекания, стадии развертывания, политические технологии).
  6. Избирательная кампания и ее основные этапы.
  7. Избирательная система: сущность и основные компоненты.
  8. Классические концепции элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
  9. Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в России.
  10. Концепции прав человека: исторические и современные интерпретации.
  11. Личность как субъект и объект политики.
  12. Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
  13. Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов, ценностей).
  14. Основные права личности и специфика их реализации в современной России.
  15. Основные типы избирательных систем.
  16. Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики.
  17. Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий.
  18. Политическая социализация личности, ее этапы и основные типы.
  19. Политические взгляды американских просветителей XVIII в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон).
  20. Политические воззрения французских просветителей XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
  21. Политические конфликты, их структура, особенности и типологии.
  22. Политические учения мыслителей Нового времени (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк).
  23. Политическое господство как форма институциализации власти. Теория легитимации господства М.Вебера.
  24. Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства.
  25. Политическое лидерство и политический маркетинг.
  26. Политическое участие и его основные формы.
  27. Политология как наука, ее объект, предмет и основные категории.
  28. Понятие и основные принципы правового государства.
  29. Понятие политической идеологии, ее специфика и функции.
  30. Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
  31. Понятие, структура и функции политической культуры. Политические субкультуры.
  32. Принцип разделения властей, его смысл и значение.
  33. Русская политическая мысль XIX – начала ХХ вв.
  34. Современные концепции и типологии политических элит.
  35. Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.
  36. Сущность и разновидности партийных систем.
  37. Сущность и структура политического процесса.
  38. Типы и формы политической демократии.
  39. Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства.
  40. Типы политической культуры.
  41. Тоталитаризм как политический режим.
  42. Трансформация политической системы России в 90-х гг. ХХ в.
  43. Место политологии в системе общественных наук.
  44. Политическая власть, ее сущность, структура и основные особенности.
  45. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).
  46. Политическая психология, ее сущность и основные особенности.
  47. Политическая система общества, ее сущность и структурные компоненты. Понятие политического режима.
  48. Политические воззрения европейских мыслителей ХIХ – начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер).
  49. Политические воззрения эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден).
  50. Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
  51. Политическое сознание, его сущность и структура.
  52. Сущность выборов, их виды и функции. Принципы организации и проведения выборов.
  53. Форма правления современного государства, ее сущность и основные разновидности.
  54. Форма территориального устройства современного государства, ее сущность и основные разновидности.

Авторитризм, как политический режим.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”; 8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям); 9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме; 10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются; 11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; 13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях; 14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не харизматический.

Наши рекомендации