Авторитризм, как политический режим.
2011-2012
- Авторитаризм как политический режим.
- Государство, его сущность, признаки и функции.
- Группы интересов, их сущность и основные характеристики.
- Демократия, ее сущность и отличительные признаки.
- Динамика политического процесса (режимы протекания, стадии развертывания, политические технологии).
- Избирательная кампания и ее основные этапы.
- Избирательная система: сущность и основные компоненты.
- Классические концепции элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
- Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в России.
- Концепции прав человека: исторические и современные интерпретации.
- Личность как субъект и объект политики.
- Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
- Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов, ценностей).
- Основные права личности и специфика их реализации в современной России.
- Основные типы избирательных систем.
- Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики.
- Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий.
- Политическая социализация личности, ее этапы и основные типы.
- Политические взгляды американских просветителей XVIII в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон).
- Политические воззрения французских просветителей XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
- Политические конфликты, их структура, особенности и типологии.
- Политические учения мыслителей Нового времени (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк).
- Политическое господство как форма институциализации власти. Теория легитимации господства М.Вебера.
- Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства.
- Политическое лидерство и политический маркетинг.
- Политическое участие и его основные формы.
- Политология как наука, ее объект, предмет и основные категории.
- Понятие и основные принципы правового государства.
- Понятие политической идеологии, ее специфика и функции.
- Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
- Понятие, структура и функции политической культуры. Политические субкультуры.
- Принцип разделения властей, его смысл и значение.
- Русская политическая мысль XIX – начала ХХ вв.
- Современные концепции и типологии политических элит.
- Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.
- Сущность и разновидности партийных систем.
- Сущность и структура политического процесса.
- Типы и формы политической демократии.
- Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства.
- Типы политической культуры.
- Тоталитаризм как политический режим.
- Трансформация политической системы России в 90-х гг. ХХ в.
- Место политологии в системе общественных наук.
- Политическая власть, ее сущность, структура и основные особенности.
- Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).
- Политическая психология, ее сущность и основные особенности.
- Политическая система общества, ее сущность и структурные компоненты. Понятие политического режима.
- Политические воззрения европейских мыслителей ХIХ – начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер).
- Политические воззрения эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден).
- Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
- Политическое сознание, его сущность и структура.
- Сущность выборов, их виды и функции. Принципы организации и проведения выборов.
- Форма правления современного государства, ее сущность и основные разновидности.
- Форма территориального устройства современного государства, ее сущность и основные разновидности.
Функции лидера.
Аналитическая- всесторонний анализ причин сложившейся ситуации.
Разработки программы действий- в выполнении этой функции большую роль играют личностные качества лидера.
Мобилизация страны на выполнение принятой прог-раммы -многое зависит от умения лидера вступать в контакт с широкими массами.
Новаторская- политлидер сознательно вносит конструктивные идеи социального устройства общества.
Коммуникативная- отражение всего спектра потребностей и интересов людей в программах, на практике.
Организаторская- мобилизация народных масс на воплощение в жизнь политпрограмм .
Координационная- направлена на координацию действий всех субъектов политпреобразований.
Интегративная- направлена на поддержание целостности и стабильности общества.
Задача поддержания консенсуса в обществе - ключевая функция политлидера.
В современной политологии существует несколько основных теорий политического лидерства: • теория черт. Суть этой теории в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами политического лидера (острый ум, твердая воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность, фотогеничность); • ситуационная теория. Суть этой теории заключается в том, что конкретные обстоятельства формируют отбор политического. • психологическая теория. (Масса требует вождя) Политическое лидерство — тип политического взаимодействия, когда индивид или часть социальной группы, выполняя роль лидера, объединяет и направляет действию всей группы, которая принимает и поддерживает его действию с целью организации на общую деятельность и ее осуществление. Типологию по Максу Веберу: 1) Традиционное лидерство — базируется на вере в святость традиций, обычаев. Это лидерство, как и верховенство в семье, имеет патриархальный характер, т.е. базируется на вере в святость существующих издавна форм авторитета. Этот тип лидерства связанный с традицией и менее за все учитывает личностные качества руководителя; 2) Рационально-легальное — основанное на вере в законность существующего порядка. Этот тип лидерства опирается на право и закон. Политические лидеры данного типа избираются демократическим путем; 3) Харизматическое лидерство — базируется на вере в способности вождя, его исключительность. В этом случае личная преданность вождю является гарантией стойкости режима. • Стили политического лидерства. По стилю различаются авторитарное и демократическое политическое лидерство. Первое базируется на наличии у определенного политического деятеля неделимой власти над группой, массой, народом, относительно которых он, в сущности, выступает военачальником. Авторитарный стиль предусматривает единоличное устремляющее влияние, которое базируется на угрозе применения силы. Лидеры авторитарного стиля могут стать лидерами в большинстве случаев лишь при условии, что они сначала занимают руководящую должность, а потом достигают общего признания. Такие лидеры заинтересованы в создании командно-административной системы, они склонны к демагогии и докладывают максимум усилий к формированию в народе тоталитарного сознания. Демократический стиль лидерства отличает тех политических деятелей, которые сначала завоевывают общее признание, а уже потом обнимают важные должности в политическом руководстве страны. Они приходят к власти «будто на плечах» избирателей и ощущают свою зависимость от их реакции на свою деятельность. Такого рода лидеры и считаются народными. Они заинтересованные в политической активности народа и способны стать движущей силой демократизации общественной жизни.
Типы полит. культуры.
Полит культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей. Тип политической культуры определяется: 1) в зав-ти от уровня общности: общая (наиболее устойчивые признаки, хар-щие полит сознание и поведение осн. массы населения) и субкультура (сов-ть полит моделей полит поведения, присущая опред. соц группам и регионам); 2) в зав-ти от степени согласованности во взаимодействии полит субкультур: интегрированная (хар-мая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функ-ния и возможностей полит системы, низким уровнем конфликтности и полит насилия, преобладанием юрид процедур в разрешении полит коллизий, высоким уровнем матер. благосостояния, развитой сис-мой соц защиты населения, многочисленным сред. классом) и фрагментарная (хар-мая отсутствием согласия граждан относительно полит устройства общ-ва, расхождениями в вопросах понимания власти, соц разобщенностью, отсутствием доверия между разл. группами, высокой степенью соц напряженности, конфликтности, нестабильностью прав-в, применением насилия как глав. метода осущ-я гос власти); 3) в зав-ти от отношения к власти: господствующая и контркультура; 4) в зав-ти от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности); 5) в зав-ти от степени ориентации людей на участие в полит жизни, в обеспечении функ-ния полит системы: патриархальная (отсутствие интереса граждан к полит жизни), подданническая (сильна ориентация на полит институты и невысок уровень индив. активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в полит участии и о проявлении ими активности в этом); 6) в зав-ти от стилей полит поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рас-ся в кач-ве акта свободного обмена деят-тью граждан) и этатистская (демонстрирует главенствующую роль гос институтов в орг-ции полит жизни и определении условий полит участия индивида); 7) в зав-ти от режима: демокр. и антидемокр.; 8) в зав-ти от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная; 9) в зав-ти от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкр. системы полит отношений и ее полит норм) и светская (хар-мая прагматизмом, эмпиризмом); 10) в зав-ти от базовых ценностей, на кот. ориентируется та или иная общность в полит деят-ти: общесоц (базовой ценностью выступает чел-к с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, чел-к же, общ-во рассматриваются как ср-ва для достижения данной цели). Особенности в России: В России низок индекс доверия населения по отношению ко всем полит институтам, причем процент доверия органам судебной власти ниже, чем органам госбезопасности, еще ниже уровень доверия полит партиям. Разочарование в пол-ке в целом находит выражение в низкой электоральной активности населения. Невысокая оценка значимости выборов зависит, скорее всего, оттого, что смена руководителей не приносит никаких изменений в жизни.
2011-2012
- Авторитаризм как политический режим.
- Государство, его сущность, признаки и функции.
- Группы интересов, их сущность и основные характеристики.
- Демократия, ее сущность и отличительные признаки.
- Динамика политического процесса (режимы протекания, стадии развертывания, политические технологии).
- Избирательная кампания и ее основные этапы.
- Избирательная система: сущность и основные компоненты.
- Классические концепции элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
- Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в России.
- Концепции прав человека: исторические и современные интерпретации.
- Личность как субъект и объект политики.
- Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
- Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов, ценностей).
- Основные права личности и специфика их реализации в современной России.
- Основные типы избирательных систем.
- Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики.
- Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий.
- Политическая социализация личности, ее этапы и основные типы.
- Политические взгляды американских просветителей XVIII в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон).
- Политические воззрения французских просветителей XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).
- Политические конфликты, их структура, особенности и типологии.
- Политические учения мыслителей Нового времени (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк).
- Политическое господство как форма институциализации власти. Теория легитимации господства М.Вебера.
- Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства.
- Политическое лидерство и политический маркетинг.
- Политическое участие и его основные формы.
- Политология как наука, ее объект, предмет и основные категории.
- Понятие и основные принципы правового государства.
- Понятие политической идеологии, ее специфика и функции.
- Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
- Понятие, структура и функции политической культуры. Политические субкультуры.
- Принцип разделения властей, его смысл и значение.
- Русская политическая мысль XIX – начала ХХ вв.
- Современные концепции и типологии политических элит.
- Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.
- Сущность и разновидности партийных систем.
- Сущность и структура политического процесса.
- Типы и формы политической демократии.
- Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства.
- Типы политической культуры.
- Тоталитаризм как политический режим.
- Трансформация политической системы России в 90-х гг. ХХ в.
- Место политологии в системе общественных наук.
- Политическая власть, ее сущность, структура и основные особенности.
- Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).
- Политическая психология, ее сущность и основные особенности.
- Политическая система общества, ее сущность и структурные компоненты. Понятие политического режима.
- Политические воззрения европейских мыслителей ХIХ – начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер).
- Политические воззрения эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден).
- Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
- Политическое сознание, его сущность и структура.
- Сущность выборов, их виды и функции. Принципы организации и проведения выборов.
- Форма правления современного государства, ее сущность и основные разновидности.
- Форма территориального устройства современного государства, ее сущность и основные разновидности.
Авторитризм, как политический режим.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”; 8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям); 9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме; 10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются; 11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; 13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях; 14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не харизматический.