Средства массовой информации, их структура и проблемы функционирования.
СМИ - политический институт, созданный для информирования граждан о процессах в обществе и мире, формирования общественного мнения о деятельности власти и выполнения других функций. Политическая информация- это совокупносит знаний, сведений о политической жизни общества.
СМИ занимают важное место в политическом процессе. Сама политика нуждается в СМИ. СМИ разнообразны и представляют собой учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью спец. Технического инструментария различных сведений любым лицам.
Отличительные черты СМИ: публичность (неограниченный круг потребителей информации), наличие спец. Технических приборов, аппаратуры; обязательное взаимодействие коммуникационных партнёров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к читателю(зрителю); непостоянный состав аудитории.
К СМИ относятся: пресса, массовые справочники, кино-, звукозаписи, видеозаписи.
Сегодня в качестве СМИ можно рассматривать Интернет. В последние 10 лет произошло изменение СМИ всвязи с развитием спутниковой связи, кабельного ТВ.
Изобретение и распространение телеграфной, телефонной связи, радио, ТВ- произвели революцию в политике.
Функции СМИ:
1.Информационная-важнейшей является полит. Информация, которая касается действий субъектов политики. На основе полит. Информации принимаются конкретные полит. Решения, формируется общественное мнение.
2.Обозревательная-сообщение гражданам знаний, позволяющих оценивать сведения. Под видом полит. образования у людей могут формироваться превратные мнения.
3.Функция социализации-усвоение конкретным челом полит. норм, ценностей, образцов поведения.
4.Критики и контроля- СМИ могут критиковать не только власть, но и различные стороны жизни. При этом эта критика должна опираться на закон и общественное мнение. СМИ проводят собственные журналистские расследования, после публикации которых могут создаться парламентские комиссии, заводиться уголовные дела, приниматься полит. решения.
5. Функция артикуляции (выражения) полит. интересов и интеграции полит. субъектов. СМИ являются средством выражения определённых интересов полит. сил.
6. Мобилизационная- побуждает людей к полит. действиям, т.е. вовлекает в политику.
Свобода СМИ не должна означать абстрактность, независимость СМИ. СМИ координируя свою работу могут сформировать атмосферу уважения к правящему режиму и нетерпимости к нему. Поэтому органы власти чутко реагируют на общественное мнение, формируемое СМИ. Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации мирового информационного пространства. Средства массой информации (СМИ) - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всём мире событиях и явлениях.
СМИ - иногда называют “четвёртой властью”, подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоёв населения.
В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.
В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию.
Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определённой мере направлять поведение масс. В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.
Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определённая свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения.
В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако, и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).
Таким образом, средства массовой информации являются важнейшей частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.