Государственное управление в структуре политического процесса.
Политический процесс— это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти. ПП – это своеобразная технология осуществления власти.Структураполитического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, средства и методы политической деятельности.
Организация ПП начинается с замысла идеи разработки планов. Субъектам необходимо выбрать цель, в соответствии с целью начинаются задачи, выбираются средства, ресурсы и методы, определяется исполнитель, темпы и сроки исполнения, число участников, их состав. Основу политического процесса составляет политическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Поскольку власть является основным инструментом политики, термин "политическая деятельность" связывается с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власти и принятие политических решений. Это государственные органы, политические элиты, политические партии, политические лидеры. Деятельность политических субъектов (как правило, рядовых граждан), воздействующих на политику через выборы, референдумы и своих представителей в органах власти, а также посредством массовых акций (демонстраций, забастовок и т.п.), часто обозначают категорией "политическое поведение".
Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности, различны. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в чем-либо, интерес направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике к ним относятся завоевание власти или влияние на нее.
Многогранно содержание политического процесса:
• изучение общественных проблем и определение политических приоритетов; • выявление, согласование и представление властным институтам интересов социальных групп; • разработка концепций (моделей, программ) общественного развития; • принятие политических решений, организация и контроль их исполнения; • урегулирование политических конфликтов; • совершенствование избирательной системы и проведение выборов; • обмен информацией между субъектами политики, формирование и учет общественного мнения; • создание или реорганизация органов государственного управления, корректировка их полномочий; политический маркетинг — проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций; • оценка субъектами политики эффективности своих действий.
Участники политического процесса, реализуя свои цели и задачи, применяют разнообразные методы, приемы, знания, умения, процедуры — политические технологии.
Процесс формирования и использования политических технологий условно выражается формулой: сбор информации -диагностика ситуации- оценка проблемы прогнозно-проектные операции - выработка целей определение последовательности действий - обоснование рекомендаций - практическое применение технологий (действия субъектов политики).
Целеустремленная деятельность субъектов политики достигается на основе политических решений.
Политическое решение есть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения, достижения целей в сфере государственной власти.
Правильный выбор предполагает:
• анализ ситуации в обществе;
• разработку стратегии и тактики действий, соответствующих политической ситуации в стране и общественным запросам;
• сравнение альтернативных вариантов политического поведения и экспертную оценку его последствий;
• принятие научно обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации;
• применение демократических, нравственных средств и методов достижения политических целей.
Политическое управление- любое целенапр. возд-вие одной отн-но самост. сист. на др. с целью вызвать те или иные измен-я в управляемой сист. Пол. проц., происх-щие в различ. пол. системах, носят отн-но самост. хар-р и упр-е ими или рег-е проявл-ся на 3-х ур-х: 1. гос.-админ. упр-е, вкл-щее зак., исп., правовые и др. публично-властные инст. Этот ур-нь формир-т организац-ные рамки всего общ-ва, необх-мые д/поддерж-ния порядка и стаб-го соц.-эк разв-я; 2. партийно-политич. стр-ры, выраж-щие опр. интер. различ. соц. групп общ-ва и стремящиеся получить и удержать власть в целях защиты этих интер.; 3. этот ур-нь отражает обширные интер. подавл. части насел. страны. Отнош. в этой обл. рег-ся через вовлеч-е людей в пол-ку и эти отнош-я остаются вне контроля гос-ва. Стратегич. целью ПУ явл. обесп-е соц. прогресса, сниж-е эл-тов стихийности и конфликтности в общ-ве и, наоборот, повыш-е целенапр. разв-я общ-ва вплоть до саморег-ции (это созд-е новых стр-р общ-ва). Эфф-ть ПУ опр-ся равновесием м/д стабильностью и переменами. В функц-ном плане задачи ПУ сост.: 1. В рег-и соц. и эк-ких процес-в, духовной жизни общ-ва, в обесп-и нац. безоп-ти и междунар. сотр-ва; 2. в ПУ нельзя отождествлять пол. и админ-ное упр-е, прежде всего, потому, что адм. упр-е вкл-т в себя рутинное администрирование. Объектом ПУ явл. общ-во, но реал-ся оно в рамках различ. типов пол. процес-в. Суб-ми ПУ выступ-т различ. пол. инст., прежде всего, центры принятия политических решений.
54. Понятие « международные отношения». Субъекты, факторы и важнейшие черты.
В своем развитии международные отношения прошли длительный исторический путь. На протяжении многих столетий ключевым фактором или источником развития международных отношений являлось соотношение сил на мировой арене.
Политический процесс мирового масштаба изучают две взаимосвязанные отрасли научного знания: 1) Теория международных отношений, которая исследует отношения между гос-вами.2) Мировая политика, в центре внимания кот. находятся действия на международной арене всех субъектов политич. процесса
Междун отношения (МО) являются важнейшим составным элементом мировой политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/д развивающ. странами и индустриально развитыми. Международные отношения - это не только политика и экономика Международные отношения можно определить как совокупность политических, экономических, социальных, правовых, военных, дипломатических, культурных, научных и иных связей и отношений между основными субъектами человеческого сообщества, каковыми выступают народы, государства, неправительственные организации, общественные движения, а также отдельные авторитетные личности. Указанные связи и отношения, представляющие собой форму явления, вкупе с их функциональным значением определяют содержание международной деятельности, формируют облик современного мира.
Принципы МО: мировое сосуществование; мир. разрешение международного конфликта; равномерное и суверенное развитие гос-в мира; соблюдение прав и свобод граждан; воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны; добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.
Гл. значение имеют не законы,а договорн. соглашения о сотрудничестве. Виды МО: политические (игр главн роль,т.к. объедияют все виды отнош, они устан принципы взаимоотнош м\д гос-вами,гарантир безоп-ть); экономические и научно-технические (призваны обеспечить защиту эк интересов и влияют на форм-ние мир рынка и м\днар разделение труда); м\днар-правовые(регулир взаимоотнош-я участников м\днар общения соотв. правов нормами и правилами и др.(морское торговое право, арбитраж,дипломат право)); военно-стратегич (прямое или опосредованное наращивание военно-стратег отнош м\д гос-вами); культурные (раскр пр-сы интернацион общест жизни,взаимопроникн и обогащ-е к-р,взаимоотн-я в области образ-я ,в развитии СМИ). Субъектами МО являются прежде всего государствава и международные организации. Субъектами международных отношений явл. также двухсторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические блоки, новые субъекты – общественные движения и политич. партии, корпоротивные структуры (СМИ), частные лица ( бывшие политики). Государствава явл. важнейшими участниками мирового политич. процесса. Только гос-во может выступать в международных отношениях. Цель межгосударственных отношений - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - межправительственные организации. К числу их следует прежде всего отнести Организацию Объединенных Наций (ООН ), играющую важную роль в качественном преобразовании содержания и структуры современных международных отношений. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, в основу деятельности которого положен принцип единогл-асия его постоянных членов при принятии им решений по вопросам мира и безопасности и др.Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений: ЮНЕСКО( Главная задача организации - укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образове-ния, науки и культуры ), МОТ вырабатывает конвенции и рекомендации по вопросам положения трудящихся и условий их труда. Организует профессиональное и техническое обучение национальных кадров ), ВОЗ(Осуществляет международное сотрудничество в области здравоохранения и медицинской науки, собирает и обобщает статистические данные о рождаемости, болезнях, оказывает странам помощь в борьбе с эпидемиями и т.д), МАГАТЭ(Создана в целях развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Важнейшая функция - контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия), ЮНКТАД(занимается проблемами международных экономических отношений и развития) и др., ее многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии. Помимо ООН к числу межправительственных организаций относятся региональные организации: Европарламент, Содружество независимых государств (СНГ) и др. К этому же виду международных политических организаций следует отнести Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), НАТО ( призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.) и другие военные блоки.
Все эти организации , их внешнеполитическая деятельность составляют живую ткань международных отношений и связей, их структуру.
Также важный элемент структуры международных отношениий, являются неправительственные организации, т.е. любые международные организации и объединения, не учрежденные на основе межправительственных соглашений. Среди подобных организаций, основанных на общности конкретных целей и профессиональных интересов, следует в качестве примера назвать Международный Красный крест, Международную ассоциацию юристов-демократов, Международный олимпийский комитет, Римский клуб, Комитет по исследованию космического пространства, Организацию солидарности народов Азии и Африки, Социалистический интернационал, и многие другие.
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. Япония уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.
56. Сущность процесса глобализации. Антиглобализм.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.
Глобализация – устранение административно-политических барьеров в международном сотрудничестве, планетарное объединение финансовых рынков, общемировое циркулирование финансовых потоков, интернационализация и всеобщность конкуренции. С одной стороны – это объективный процесс, с другой – этот процесс несет негативные факторы.
Основные, сущностные черты глобализации:1)Лидирующая, во многом детерминирующая роль в мировом хозяйстве транснациональных корпораций (ТНК), которые задают тон в глобальном экономическом и научно-техническом развитии, господствуют на важнейших рынках товаров в форме материального продукта, услуг, капиталов, знаний и высококвалифицированной рабочей силы
2) Ведущая роль (приоритет) мирохозяйственных отношений по сравнению с внутриэкономическими.
3) Развертывание глобальной информационно-технологической (информационно-телекоммуникационной) революции: переворот в средствах телекоммуникаций на базе микроэлектроники, кибернетики, спутниковых и цифровых систем связи, появление всемирной сети компьютерной связи «Интернет» . 4) Универсальное, всеохватывающее влияние научно-технического прогресса в широком смысле слова на все стороны интернационализации производства и капитала в условиях экономики знаний 5)Гармонизация стандартов (технологических, экологических, статистических, бухгалтерских, финансовых и др.ширение до всемирных масштабов и интенсификация международного межфирменного сотрудничества в различных формах, особенно специализации и кооперации (производственной, научно-технологической, научно- производственной).
7) Расширение до глобальных масштабов сфер, форм и механизмов интернационализации капитала, скачкообразное увеличение масштабов и интенсивности его миграции между государствами, особенно промышленно развитыми странами, повышение концентрации и централизации капитала на основе слияний и поглощений компаний и банков; 8)Утверждение глобальной регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций (Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Всемирного банка и др.). В этой связи необходимо особо отметить формирование на базе ГАТТ Всемирной торговой организации(ВТО)., начавшей свою деятельность в 1995 г. и насчитывающей к началу 2008 г. 151 участник. 9) Охват региональной интеграцией всех важнейших экономических регионов мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭС, СНГ).
Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции. В 1992 году Европейский Союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Большинство бывших республик СССР вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.
В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.