Предыстория формирования Государственной думы
Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.
В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".
Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.
Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.
17 октября 1905 года появился манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.
В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.
Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.
Ведению Государственной Думы подлежат:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;
б) финансовые сметы Министерств и Главных Управлений и государственная роспись доходов и расходов, равно как и денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, – на основании особых по сему предмету правил;
в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;
г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего Соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;
е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о возвышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими Думами [...].
43. Влияние Первой мировой войны на общество и государство.
В первой мировой войне участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек
Основные противники:
Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, Румыния, США.
Германия, Италия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария.
Характер:
Несправедливая, захватническая с обеих сторон. Погибло около10 млн. человек, ранено 20 млн., экономика подорвана.
Причины войны:
Противоречия из-за колоний, сфер влияния, рынков сбыта.
Противоречия между странами Тройственного союза (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Тройственного согласия - Антанта ( Англия, Франция, Россия).
Англо-германские противоречия: за преобладание на морях, Германия закрепилась на Дальнем Востоке и в Африке стремилась завладеть английскими колониями.
Франко-германские противоречия: из-за Эльзаса и Лотарингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1870-1871 гг., Германия претендовала на французские колонии в Африке.
Балканы и ближний Восток – зона острых противоречий: Германия пытается расширить сферу своего влияния. Австро-Венгрия готовиться к захвату Сербии.
Россия стремилась сохранить политическое влияние на Балканах, захватить проливы и Константинополь.
Промышленность России довольно быстро перестроилась на военный лад. Создана система Особых совещаний (органы по мобилизации всех ресурсов для нужд фронта). Взлет российской промышленности, работавшей на оборону, имел односторонний характер. Он произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что вызвало повышения цен на них. Перебои в снабжении крупных городов продуктами питания привели к новому явлению – появились очереди, которые стали своеобразными политическими клубами (по донесениям полиции). Инфляция. Правительство ввело обязательную норму сдачи хлеба государству – продразверстку(крестьянин не торопился вести хлеб на рынок). Война изменила психологию людей. Огромные жертвы. Кому они нужны? Озлобление, ненависть к тем, кто продолжал войну-бойню.
Социальная нестабильность, перемещение больших людских масс, оторванных от привычной жизни, население подвержено панике, непредсказуемым действиям. Накопилась и проявилась усталость от войны, смутная тревога, страх перед голодом, раздражение против власти.
Коррективы в деятельность партий внесла война. Либералы и монархисты создавали общественные организации, помогающие фронту. Поражения 1915 года привели к разочарованию. Витала идея – измена! Кадеты выдвигают идею создания правительства народного доверия. Вокруг этой идеи сплотилось большинство думских фракций кроме крайне правых и левых. Создается межпартийная коалиция Прогрессивный блок.
Парламентская атака на правительство – речь лидера кадетов Милюкова, которая содержала резкую критику и повторяющийся вопрос «Что это? Глупость или измена?». Речь имела оглушительный успех. Своими действиями либералы подталкивали общественное мнение к мысли о полной негодности режима.
Лагерь революционеров разделился на три течения ( по отношению к войне)- патриотическое (оборонческое), центристское, пораженческое.
Оборонцы (Плеханов) – защищать Отечество, отложив все революционные выступления.
Центристы (Мартов, Чернов) – немедленное заключение мира всеми воюющими державами.
Пораженцы (Ленин) – за поражение своего правительства и превращения войны империалистической в гражданскую.
Была острая необходимость в общественном согласии, но Николай II делал все, чтобы углубить разрыв между властью и обществом. Он, приняв на себя обязанности Верховного главнокомандующего, возложил на себя ответственность за катастрофическую ситуацию на фронте. Близость к царской семье Распутина усилила негативное отношение к монархии, божественный ореол царской власти стремительно пропадал.
44. Российское право в годы Первой мировой войны.
Россия, преследуя внешнеполитические (новые территории, сфера влияния, международный рынок) и внутриполитические (отвлечение внимания народа, поддержание имиджа государства-защитника) цели, вступила в Первую мировую войну летом 1914 г. в союзе с Англией и Францией (Антанта).
Участие России в войне потребовало приспособление государственного аппарата к военным условиям.
На основании Положения о полевом управлении войск в военное время, для руководства военными действиями в водится Ставка Верховного Главнокомандующего. Ставка была ответственна только перед императором, при ней действовал Штаб, возглавлявшийся начальником.
В задачи Главного штаба при Военном министерстве входило проведение мобилизации.
В качестве новых форм управления промышленностью и капиталами были созданы военно-промышленные комитеты, в задачи которых входило распределение военных заказов, установление внутренней и внешней ценовой политики.
В качестве чрезвычайных органов для координации работы по отдельным направлениям были созданы Особые совещания. Они решали задачи по обороне государства, обеспечению топливом путей сообщения, государственных предприятий, работающих для целей государственной обороны, осуществляли надзор за предприятиями и контроль за госзаказами.
Общественные организации объединились в Союз земств и городов (Земгор), который занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, участвовал в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.
IV Государственная Дума, имевшая правое большинство, поддерживала решения царского правительства, ее работа отличалась наличием прогрессивного блока, который выступал за создание ответственного перед Думой правительства при сохранении монархии.
Война продиктовала изменения также в законодательстве и судебном устройстве.
В гражданском праве были узаконены реквизиции и принудительные отчуждения для нужд фронта, запрещен экспорт, вводилось принудительное размещение военных заказов.
В трудовом праве снимались ограничения на использование детского и женского труда, были введены сверхурочные работы.
В уголовном праве усиливается ответственность военнослужащих за государственные преступления, актуальные в военное время (незаконные операции с оружием и снаряжением, шпионаж, дезертирство, уклонение от несения военной службы).
Судопроизводство характеризуется наличием военно-полевых судов.