Правовой статус Государственной Думы нач. XX века: порядок формирования, организационная структура, компетенция.

Для формирования Госдумы водилась куриальная избирательная система. Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Выборы не были прямыми и для избирателей разных категорий (курий) устанавливалось неравное представительство. Выборы депутатов происходили через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей - трёхстепенные, для четвёртой - четырёхстепенные. Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выби­рали представителей на волостной сход, затем выбирали уездный; съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором из­бирались выборщики на избирательное собрание губерний или круп­ного города. Избирательный закон 3 июня 1907 г. существенно изменил нормы социального и территориального представительства. Один голос дворянина-землевладельца равнялся четырем голосам предпринимателей и интеллигенции, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.Т.о., стержневое направление избирательной реформы 1907 г. – перераспределение числа выборщиков в пользу «электората», обладавшего большим имущественным цензом исчитавшегося менее радикальным в претензиях к исполнительной власти.

Из четырех демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России реализовывалась только одна – тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными. Они проходили разновременно, единый день голосования отсутствовал. Существовала мажоритарная система. Процентного барьера для признания промежуточных выборов состоявшимися законом не устанавливалось. ГД избиралась на пятилетний срок.

В составе Гос.Думы образовывались общее собрание, избиравшее председателя, отделы закрытым голосованием на 1 год и секретариат, который управлял канцелярией. Для предварительной разработки вопросов могли создаваться и комиссии, образуемые из числа депутатов парламента. Число комиссий и комитетов постоянно менялось. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Регламент (внутренний распорядок) работы ГД определялся Основными государственными законами.

Государственная Дума имела право законодательной инициативы по всем вопросам, кроме положений Основных законов и право направления запросов Совету министров - правительству российской империи. Законопроекты вносились в ГД министрами, комиссиями ГД или поступали из Госсовета. Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Госсовета и Госдумы

Дума могла обсуждать и утверждать бюджет. Однако, по Указу императора от 8 марта 1906 г. почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Думы. Она заслушивала отчет органов го­сударственного контроля по исполнению бюджета.

Дума наделялась вотумом недоверия правительству. Но подобные акции оставались без внимания.

Отчет депутатов о своей работе перед избирателями, институт отзыва депутатов отсутствовал.

За работу в Думе депутатам полагалось солидное жалование. Депутат должен был получать высокое вознаграждение за свой труд, чтобы не быть зависимым в финансовом отношении от кого-либо и не лоббировать за деньги чьи-то интересы.

Итоговое принятие решений осуществлялось бюллетенями, поименным голосованием. Использовали такие способы голосования, как вставание (или не вставание) и выход в двери. Председательствующий на заседании предлагал встать всем, кто не поддерживал решение, а сторонники его принятия продолжали сидеть. Если же и тех, и других было примерно равное число, предпочитали перейти к способу «выход в двери». Голосовавшие «за» выходили в одни двери, а «против» – в другие. Подсчет голосов осуществляли помощники думского пристава.

Депутаты Государственной думы обладали иммунитетом: депутата по распоряжению администрации нельзя было арестовать или ограничить свободу его действий подпиской о невыезде. Задержание признавалось правомочным в исключительных случаях, например, при совершении им преступления, но не позднее чем в течение суток после его совершения. Для ареста депутата ГД необходимо было решение квалифицированного большинства парламента и выдаваемый на этом основании ордер суда.

Наши рекомендации