Проблемы становления и развитияместного самоуправления в России
Итак, по своей роли в обществе местное самоуправление уникально. Однако реальныхдостижений в этой сфере в современной России оказалось меньше, чем преград.
Одной из главных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России,является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкаяправовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. Вобществе, которое столетиями жило в условиях тоталитаризма, не имея глубоких демократическихтрадиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобыграждане их восприняли, необходима огромная разъяснительная работа.
Другой проблемой является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит вместном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления.Отдельные политики вообще считают, что это равносильно развалу России. Они аргументируютсвою позицию тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти истановится невозможно проводить в жизнь государственную политику. Они исходят из того, чтореализовать властные полномочия можно только методами прямого административногоподчинения всех территориальных образований.
Серьезной проблемой является также финансовая слабость местного самоуправления,разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением. Невозможностьпо финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрываетавторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах. Еще однанемаловажная проблема - дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления,особенно в сельской местности. Их подготовка требует длительного времени. Местноесамоуправление в России еще нетвердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке.Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, являетсяключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшая роль вэтом отводится реализации положений Федерального закона 2003 года № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Интерес к идее местного самоуправления вернулся с началом перестройки, во второйполовине 80-х годов XX века. Развитие малого предпринимательства и расширение местнойинициативы в сфере экономики требовало адекватных преобразований в системе местной власти.В апреле 1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления иместного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальнойсобственности. В июле 1991 года был принят российский Закон «О местном самоуправлении вРСФСР». Эти Законы позволили начать возрождение местного самоуправления на новыхпринципах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности.
Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была замененасистемой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако сохраняласьсистема вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочиясовета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался главой вышестоящейадминистрации, хотя и с согласия совета.
В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, приведших к резкомуухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической ифинансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию сорганами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года,после которых советы всех уровней были распущены.
Переходный период до конца 1995 года характеризовался доминированием исполнительнойвласти. Лишь в некоторых регионах были избраны по временным положениям представительныеорганы местного самоуправления с весьма ограниченными полномочиями. Только после принятияв 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» началось возрождение местного самоуправления в России. Были избраныновые органы местного самоуправления. В конце 1995 года Правительством РФ была принятаФедеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Послевыполнения ее основных мероприятий в 1999 году была принята вторая программа – Федеральнаяцелевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и созданияусловий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 1996 году былпринят Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления». В 1997 году принят Федеральный закон «Офинансовых основах местного самоуправления в РФ», в 1998 году - Федеральный закон «Обосновах муниципальной службы в РФ». В том же году Россия ратифицировала Европейскуюхартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ были утвержденыОсновные положения государственной политики в области развития местного самоуправления вРФ.
Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органамигосударственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемыйПрезидентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемамсоциально-экономической реформы при Правительстве РФ.
В то же время практика реализации местного самоуправления выявила ряд серьезныхнедостатков и нерешенных проблем. В ряде субъектов РФ полноценные органы местногосамоуправления так и не были сформированы и сохранилась практика назначения глав городов ирайонов региональными президентами и губернаторами. Изменения в налоговом и бюджетномзаконодательстве существенно подорвали финансовую базу местного самоуправления ипревратили большинство муниципальных образований в дотационные. На органы местногосамоуправления был возложен значительный объем государственных полномочий, необеспеченных финансированием.
С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повыситьэффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между нимиполномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие собъемом полномочий. Существенным ее компонентом стала реформа местного самоуправления.
В 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, который должен вступил в силу с 1января 2006 года. В дальнейшем в него было внесено множество изменений и дополнений, в том числе срок вступления Закона в полную силу был отодвинут на 1 января2009 года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь образованныхмуниципальных образований (особенно сельских поселений) к его реализации. По состоянию насентябрь 2006 года завершен первый этап реформы - формирование новой системымуниципальных образований. Прошли выборы органов местного самоуправления, разработаныили скорректированы уставы муниципальных образований и начался период адаптации ктребованиям нового законодательства