Тема 8. Кризис советской государственной идеологии: причины и последствия
Планы семинарских занятий
Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные этапы формирования и эволюции идеологии Российского государства
Вопросы для собеседования:
1. Что такое идеология? Какие вы знаете определения этого понятия?
2. Как соотносится идеология и религия?
3. Что такое идеология государственности и государственная идеология?
4. Какие классические идеологии вы знаете? Определите основное содержание каждой из них
5. Какую роль играла идеология в истории российской государственности?
Тема 2. Идеология «просвещенного абсолютизма»
Вопросы семинарского занятия:
1. Охарактеризуйте взгляды и деятельность Ф.Прокоповича
2. Насколько плодотворно было для России проникновение идей европейского Просвещения?
3. Каковы особенности Просвещения в России
4. На основе Наказа Екатерины II охарактеризуйте взгляды императрицы на российскую государственность
5. Напишите эссе по мемуарному памфлету М.М.Щербатова «О повреждении нравов России»
Тема 3. Консерватизм и либерализм в России
Вопросы семинарского занятия:
1. Дайте определение понятия «консерватизм»
2. Дайте определение понятия «либерализм»
3. Напишите эссе по «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М.Карамзина
4. Раскройте суть теории официальной народности
5. Сравните взгляды западников и славянофилов. Было ли между ними общее?
6. Напишите эссе по статье К.П.Победоносцева «Великая ложь нашего времени»
Тема 4. Государственное устройство России в проектах декабристов, народников и марксистов»
Вопросы семинарского занятия:
1. Проведите сравнительный анализ документов: «Конституция» Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля
2. Почему П.Я.Чаадаева высочайшим повелением объявили сумасшедшим?
3. Напишите эссе по прокламации «Россия молодая»
4. Раскройте суть теории общинного социализма.
5. Охарактеризуйте взгляды В.И.Ленина на государство в дореволюционный период
Тема 5. Советская государственная идеология и альтернативы большевизму.
Вопросы для собеседования:
1. Как изменились взгляды В.И.Ленина на государство после прихода большевиков к власти?
2. Какими средствами внедрялась официальная идеология в общественное сознание? Насколько эффективны были эти средства?
3. Что нового внес И.В.Сталин в государственную идеологию?
4. Новации и догмы советской государственной идеологии в годы хрущевских реформ.
5. Что такое ревизионизм и почему с ним боролись?
Тема 6. Идейные течения в белом движении и русской эмиграции
Вопросы семинарского занятия:
1. Что такое «Белая идея»?
2. Охарактеризуйте политические взгляды А.И.Деникина.
3. В чем суть идеологии «непредрешенчества»?
4. Кто такие сменовеховцы? Объясните происхождение термина.
5. Меньшевизм и троцкизм.
6. Напишите эссе по одной из статей И.А.Ильина (по выбору).
Тема 7. Идеология диссидентского движения
Вопросы семинарского занятия:
1. Определите понятия «диссиденты», «инакомыслящие», «правозащитники», «диссидентское движение»
2. Охарактеризуйте основные идейные течения диссидентского движения
3. Проанализируйте Конституцию А.Д.Сахарова.
4. Проанализируйте Письмо вождям Советского Союза А.И.Солженицына.
5. Проанализируйте статью И.Р.Шафаревича «Есть ли у России будущее?»
6. Проанализируйте статью Ю. Орлова «Возможен ли социализм не тоталитарного типа?»
Тема 8. Кризис советской государственной идеологии: причины и последствия
Вопросы семинарского занятия:
1. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны советской государственной идеологии.
2. В чем причины эрозии и кризиса советской государственной идеологии? Когда начался кризис?
3. Идеология «перестройки» и ее эволюция. Возможен ли «социалистический плюрализм»?
4. Каковы были последствия идеологического кризиса.
5. Почему в основу новой стратегии развития страны были положены либеральные идеи?
6. Напишите эссе по статье А.И.Солженицын «Как нам обустроить Россию?»