Тоталитарный режим. Характерные черты тоталитаризма в политической, экономической и духовных областях.
Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда. Тоталитаризм– полит. режим, в кот. осущ-ся полный контроль и жесткая регламентация со стороны гос-ва всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающихся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.
Тоталитаризм возник вследствие усиления роли гос-ва как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов. Во многих странах гос-во потеснило гражданское общество. Возникли технические возможности ля идеологического и полит. контроля за личностью. (Германия СССР в 30-40ые гг. тоталитарный режим)
Признаки:
1) Верховенство гос-ва, носящее тотальный хар-р
2) Сосредоточение всей полноты гос. полит. власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деят-ти гос. органов.
3) Монополия на власть единственной массовой полит. партии, сращивание партийного и гос. аппарата.
4)Ликвидация принципа разделения властей.
5) Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества.
6) Господство в обществе одной всесильной гос. идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути.
7) Централизованная система контроля и управления экономикой.
8) Полное бесправие человека.
9) Строгая цензура (запрещено критиковать представителей власти, гос. идеологию)
10) Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов.
11) Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие.
12) Подавление личности, обезличивание человека. Для тоталитаризма характерны полное слияние, срастание в единое неразрывное целое общества и государства; общества, государства и партии; их вместе и единой идеологии; экономики, политики и идеологии и т.д. Политические системы тоталитарного типа характеризуются полным, тотальным контролем государства над обществом и личностью. Их отличительными особенностями являются:
максимальное ущемление прав и свобод граждан;
формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху;
фактическое упразднение принципа разделения властей; т.е. срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной;
наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем и ее срастание с государством;
навязывание всем членам общества одной официальной идеологической доктрины;
жесткая цензура каких бы то ни было сообщений, наличие только государственных средств массовой информации;
государственно-организованный террор, основанный на перманентно и тотальном насилии.
Для тоталитарных политических систем характерныотрицательные ответы по всем индикаторам качественной определенности политической жизни:
правящая группа, не обладая ни традиционной, ни легальной легитимностью, под угрозой насилия поддерживает видимость харизматического типа своего господства;
массы не располагают никакими возможностями принимать реальное участие в формировании правящей группы, а проводимые голосования служат лишь единственной цели – одобрению фактически уже состоявшихся персональных назначений в органы власти;
роль масс в формировании политики также сводится к «единодушному одобрению» политических решений и действий власти;
участие граждан в «контроле» за деятельностью органов власти и должностных лиц государства опять-таки сводится к «одобрению», «оправданию» и «восхвалению» уже принятых решений.
Тоталитарная политическая система представляет собой разновидность авторитарной, существенные характеристики которой здесь представлены в их крайних формах. Политические системы тоталитарного типа, как и близкие к ним авторитарного, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения определенных общественного значимых целее.
16. Демократический политический режим. Формы демократических политических режимов современности. Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом ( Президент, парламент и т. д. ); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование ( референдум ). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.
Демократия – власть народа. Основополагающий принцип – участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии властных решений.
Условиядемократии Как видно, все разновидности современной демократии имеют определенные достоинства и недостатки. Кроме того, пи одна из них в действительности не существует в "чистом" виде. Складывающиеся конкретные формы демократии обусловливаются историческими, экономическими, геополитическими и иными особенностями развития каждой отдельной страны. Но для того чтобы появились и развивались демократические формы политической жизни, требуются определенные политические, экономические, социальные и культурные предпосылки.
1.Достоинства и недостатки демократии:
Достоинства
1..наличие возможности свободного выбора
2..учет мнения большинства
3..отсутствие монополии на власть
4..уважение прав и свобод граждан
5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
Недостатки
1.. опасность тирании большинства
2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
3.. замедленный процесс принятия решений
4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)
Признаки демократического режима: 1) источник власти – народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям 2) государственное устройство по принципу « разделения властей» 3) наличие «среднего класса» - социальной основы демократии 4) разрешено все, что не запрещено законом 5) политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.
Принципы: юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти!
• равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;
• свобода выражения мнений по вопросам государственной и общественной жизни;
• решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;
• верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граждан;
• выборность основных органов власти и должностных лиц государства;
• сочетание непосредственных (референдум) и опосредованных (через своих представителей форм волеизъявления народа);
- информированность, гласность и открытость при рассмотрении вопросов государственной и общественной жизни. В демократической политической системе можно подчеркнуть следующие черты:
наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан;
свободная деятельность правящей политической партии;
наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий;
формирование правительства партиями в соответствии с Итогами их легальной борьбы на выборах;
наличие системы независимых судов, обеспечивающих контроль за соблюдением законов и принципов функционирования государственных и общественных органов;
наличие системы органов местного управления и самоуправления;
убеждение, как основное средство влияния органов государства;
свободное функционирование источников информации.
Давая общую оценку демократическим политическим системам, можно сделать заключение о том, что они обеспечивают: весьма устойчивую легальную легитимность правящей группы; широкое участие граждан в ее формировании; прямое или косвенное участие граждан в формировании основных направлений политики; контроль со стороны масс за деятельностью правящей группы.
Но это не значит, что такое политические системы основаны на праве участия масс в формировании органов власти, формировании и осуществлении политики. Однако не все демократические системы в полной мере отвечают указанным характеристикам. В большинстве случаев все это – не столько реальность, сколько идеал, к которому стремятся различные системы.
Разновидность демократ. режима:
1) парламентский – режим, когда высший орган полит. власти – парламент, избранный всеобщим голосованием. Парламент обладает реальными возможностями воздействия на политику и законодательство, осуществляет контроль над правительством. Функции: функция власти; законотворчества; легитимности; представительства полит. интересов. Парламент избирает президента, президент практически не оказывает серьезного влияния на осуществление гос. власти. Легитимность парламента обеспечивается посредством выборов всем населением страны, а основой деят-ти прав-ва явл-ся парламент.
2) Президентский – хар-ся жесткой формой разделения законодат, исполнит и судебной властей, кот. действуют самостоятельно с соединением полномочий главы гос-ва и главы правительства в руках президента. Президент: глава гос-ва, определяет основные деят-ти правительства; руководитель партии, кот. выдвигает его на выбор; главнокомандующий вооруженными силами. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент не имеет права распустить парламент. Франция презид. республика.
В зависимости от того, какому субъекту политики - личности, группе или народу - отдается приоритет в механизме функционирования власти, различают либеральные, плюралистические и коллективистские демократии. Формы: 1.Либеральные, или индивидуалистические, демократии исходят из признания индивида первичным источником власти, из его автономности как социального субъекта, из необходимости соблюдения прав и свобод человека и их охраны властью закона. Приверженные либеральной демократии общества уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и правовых гарантий для проявления индивидуальной свободы, в том числе свободы самореализации личности в сфере политики. 2. Плюралистические демократии которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не парод как целое, а различные группы людей. При этом считается, что ТОЛЬКО с ПОМОЩЬЮ группы личность получает ВОЗМОЖНОСТЬ политического самовыражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. 3. Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства.
18.Признаки и функции государства. Основные тенденции развития Белоруской государственности. Государство – организация суверенной политической власти, действующая на определенной территории, использующая право и спец. аппарат упр-ия и принуждения для обесп-ия безоп-ти населения, прав и свобод граждан и управления.
Структура гос-ва : общность граждан, проживающих на опред. территории; особый аппарат управления обществом; санкционированные государством нормы общественных отношений. Современное гос-во имеет сложную институциональную структуру, которую образуют представительные. административные и судебные органы. В этой структуре есть: представительные органы, кот. должны выражать волю граждан, исполнительно-распорядительные органы (госуд.администрация),судебные органы (осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, наказание за нарушение закона),органы прокуратуры и госуд. контроля ( осуществляют надзор за точным исполнением закона), органы общесвенного порядка, органы госуд. безопасности,вооруженные силы.
Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью.
Функции. Внутренние:1) политическая – обеспечение полит. стабильности, осуществление властных полномочий, выработка полит. курса. 2) экономич. – организация, координация, регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики, санкции и т.д. 3) организаторская – исполнение решений, формирование и использование гос. аппарата, осуществление контроля выполнения законов и т.д. 4) правовая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм. 5) социальная – удовлетворение жизненно-важных потребностей людей в работе, жилье, здоровье. 6) культурно-воспитательная – приобщение к культуре, творчеству, воспитание нравственности, удовлетворение культурных потребностей людей. Внешние: 1) Оборона страны – обеспечение территориальной целостности, безопасности суверенитета гос-ва. 2) взаимовыгодное сотрудничество – в эк, соц, технологической, торговой и др. сферах с другими странами.3)участие в решении глобальных проблем человечества.4)защита гос-ва на международной арене.
Признаки государства:
Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так земля но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна; неприкосновенна; на территории государства господствует власть только этого государства; государство, лишившееся территории, перестает быть государством.
Население государства — это совокупность людей проживающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации - становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами
Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:
- Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории; само, определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. -Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие-ресурсы),
-Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.
- Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. "Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.