Партийная система современной России. Структура электоратов различных партий.
В настоящее время в России имеется огромное количество различных партий, политических объединений и движений. Многие из них постоянно на слуху, о многих просто что-то слышали, а о некоторых вообще ничего не известно. Известность и популярность одних частенько объясняется огромным количеством скандалов, связанных с самой партией или известность - это целиком заслуга лидера партии, который благодаря своим особенностям характера и поведения частенько мелькает на экранах телевизоров и в газетных публикациях. Перед выборами все явления, связанные с политикой, обостряются. Каждый начинает работать на избирателя, начинается борьба за его голоса. И в этой борьбе используются все способы. Любой политик в меру своих сил и возможностей, особенно финансовых, используя влияние на средства массовой информации, старается возвысить себя, своё движение, и утопить конкурента.
Также хотелось бы отметить, что изменения на политической арене происходят настолько быстро, что уследить за всеми и привести самую полную и всеобъемлющую информацию просто невозможно.
Политическая партия - это организация, выражающая и защищающая интересы социальных групп, слоев и классов, действующая на основе определенной политической программы и идеологии, имеющая целью завоевание и использование государственной власти.
Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. Любая из них, придя к власти, расставляет своих людей на ключевых участках управления, и так осуществляется ее участие во власти. И с этой точки зрения большой интерес представляет анализ взаимодействия политических партий и движений России с государственной властью в процессе формирования федеральных и региональных властных структур.
Если говорить о правительственном уровне взаимодействия с политическими партиями и движениями, то следует выделить следующие его формы:
· взаимодействие Правительства с политическими объединениями парламента в законотворческой деятельности по широкому кругу вопросов общественной жизни. Основной задачей такого взаимодействия является определение плана законотворческой деятельности, успешного прохождения в Госдуму законопроектов, вносимых Правительством, Президентом. В рамках этого взаимодействия проходят встречи Президента, руководителей, членов Правительства с руководителями и членами депутатских фракций;
· прямое взаимодействие структурных подразделений аппарата с общественными объединениями;
· участие представителей Правительства в работе совместных с общественными объединениями органов, образованных в соответствии с законами;
· участие в конференциях и других мероприятиях, проводимых общественными объединениями;
· процесс формирования (выборов) государственных органов исполнительной власти.
В президентских структурах сформировано несколько центров по взаимодействию с общественными объединениями. В феврале 1993 г., наряду с другими консультативными органами, был создан Президентский Совет. Одним из направлений его деятельности стало обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, движениями и иными общественными объединениями.
В июне 1996 г. был создан Политический консультативный совет (ПКС), на который было возложено проведение политических консультаций по широкому кругу общественно значимых вопросов, в том числе оказание содействия Президенту и Правительству в подготовке и внесении от их имени в Государственную Думу проектов законов, направленных на создание правовой базы осуществляемых в России реформ. Координирует работу ПКС президиум из 15 чел., включая председателя и двух его заместителей. В качестве научной базы ПКС задействованы ведущие научные учреждения страны: Академия государственной службы при Президенте РФ, Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. По основным направлениям деятельности представленных в ПКС объединений, а также для предварительного рассмотрения вопросов, подлежащих обсуждению на заседаниях ПКС, по его инициативе образовано 12 постоянных палат, в том числе палата по делам общественных и религиозных объединений.
В состав этой палаты входят 26 членов, которые участвуют во всех видах деятельности ПКС, предоставляя разработки по своему профилю деятельности. После утверждения президиумом совета эти материалы направляются руководству страны. Но основная работа палаты заключается в предпарламентском рассмотрении законопроектов, а также выработке поправок к уже действующим законам. По замыслу в состав ПКС должны были войти представители политических партий, движений (в том числе и те, которые в результате выборов не смогли пройти в Государственную Думу), общероссийских объединений профсоюзов, предпринимательских союзов (ассоциаций), религиозных объединений. Но политические объединения левой и национально-патриотической ориентации: КПРФ, Аграрная партия, Национально-республиканская партия России и некоторые другие -- в ПКС не участвуют.
Определенное значение имеет и непартийность системы власти, доминирование в ней исполнительных структур, наличие огромного количества вспомогательных вне -- и надконституционных органов и центров влияния (Администрация Президента, Совет Безопасности и Совет Обороны, ВЧК и прочие), которые активно используются правящим истеблишментом для укрепления своих позиций. В результате, как отмечают многие исследователи, в настоящее время продолжается постепенное смещение акцентов в сторону неполитических (то есть непартийных) -- корпоративных, отраслевых, групповых, региональных и иных -- групп интересов, а с другой -- свойственные партиям функции принимаются на себя государственными институтами. Не способствует упрочнению многопартийности, формированию механизмов взаимодействия партийных и властных структур и слабые позиции парламента и представительных органов в системе разделения властей.
В силу вышеуказанных и других причин взаимодействие политических объединений с государством в период реформирования российского общества носит сложный и противоречивый характер. Анализ показывает слабость и неустойчивость формирующихся в ходе этого процесса форм и механизмов взаимодействия партийных и властных структур. Многие из них не получили своего закрепления и дальнейшего развития, не играют заметной роли в политическом процессе.
Билет №5
1. Политическое лидерство в рамках номенклатуры, примеры
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная) . Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов.
Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.