Партийные системы с двумя доминирующими партиями

Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной.

Двухпартийность полезна, поскольку она “функциональна”, ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходится без посредников. Наконец, двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

“Жесткая” и “мягкая” двухпартийность. Первое различие между двумя типами двухпартийности, имеющее количественный характер, основывается на уровне дисциплины обеих партий. “Жесткая” двухпартийность предполагает дисциплину голосования, “мягкая” - ее не предполагает.

“Совершенная” и “несовершенная” двухпартийность. Двухпартийность в чистом виде - это по существу теоретическое представление. Практически бывает так, что рядом с двумя крупными партиями, господствующими на политической сцене, существуют и небольшие партии. Их роль и значимость зависят от процента голосов, полученных ими на выборах.

В первом случае обе крупные партии имеют столь мощную поддержку избирателей, что той или иной из них практически обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить в одиночку, не вступая в союз с другими, что по существу исключает участие небольших партий в политической деятельности.

Что же касается системы “несовершенной” двухпартийности, то здесь успехи обеих крупных партий на выборах не столь впечатляющи. Хотя обе партии и господствуют на политической арене, но ни одна из них не может в одиночку завоевать абсолютное большинство.

Им приходится объединяться либо с третьей партией, либо друг с другом.

Недостатки двухпартийной системы. Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения. Избирательные кампании все больше и больше становятся компаниями “против” чего-то, и избиратели все чаще и чаще голосуют не “за кандидата”, а “против” его противников.

Еще один недостаток двухпартийной системы состоит в том, что перестает существовать политический “центр”. При двухпартийной системе возникновение третьей партии грозит только одной из уже существующих партий. Ведь если на политической арене появляется вторая, скажем, левая партия, то она становится конкурентом “первой” на “монополию слева”. С другой стороны, для правой партии появление “второй” левой будет выгодно.

Билет №9

1.Сущность лидерства традиционного типа.

Она имеет рациональную основу, которая проявляется в вере в легальность нормативных правил и в право лидера, получившего свое место благодаря соблюдению этих правил. При такой легитимности подчинение является следствием легально установленного обезличенного порядка и не выходит за формальные рамки власти организации. Это власть поста, «кресла», которое занимает человек. Это «бюрократический» тип и, соответственно, стиль лидерства. Люди подчиняются бюрократу потому, что чувствуют себя бессильными перед огромным числом атрибутов власти, которыми он окружает себя.

2. Партийные системы с одной доминирующей партией

Система с доминирующей партией — партийная система, в которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство в парламенте и формируя правительство собственными силами или (в ряде случаев) в составе правящей коалиции.

Хотя оппозиционные партии и разрешены законодательством, они являются слишком слабыми или неэффективными для удержания власти. В отличие от однопартийных систем, часто бывающих авторитарными, системы с доминирующей партией могут возникнуть и внутри демократической системы. Системы с доминирующей партией часто подвергаются критике, так как коррупция и нечувствительность к общественным требованиям заметно возрастают в условиях отсутствия деятельной оппозиции.

СДП зачастую являлись и являются характерным признаком недемократических политических режимов (вплоть до полуавторитарных), однако известны примеры существования СДП при имитационной демократии и даже демократии (например, имитационной демократии может служить послевоенная Япония, где в течение почти 40 лет при формально демократическом устройстве государства, формально конкурентных выборах и многопартийной системе на выборах всегда побеждала Либерально-демократическая партия Японии, а граждане практически не имели возможности влиять на бюрократизированную и оторванную от них власть). В то же время многодесятилетние примеры демократичной СДП являли Швеция, Италия.

К 2007 г. режим СДП и суверенной демократии сложился в постсоветской России.

Билет №10

1. Разница между авторитарным и тоталитарным режимами

Тоталитаризм — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

Признаки:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

Жёсткая идеологическая цензура. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

Авторитаризм— характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Авторитаризм — это во-первых социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, бесприкословное подчинение людей авторитетам и властям. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

2. Гражданское общество и государство

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки:

  1. Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  2. Развитая демократия;
  3. Правовая защищённость граждан;
  4. Определённый уровень гражданской культуры.

Т. Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Гражданское общество может существовать только в правовом государстве.

Гражданское общество и правовое государство - это парные категории

политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо

правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского

общества.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его

структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения

властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные

властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в

своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные

части и элементы правового государства всю свою деятельность строго

сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут

персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,

гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и

свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм

правового государства является способом его существования. Функции правового

государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и

административно-командных методов управления. Его демократический характер

обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.

В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития

гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает

известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития

правового государства присущи определенные особенности, отражающие его

политический характер.

Билет №11

1. Определение политической элиты. Механизмы отбора политических элиты.

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

  1. это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
  2. высокий социальный статус;
  3. значительный объем государственной и информационной власти;
  4. непосредственное участие в осуществлении власти;
  5. организаторские способности и талант.

Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры. (при демократии- выборы, при монархии- наследственная передача и тп)

2. Особенности поляризованных и неполяризованных коалиционных партийных систем

Партийные системы Дж. Сартори разделяет на два основных вида: 1) умеренного плюрализма и 2) крайнего (поляризованного) плюрализма. Особенностью первого является биполярная структура, характерная не только для двухпартийной системы, но и для систем разного рода альтернативных коалиций партий. Формулой “умеренного плюрализма” он называет “не альтернативное правительство, а коалиционное правление с перспективой альтернативных коалиций”. Характерных черт “поляризованного плюрализма” Дж. Сартори указывает довольно много, но нам кажется, что наиболее важны: 1) наличие релевантных “антисистемных партий” (придерживающихся экстремистской идеологии); 2) существование “двусторонней оппозиции” (слева и справа); 3) наличие одной или нескольких партий, занимающих положение центра и благодаря этому обладающих “правительственным потенциалом”.

Билет №12

1. Определение политической элиты

Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерными чертами политической элиты являются следующие:

  1. это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
  2. высокий социальный статус;
  3. значительный объем государственной и информационной власти;
  4. непосредственное участие в осуществлении власти;
  5. организаторские способности и талант.

2. Харизматики-революционаристы

Без понятия, что это. Яндекс молчит.

Билет №13

1. Определения гражданского общества

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки:

  1. Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  2. Развитая демократия;
  3. Правовая защищённость граждан;
  4. Определённый уровень гражданской культуры.

Наши рекомендации