Социал-демократия: теория и практика
Теоретические истоки социал-демократизма как течения общественно-политической мысли восходят отчасти к марксизму, отчасти к социал-реформизму, неокантианству и другим учениям. Его основополагающие идеи были разработаны в трудах немецких теоретиков Фердинанда Лассаля (1825—1864), Эдуарда Бернштейна (1850—1922), Карла Каутского (1854—1938) и были развиты их единомышленниками в разных странах. Современные социал-демократы выступают за сохранение в обществе государственной, кооперативной и частной собственности, т.е. за многоукладную экономику. Они признают преимущества свободного рынка, хотя и не отрицают необходимости частичного воздействия государства на развитие экономики. В этом они единодушны со многими современными консерваторами и либералами. Для них основной способ социальных преобразований не революция, а реформы. Главным девизом современной социал-демократии остается свобода и достоинство личности, гуманизация человеческих отношений. Проблема свободы личности занимает центральное место в программных документах всех современных социал-демократических партий и в трудах их теоретиков. Под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Своими идейными корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и идеям социалистов-утопистов. Социал-демократия появилась в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на началах обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости и т.д. Всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать, как историю постепенного отхода от марксизма. С самого начала для большинства социал-демократических партий было характерно совмещение революционных лозунгов с прагматической политической практикой. Постепенно в их программах брали верх прагматизм, реформизм. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России 1917 г., которая перед всем миром воочию продемонстрировала драматизм революционного пути перестройки общества. В целом для демократического социализма идеалом является постепенность, конкретность мер, осуществляемых в процессе выполнения повседневной рутинной работы, реализации так называемых «малых дел», которые в совокупности и составляют движение к социализму. В этом смысле движению отдается приоритет перед отдаленной абстрактной целью. Такой подход в сущности стал стратегической установкой политических программ большинства партий демократического социализма. Сейчас, в начале XXI столетия, весьма трудно выявить сколько-нибудь четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентации. Дело в том, что многие принципы, установки, ценности, нормы, политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали, как указывалось выше, их общим достоянием. Но все же дискуссионным, спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие сферы, в частности экономическую. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство — величины субстанциональные, и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения.
36. Коммунистическая доктрина: содержание, причины кризиса, перспективы
Идеи коммунизма (социализма) известны с древнейших времен. Однако первые попытки очертить идеал коммунистического общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII - начале XIX вв. - утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов. На основе изучения истории западноевропейских стран, различных этапов их развития, Маркс констатировал все большее углубление противоречий между общественным характером производства и частнособственническим присвоением его результатов, в связи с чем сформулировал три опоры своего учения: концепции материалистического понимания истории, прибавочной стоимости, диктатуры пролетариата. Выделив производственные отношения как основные, как определяющие комплекс общественных отношений, он утверждал, что в истории решающую роль играют народные массы, которые, решая основополагающие противоречия капитализма, неизбежно заменят его новым, коммунистическим строем. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего классового миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, которые, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следуют за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. К. Маркс в своих рассуждениях исходил из того, что государство и право в развитии общества есть продукт материальных отношений, это было совершено новой позицией в сравнении с теориями естественного права и общественного договора тех времен. Домарксовский философский материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть природы, "живет природой" и потому не является нейтральным носителем "чистого самосознания", или "духа". В "Экономическо-философских рукописях 1844 года" он неоднократно возвращался к мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли определило направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в "Тезисах о Фейербахе" (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто "находится" в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая деятельность - родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В капиталистическом обществе эта деятельность извращена, перевернута, искажена, в связи с чем отчуждаемый труд становится проклятием, утрачивающим человеческую сущность.
Идейный предшественник социалистических и коммунистических идеологий — западноевропейский утопический социализм XVI-XIX вв. в лице Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и др. В
40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс превращают социалистическую идею в общественную теорию, опиравшуюся на философию, политическую экономию и научный коммунизм. Основные принципы научного коммунизма как политической идеологии марксизма: историческая миссия рабочего класса, пролетарская революция, диктатура пролетариата как условие и главное средство построения социалистического общества. В 60-90-е годы XIX в. марксистская концепция социализма и коммунизма господствовала в европейском рабочем движении. Революционно-коммунистическое течение рабочего движения с его ориентацией на революционно-насильственные средства построения социализма и признание реформ лишь в качестве дополнительного и второстепенного аспекта революционных преобразований общества. Судьба этого направления известна: утверждение в СССР и ряде стран мира и затем падение модели административно-бюрократической модели общества, именовавшейся «реальным социализмом»
37. Полит. кризисы и проблемы их преодоления
Большой интерес вызывают конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы. Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические. • Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств. • Внутриполитические кризисы - это: •правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами; •парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте; • конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны; •социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.
Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса. Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, "всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего".
38. Полит. конфликты и их типологии
Политология относит конфликт к одному из аспектов социальной и политической действительности и соответственно в современной литературе уделяется большое внимание теории социальных конфликтов. Ее классиками признаны К. Маркс и немецкий философ и социолог Г. Зиммель. Слово «конфликт», имеющее латинский корень, в буквальном смысле означает «столкновение». В науке это понятие определяется как столкновение противоположных сил, интересов, мнений и т.д. Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Современная политология определяет следующие основные типы политических конфликтов: – конфликты интересов, вытекающие во многом из социальных и классовых характеристик; – конфликты ценностей, отражающие их дефицит и их несовместимость; – конфликты идентификации, состоящие в альтернативных подходах к одному и тому же явлению, факту и т.д. В качестве примера можно привести конфликты, возникающие иногда между политическими партиями идентичной идеологической ориентации. Участниками конфликтов могут оказаться самые разные субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, слои, классы, этнические и конфессиональные общности, а также целые государства и народы, полит. партии, общественные объединения. Ситуация, при которой открытые столкновения между ними не только возможны, но и неизбежны, называется конфликтной ситуацией. Помимо осн. причины конфликт может порождаться доп. обстоятельствами, которые становятся поводом к открытому столкновению. Характер открытого столкновения во многом определяет форма последующего развития конфликта. Конфликты классифицируются: – по причинам, их породившим (этот перечень может быть обширный);– по составу конфликтующих сторон (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, межклассовые, межнациональные, международные); – по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, обостряющиеся, разрастающиеся, угасающие, хронические); – по формам действий сторон (с применением насилия и без применения насилия); – по социальным целям и последствиям (не затрагивающие основ социально-политического строя, предполагающие преобразования социальной системы). Из этих типов в политологии чаще всего рассматриваются два последних. В конфликтах, не затрагивающих общественно-политического устройства, развитие происходит в рамках институтов соответствующей политической системы. Конфликты, приводящие к изменению всей социально-политической системы, приводят к общественному расколу. В этих условиях большинство старых общественно-политических структур разрушаются. И здесь очень важно добиться разрешения противоречий не механическим, а диалектическим путем. В противном случае неизбежен политический кризис, то есть состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Причинами конфликтов также являются: •Вопросы власти. •Нехватка средств к существованию. •Следствие непродуманной политики. - может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта. •Несовпадение индивидуальных и общественных интересов. • Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий. •Зависть. Ненависть. •Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др. С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме : •накопление противоречий и формирование отношений сторон; •нарастание и эскалация подготовки; •собственно конфликт; •разрешение конфликта. Функции конфликта могут быть позитивными и негативными. К позитивным можно отнести: •функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности.; • коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе; • стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений; •содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино"; •функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества. К негативным функциям конфликта можно отнести следующие: •угроза раскола общества; •неблагоприятные изменения во властных отношениях; •раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях; •неблагоприятные демографические процессы и др. Политические конфликты являются непременным атрибутом общественной жизни, они пронизывают все сферы общества, определенным образом стимулируют политические процессы и влияют на политическую жизнь. В современном мире самым эффективным методом разрешения конфликта является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Компромисс основывается на поиске взаимоустраивающих решений, на взаимных уступках для достижения общей цели.
39. Система международных полит. отнош. в к 20-н.21вв.
В последнее время в международных отношениях отчетливо проявились несколько тенденций, которые позволяют говорить о начале нового политического этапа.1. Центр международной политики неуклонно смещается в Азию. Китайская Народная Республика, продолжает наращивать свой потенциал. Ежегодные темпы роста китайской экономики колеблются в пределах 8,5-10 %, причем, по некоторым предположениям, истинные масштабы своего роста Пекин сознательно держит в секрете. Возможно, он стремится тем самым скрыть реальный рост расходов на оборону. Большинство аналитиков приходят к выводу, что темпы развития Китая останутся высокими и страна 'обречена' превратиться в ближайшие 20 лет во вторую державу мира по основным показателям. Она и сейчас является таковой с точки зрения покупательной способности ВВП. Один только объем ценных бумаг США, имеющихся в распоряжении КНР, дает стране серьезные возможности воздействия на Соединенные Штаты и мировую финансовую систему. Многие, правда, предсказывают, что слишком быстрые реформы приведут Пекин к неизбежному кризису, но такие пророчества звучат уже два десятилетия. Согласно ряду прогнозов, к 2040-2050 годам на долю Китая придется 14-16 % мирового ВВП. Наличие этих перспектив выступает своего рода мультипликатором нынешней экономической, политической и военной мощи, дополнительно увеличивая международный вес Пекина. Неудивительно, что борьба за влияние на него, за доступ на китайский рынок, выстраивание, с одной стороны, схем сдерживания КНР, а с другой - ее постепенной интеграции, - все это становится одной из доминант мировой политики.
Стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав совершает Индия. За последние 10 лет ее экономика росла в среднем на 8 % в год, причем этот рост, который обеспечивается за счет преимущественно внутренних, а не иностранных инвестиций, считается более стабильным и здоровым, чем в Китае. Индия превращается в один из двигателей мирового технологического прогресса, а через 20-30 лет она, согласно прогнозам, станет третьей мировой державой после США и Китая. Индия - один из главных всемирных поставщиков программного обеспечения и ряда других высоких технологий. Здесь сформировался мощный средний класс, который более многочислен, чем в Европейском союзе. Сравнительно скромные по масштабам страны вооруженные силы (1 млн военнослужащих - меньше, чем у России) способны быстро наращивать боеготовность. Создается мощный флот - в перспективе с четырьмя авианосными группами. Налицо заявка на роль самостоятельного военно-политического гаранта стабильности в Южно-Азиатском регионе и в районе Персидского залива. Насколько можно судить, главная цель Индии - стать важнейшим фактором влияния во всей Азии, в том числе и в ее нестабильных частях. Проводя курс постепенного сближения с Китаем, Дели одновременно стремится играть роль противовеса Пекину, хотя и не намерен превращаться в инструмент его 'сдерживания'. Соревнование за влияние на Азиатский регион становится главной составляющей международной политики. В отношении Китая преобладает тактика 'сдерживания' и одновременного интегрирования его в глобальные структуры, причем упор делается на сохранение зависимости страны от внешних поставок энергоносителей. Индию уже никто не 'сдерживает', а напротив, предпринимаются активные попытки ориентировать ее в сторону Запада. При этом сама она превращаться в чьего-то союзника не торопится, предпочитая относительно самостоятельный многовекторный курс. В Азии налицо тенденция к формированию регионального экономического центра - мягкого интеграционного блока, способного через десятилетие стать мощнейшим средоточием экономической силы. Такой блок может основываться на Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Не исключено, что подобного рода альянс в конце концов перерастет в формальное интеграционное объединение наподобие Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) или Европейского экономического сообщества (ЕЭС) прошлых лет. Параллельно набирает силу новое явление - рост национализма, который наблюдается в поднимающихся странах региона. Он проявляется на уровне самих государств Азии (конфликты между Японией и Китаем, Японией и Южной Кореей, связанные с различной трактовкой истории), но прежде всего по отношению к Западу. Азиатские державы, обретающие уверенность в своих силах, стремятся сбросить идеологическое и культурное господство, которое им веками навязывал Запад. Они заявляют о готовности проводить - либо при поддержке соседей, либо (пока) в одиночку - самостоятельную линию в экономике и политике.
2. Вероятность дальнейшего распространения в мире ядерного оружия растет. Северная Корея им, возможно, обладает, а Иран стоит на пороге его создания, причем большинство аналитиков скептически расценивают шансы внешнего мира остановить Тегеран. По оценкам, сделанным некоторыми представителями американской администрации, на решение вопроса дипломатическим или военным путем осталось 12-16 месяцев. По истечении этого срока процесс станет необратимым, цена урегулирования резко возрастет, в том числе и из-за приближения президентских выборов в США. Как иранское, так и северокорейское руководство уверены в существовании значительных военных и политических угроз для каждой из стран. Большинство их соседей также испытывают тревогу за свою безопасность. Наличие ядерного оружия у Пхеньяна и/или Тегерана, весьма вероятно, вызовет цепную реакцию и приведет к размораживанию ядерных программ Японии, Южной Кореи, Египта, Саудовской Аравии и других государств. До сих пор никто не боролся с причинами ядерной 'болезни', пытаясь противодействовать ее симптомам. Для укрепления доверия необходимо создание региональных систем безопасности, запуск локальных 'хельсинкских процессов' при участии и с гарантиями великих держав. Попытки демократизации на 'расширенном' Ближнем Востоке пока проваливаются, хотя Вашингтону удалось посредством давления приблизить к себе ряд режимов (Сирия, Египет, Ливия). По-прежнему не исключен распад Ирака; даже по оптимистическим оценкам, ситуацию там не удастся стабилизировать раньше, чем через 8-12 лет. 3. США переживают период беспрецедентного падения своей популярности, на которой еще недавно основывалось их международное влияние. В результате событий последних лет престижу и влиянию Вашингтона нанесен ощутимый ущерб. В начале XXI века Соединенные Штаты сделали двойную ставку. Во-первых, 'на неконтролируемую дестабилизацию' международных отношений и возможность использовать в этой ситуации свое военное превосходство. Во- вторых, на демократизацию Большого Ближнего Востока с целью уменьшить угрозу терроризма и усилить собственные позиции в регионе. Но попытка добиться этих целей, в частности, путем вторжения в Ирак оказалась неудачной. Иракская операция связала Вашингтону руки, ограничив его возможности воздействовать на другие кризисы (Иран, Северная Корея, палестино-израильский конфликт). Впервые за последние десятилетия американская элита раскололась по вопросу внешней политики. Выясняется, что у Соединенных Штатов достаточно военной мощи, чтобы выиграть любую войну, но не хватает ресурсов для достижения политических целей, 'выигрывания мира', выгодного хотя бы им самим. Хотя США и Европа остаются частями одной политико-экономической и культурной цивилизации, расхождение между ними преодолеть не удалось и уже вряд ли удастся. Вашингтон практически не скрывает своего намерения препятствовать такой европейской интеграции, которая сделала бы Старый Свет военно-политическим игроком мирового класса. Соединенные Штаты все более явственно отказываются от ориентации на Европу как на ключевого партнера, делая перспективную ставку на Азию. По всей вероятности, именно азиатское направление станет в ближайшие годы системообразующим в американской политике. Скорее всего, Америка столкнется с серьезными экономическими проблемами, однако в обозримом будущем останется наиболее динамичным обществом и главной мировой сверхдержавой в экономическом, военном, дипломатическом да и в идеологическом смысле. Отказ Соединенных Штатов от активной глобальной роли маловероятен: нынешнюю энергичную интервенционистскую политику поддерживают и те круги, которые традиционно отстаивают изоляционистскую идеологию. Попытки использовать относительную непопулярность и частичное ослабление США крайне опасны: в будущем это дорого обойдется любому государству. 3. ЕС: расставание с амбициями. Провал референдумов по общеевропейской Конституции во Франции и Нидерландах - крупнейший кризис Европейского союза за всю его историю - выявил многие структурные слабости ЕС, нараставшие в течение ряда лет. Это, в частности, медленный экономический рост, стабильно высокий уровень безработицы (в большинстве стран 'старой Европы' около или даже более 10 %), неспособность осуществить либеральные реформы и неприятие их большей частью населения. При этом, несмотря на осознание кризисной ситуации и пагубности низких темпов роста, шансов на резкое обновление экономической и социальной политики очень мало. Европа слишком дорожит своим благополучием, чтобы идти на болезненные реформы. Причины, порождавшие мировые войны, изжиты, с коммунистическим влиянием бороться не надо. Европейцы достигли почти всего, к чему изначально стремился интеграционный проект. К власти пришло поколение, считающее сложившуюся благоприятную ситуацию само собой разумеющейся. 'Новые европейцы', правда, будут подталкивать 'старую Европу' к реформам, но потенциал их влияния ограничен. Сложные взаимоотношения России и Европы вызваны как трудностями внутри ЕС, так и растущим расхождением векторов их внутреннего развития. Политика, которую проводит Москва, была характерна для западноевропейских государств несколько десятилетий (от 40 до 70 лет) назад. Но эти различия преодолимы, тем более что отказ России от европейского пути, наиболее соответствующего российскому менталитету и традициям страны, крайне маловероятен и означал бы саморазрушение нации. В отношениях России с Европой не наступил 'конец истории'. В будущем может измениться ценностный багаж Европейского союза; возможно, что вместо дальнейшего строительства политического объединения произойдет возвращение к модели 'расширенный общий рынок и социальный союз плюс единая валюта'. Кроме того, сам Брюссель, видя ослабление своих мировых позиций, может, наконец, взять курс на стратегическое сближение с Россией. Поэтому тесное взаимодействие с ЕС остается императивом российской политики. 4. Начинается новая эра нефтяной геополитики, борьбы за контроль над месторождениями и маршрутами транспортировки нефти. Наиболее яркие ее признаки заметны в политике США. Вашингтон стремится затруднить Китаю свободный доступ к энергоресурсам, диверсифицировать пути поставки ресурсов из Каспийского региона, в отношении России проводит сравнительно дружественную, но не основанную на глубинном взаимопонимании политику, которая уже напоминает курс по отношению к Саудовской Аравии. Менее заметные проявления - борьба за будущее Ирака, упоминавшееся резкое наращивание Военно-морского флота Индии, сближение между Пекином и Дели, которые не заинтересованы в том, чтобы какая-либо третья сила использовала их конкуренцию в своих интересах.
40. Россия в соврем. междунар. пол-ке
Изменение ситуации в мире приводит к возникновению нескольких исторических вызовов России, что диктует необходимость скорректировать ее политику. Быстрое перераспределение сил на мировой арене в пользу 'новой Азии' требует пересмотра российских экономических и политических приоритетов. Прежде всего, это давно назревший прорыв российского энергетического комплекса на Юг и Восток, ускоренное строительство нефте- и газопроводов, значительное увеличение инвестиций в геологоразведку. Именно Россия должна стремиться к диверсификации путей поставки энергоресурсов, способной повысить их цену и исключить как ограничение экспорта страны, так и усиление ценового диктата. Политико-культурный курс на сближение с Европой призван оставаться одним из приоритетов рос. внеш. политике. Переосмысления требует политика в отношении стран СНГ. Из-за позиции Украины и частично Белоруссии большинство интеграционных проектов, в том числе и Единое экономическое пространство, в полном масштабе реализованы не будут или даже не начнут работать вообще. Жизнеспособными видятся пока лишь российско-казахстанское и российско-белорусское взаимодействие. В большинстве стран СНГ грядет неизбежная смена постсоветских элит. Единственной страной, где нынешнее руководство теоретически способно удержаться в седле, является Казахстан. В этой ситуации консервативно- охранительная тенденция российской политики себя не оправдывает. Там, где позволяют условия (в Белоруссии и, возможно, в Армении), России следует содействовать относительно безболезненной смене правящих режимов, предоставляя при этом соответствующие гарантии. В остальных же республиках (в первую очередь центральноазиатских) стоит попытаться разделить ответственность за обеспечение там стабильности с третьими внешними силами (Китай, США, Евросоюз) либо вовсе устраниться от нее. Вероятным на 30-40 % представляется уже в ближайшие годы вступление Украины, которую Запад стремится закрепить в зоне своего влияния, в Североатлантический альянс. Расширение НАТО поставит нас перед одним из самых трудных выборов в истории. Что делать? Требовать включения в НАТО самой России? Это малореалистично, к тому же может препятствовать необходимому усилению азиатского вектора отечественной политики. Несмотря на все имеющиеся проблемы, у России сохраняется серьезный политический, экономический и внешнеэкономический потенциал: • относительно динамично развивающаяся экономика (хотя данный процесс затухает);• богатые минеральные, особенно энергетические, ресурсы, которые могут быть использованы гораздо более эффективно;• ядерное оружие;• существенные по мировым масштабам силы общего назначения (приблизительно равные силам Индии, Китая, объединенной Европы);• членство в Совете Безопасности ООН, 'большой восьмерке' и одновременно в Шанхайской организации сотрудничества;• выгодное геополитическое положение (ни США, ни Китай, ни Европа не хотят попадания России под влияние только одного из центров, что предоставляет ей возможность для относительно широкого маневра);• непосредственное соседство с государствами - источниками терроризма (с нестабильным 'расширенным' Ближним Востоком и неустойчивой Центральной Азией) увеличивает геополитический вес страны. Тем не менее изменчивость глобальной ситуации, угрозы безопасности и геополитическому положению России приводят к росту ее уязвимости перед лицом внешних вызовов, которые в ряде случаев смыкаются с внутренними. Внешнеполитическое положение страны осложняется, становится все более непредсказуемым и может серьезно ухудшиться через несколько лет. Подобное развитие событий нужно и можно предотвратить. Ключ к этому - активизация внутренних реформ, повышение эффективности политической модели и системы принятия решений, общей управляемости.
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. В конце XX века для РФ возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью. После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. В поисках своего места в международной политике России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях. Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком. Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. До сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления. Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики: 1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения полит, эк и др. внешних целей. 2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику. 3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы. 4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной. Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства. Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада. В рос. внеш. политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. (СНГ) Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности. Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности РФ, а также развитие собственного экономического потенциала. В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Основных дипломатических и торговых партнеров России: К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и Индию. Ко второй группе "дружеских" - Казахстан, Китай, Иран и Германию. Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция. Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия. Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию
Сегодня можно выделить некоторые основные черты российской международной политики. 1. Россия отвергает применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику. 2. Россия отстаивает свои жизненно важные интересы. 3. Сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. 4. Внешняя политика страны превращается из «затратной» во взаимовыгодную. 5. Россия призвана сыграть <