Новые тенденции в разв. полит. власти
В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции в развитии политической власти. Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества. Вторая тенденция – интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран. Третья тенденция – разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти. 4 – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность. 5 проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.
Полит. элиты и их типологии
Слово "элита" происходит от французского слова "elite" – лучший, избранный. Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Элиты формируют цели и перспективы развития общества. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации. Функции политической элиты: • стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев; • коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях; • организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь; • интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
ТИПЫ ЭЛИТ: 1Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная. 2Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения. 3Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике. 4Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс. 5Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала. 6 К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) – часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции. В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.
Политическая элита — это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов: 1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство. Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек. К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям. К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деят., однако на деле обладающая большим влиянием на политику.
Полит. элиты в России
Политическая элита в России более всего заслуживает названия "политический класс". Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии воз никли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. А в России обладание монопольной политической властью всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью. Термин "политический класс" или "правящий класс" обычно используют по отношению к странам, где не завершен процесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся социально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет собой совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым населением. Приход в 1991 г. к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты постсоветской России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей: основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты: администрацию президента, правительство; кроме того, номенклатурная элита сохранила многие свои позиции в провинции; • в 1990-х годах начала формироваться "новая элита", которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капиталов, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе; • в республиках, регионах началось выдвижение влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного национального сознания), ставшего новой региональной политической элитой. Фактически процесс перераспределения политической и экономической власти в России завершается. Появились очень мощные финансовые и промышленные группы, концентрирующие в своих руках значительные капиталы, с помощью которых они могут существенно, если не решающим образом, влиять на процессы принятия политических решений. Без дополнения конкурентными механизмами происходит постепенная дегенерации элиты, ее отрыв от общества и превращение в привилегированную касту. Собственно так и произошло в странах административного социализма, где долгие десятилетия господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты — один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху. В СССР, например, негативные социальные последствия функционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим характером, полным устранением конкурентных механизмов в экономике и политике, а также идеологизацией, политизацией и непотизацией (доминированием родственных связей) критериев отбора. Такими критериями стали полнейший идеологический и политический конформизм («политическая зрелость»), партийность, личная преданность вышестоящему руководству, угодничество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской политической элиты. Положение не изменилось и после ликвидации власти КПСС, поскольку в России, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалось сколь-нибудь влиятельной, подлинно демократической контрэлиты, способной к эффективному руководству обществом. Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием соц. контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Выход из сложившейся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны — все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы ее рекрутирования непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдельных представителей — политических лидеров.
В конкретной исторической обстановке при изменении существенных характеристик политической ситуации меняются и функции политических лидеров, их способности и качества, а также реструктурируется и преобразуется вся элита. Анализ российских элитарных слоев отражает динамику их радикальных изменений в переходный посткоммунистический период. Многие из них изменили свою партийную принадлежность, а некоторые ушли из политики вместе с устраненными партийно-государственными структурами СССР. Связанный с КПРФ элитарный слой отдалился от рычагов власти на значительное расстояние. Теперь эта часть элиты непосредственно влияет только на те решения, которые принимаются на федеральном уровне в законодательной ветви власти (Государственная Дума, Совет Федерации) и на региональном — в ряде законодательных и исполнительных органов. Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создало в стране благоприятные условия для формирования российской многопартийной системы. С ее помощью открыто и гласно стало рекрутироваться большинство политической элиты, в том числе и на самом высшем ее уровне. Сотни российских лидеров прошли через международно признанные избирательные процедуры на своем пути в элитарный слой, представители которого принимают самые важные государственные решения. В политических элитах Российской Федерации господствует идеологический плюрализм. Каждый имеет возможность идентифицировать себя с любой доктриной, учением или религиозной традицией. Опасность свободе слова и в частности введение политической цензуры практически нереальны. Угрожать этим не станет ни одна элитарная группа из-за боязни потерять голоса избирателей и поддержку широких народных масс. Некоторые элитарные слои, поддерживаемые в первую очередь средним классом, подчеркивают свою деидеологизированность; они сосредотачивают усилия на создании экономической базы демократической России — социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности с преобладанием ускоренного процесса приватизации и развития предпринимательских и средних по достатку социальных страт. Во всех измерениях российские элитарные слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее их большинство закончило ведущие вузы страны, многие имеют степени докторов и кандидатов наук, владеют иностранными языками. Во-вторых, решения Президента России как избранного и поддерживаемого народом политика оказывают более эффективное влияние как на все население страны в целом, так и на политическую элиту. Законы и нормативные акты, подготовленные элитарными группами в законодательных и исполнительных органах государственной власти, обеспечивают жизнедеятельность различных по количественным параметрам социальных общностей. В-третьих, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и от влияния со стороны чиновников. В-четвертых, еще многое предстоит сделать политическим элитам в России для повышения их престижа, который эпизодически подрывается довольно частыми скандалами. Российские политические элиты все больше начинают формироваться и развиваться, подчиняясь законам функционирования демократических правовых государств. Но опыт, накопленный западными демократиями (этика элит, демократический контроль элит и др.), утверждается в России с большим трудом.