Структура, методы и функции политологии. Роль полит знаний в совр мире

Христианско-теологические концепции политики. ( Августин Блаженный, Фома Аквинский).

В средние века в Западной Европе общественно-политические идеи разрабатывались преимущественно идеологами церкви. Политическая мысль средневековья стала своеобразным отражением соперничества между католической церковью и светской властью за руководящую роль в обществе. Наиболее яркий след оставили Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин, более известный как Августин Блаженный (354-430) в своем сочинении «О граде божием» представил историю человечества как борьбу двух царств (градов): «града божьего», состоящего из праведников, следующих божественным установлениям – церкви, и «града земного» - государства – великой разбойничьей организации, в которой борются за обладание материальными благами и притесняют праведников. Благодаря воле Бога произойдет победа града божьего над градом земным. Государство будет соблюдать все библейские заповеди, а для контроля за этим власть церкви займет господствующее положение.

Августин выдвигает также идею «двух мечей», т.е. союза божественной и земной властей. Эти два меча в отношении жителей земного мира Бог вручает церкви в лице Папы Римского. Один из крупнейших средневековых ученых-богословов Фома Аквинский (1225-1274) предпринял попытку приспособить идеи Аристотеля к догмам католицизма. В своих сочинениях «О правлении властителей» и «Сумма теологии» он развивает теократическую концепцию власти. Светской власти подчинены лишь тела людей. Души же их находятся в распоряжении верховной власти, принадлежащей Богу, церкви и ее главе – Папе Римскому. Именно ему должны подчиняться все светские властители. Государственную власть Аквинский рассматривает как данную Богом, следуя словам апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены». Из этого не следует, что всякий правитель поставлен Богом и выполняет его волю. Деятельность правителя может противоречить божественным законам. Право определения правильности их соблюдения принадлежит исключительно католической церкви. Именно она может прийти к выводу о несоответствии действий правителя воле Бога, в этом случае подданные могут не подчиняться таким правителям и свергать их. Государство существует для того, чтобы заботиться о благе всего общества. Сословные различия, считал Аквинский, необходимы и должны сохраняться. Каждый должен знать свое место. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, а главной задачей монарха – заботу о добродетельной жизни подданных. Таким образом, в эпоху Средневековья, когда умами и сердцами людей владела церковь, социально-политическая мысль была направлена на обоснование божественного происхождения и назначения власти и государства, на воспитание терпимости, послушания, смирения и служения Богу.

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Основные ресурсы политической власти и механизмы осуществления.

Под ресурсами власти понимают совокупность средств, без которых отношение господства и подчинения не наступает.

Классификация ресурсов:

1) Авторская классификация Этциони, кот делит их на 3 группы (1-утилитатные ресурсы, материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей, используются и для поощрения и для наказания; 2-принудительные ресурсы, меры прямого наказания, кот осуществляется силовыми структурами, используются если не срабатывают утилитарные; 3-нормативные, средство воздействия на сознание человека. Традиции, ценности, идеалы.

2) Инструментальная кл (экономически ресурсы, социальный ресурс-возможность повысить соц статус или ранг (должности, престиж, медобразование). Культурно информациооный, силовые ресурсы

3) Кл Тофлера, кот распределяет ресурсы просто и элегантно =).Сила, богатства, знания.

Признаки государства

1) Публичная власть;

2) Государственный суверенитет;

3) Налоги;

4)Территориальная организация населения;

5)Легитимная власть;

6)Наличие специального аппарата управления обществом;

7)Наличие государственной символики;

8)Организация жизни населения на правовых началах;

9) Государственный язык.

Функции государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной. Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства. В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Институты совр. гос. власти

Законодат.орган РБ явл.Парламент,кот.состоит из Палаты представителей и Совета Республ.

Фу-ции Палаты Представителей:рассматрив.законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию,о толковании Конституции, рассмотрив.проекты законов в том ч.об утверждении основн.направленийвнутр. и внешн.политикиРБ,военнойдоктрины,ратификации и денонсации международн.договоров,обосновн.содержании и принципах осуществления прав,свобод и обязанностей граждан,ограждантсве. О правах нац.меньшинств, от утверждении респ.бюджета и отчета о его исполнении,установлениересп.налогов и сборов, об основах соц.защиты, о принципах регулирования труда и занятости,назначает выборы президента,дает согласие президенту на назначении премьер-министра,принимает отставку президента

Совет республики:одобряет или отклоняет принятые палатой предст-лей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию,избирает 6 судейКонст-го Суда, избирает 6членов Центр.комиссииРБ по выборам и проведению респ.референдума, решение о роспуске местного совета депутатов,рассматрив.обвинения против президента в совершении гос.измены, рассматрив.указы о введении чрезвыч.положения военного положения

Исполнительная властьРБ:СоветМинистровРБ(правительство):руководит системой подчиненных ему органов гос.упраления и др.органовисполнит.власти,разрабатываетосновн.направлениявнутр.ивнешн.пол-ки и принимает меры по их реализации,разраба-т проект о респ.бюджете и отчет о его исполнении, обеспечив.проведение единой экн,фин,кредитн, и денежн,пол-ки в области науки культуры образования экологии,принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан защите интересов гос-ва,нац.без-ти,орган-ет управление гос.собственностью,обеспечив.исполнениеконституц,законов и декретов указов и др.

Судебная властьвРБ:принадлежитсудам,осуществл-т правосудие на основе констит-ции,НЕосущ-т предпринимат.деят-ть,дают заключение о соответ-виизаконов,декретовпрезид-та,международных договорных и иных обязательствРБ.

Осн. типы полит.партий

1. Участие во власти:

1) Правящие (форм-т Правит-во, опред. п. курс на основе собств. программы, стратегии и тактики)

2) оппозиционные (строят деят-ть на выдвижении альтернативн. программ развития)

3) парламентские (ставят цель участия в парламенте и создании св. фракций.Гл. цель-завоевать больш-во на выборах)

4) авангардные (ориентир-ны на свержение власти, отлич-сяцентролизмом, строгой дисциплиной, при приходе к власти устанавл. тоталит. режим и станов. частью гос.системы)

2. - по организац. структуре:

1) кадровые (немногочислен.,состоящ. из политиков-профессионалов. Активизир-ся в момент выборов)

2) массовые (многочислен.,спостоянн. широк. членством и выражен. ид-гией, финансир-ся через членск. взносы)

- по принципу внутр. орг-ции

1) с фиксир. членством, т.н. оформленные

2) с нефиксир. членством, свободные, неоформлен.(большевики)

3) центролизов.со строгой дисциплиной

4) децентролизов.

По хар-ру ид-гии

1) революц./радикальн.(ориентир. на быстр. п. изменения насильств. путем)

2) реформистские

3) консервативн.(за устойчив. сохран-е сущ-го строя при допущении реформ)

4) реакционно-охранит-е(против перемен, реформ, революций, допускают насилие в отнош-и революц-ров и реформистов)

5) левые(революц., частично реформистск.)

6) правые(консерваторы, революц-ры)

По соц. среде

1) моносредные(ориентир. на 1 соц. среду/группу)

2) промежуточн.(ищут поддержку в разн. группах и стратах)

3) всеобщие(ориентир. на власть и поддержку во всем общ-ве)

По типу руководства

1) вождистские(основана на харизме лидера)

2) коллегиальн.(коллективн. упр-е)

По месту в п. системе

1) госуд.(ид-гия навяз-ся г-ву, а партия форм-т систему гос. упр-я)

2) авторитарн.(не слив-ся с гос-вом, но сост-т основу п. режима)

3) парламентские, к. делятся на:

-мажоритарн., т.е. партии больш-ва

-миноритарн., т.е. партии меньш-ва

Партийные с-мы и их хар-ка

Партийная сист- механизм отношений, существующих между пол партиями в данном гос. всего три основных вида партийных систем: бипартизм (двухпартийная система), система "двух с половиной партий" и многопартийная система. Бипартийная система - это такая, где реальную борьбу на выборах за власть ведут только две партии, причем одной партии обеспечивается объединение вокруг себя абсолютного большинства голосов избирателей, она получает большинство парламентских мест, в результате создается относительно однородное и стабильное парламентское большинство. Двухпартийные системы сложились в англосаксонских странах: Англии, США, Австралии.это означает, что существуют только две политические партии. Так в США действуют много партий, но их представители, принимающие участие в президентских выборах не в состоянии набрать более миллиона избирательных голосов. Бипартийная система означает, что действует две основные парламентские партии, являющиеся основными соперниками на выборах. Политологи подчеркивают "естественный" характер двухпартийной системы, поскольку практически везде наблюдается два основных политических течения. Привлекательность двухпартийной системы заключается в стабильности пол системы, которая достигается в условиях данной системы. Выделению двух главных партий в условиях бипартизма способствует и мажоритарная избирательная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, завоевавший хотя бы на один голос больше, чем любой другой его соперник. Система "двух с половиной партий" является промежуточной между бипартизмом и многопартийностью. Двухсполовинная партийная система характеризуется тем, что всегда есть третья партия, которая обладает достаточной поддержкой избирателей, чтобы нарушить "привычную игру" двух партий, кандидаты которых вместе собирают 75-80% голосов избирателей. # Австрия, где две партии обычно располагают крупными фракциями в парламенте, а еще одна - весьма небольшой фракцией. Для формирования правительства одна из победивших партий приглашает третью партию вступить с ней в коалицию. Для многопартийной системы имеет место, правительство, опирающееся на разнородное и меняющееся парламентское большинство, живет недолго, смена кабинета часто происходит в период между парламентскими выборами. Основное отличие от двухпартийной системы в том, что последняя представляет собой систему образования однопартийных правительств, а многопартийная - систему образования коалиционных правительств.системы "умеренного" и "крайнего" плюрализма. Система "умеренного" плюрализма включает в себя от трех до пяти конкурирующих между собой партий, формирующих коалиционное правительство. Шесть и более партий, на его взгляд, дает поляризованную систему, где между партиями лежит огромная идеологическая дистанция, что вызывает постоянную пол напряженность.деятельность пол партий регулируется и регламентируется специальными законами.

Политическая социализация

Политическая социализация представляет собой процесс включения личности в политику и функционирования в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия.

Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, т.к. политические установки все время изменяются.

Политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов, которые делятся на политические и неполитические.

Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы.

Неполитические факторы – уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.

В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько тесно переплетены, что их трудно отделить друг от друга.

В процессе полит. социализации формир-ся индивидуальное политическое поведение, сознание. В современной политической существуют две версии политической социализации, которые соответствуют двум подходам трактовки личности в политике.

Первая версияисходит измодели подчинения.Её авторы: Истон, Алмонд, Верба и Дойч. Они рассматривали политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положит. установок на систему.

Здесь личность – элемент полит. системы, кот. служит средством поддержания системного равновесия. Личность рассматривается пассивным объектом воздействия полит. системы. В этой версии модель полит. социализации выглядит как процесс добровольного принятия индивидом ценностей, стандартов полит. поведения, кот. навязывает ему полит. система.

Вторая версия разработана в рамках теории конфликта (авторы: Верба, Моско) и теории плюрализма (авторы: Даль и Харт).

Сторонники этой версии выводят сущность полит. социализации из взаимодействия власти и индивида, где индивид – не является пассивным объектом влияния полит. системы. Его активность обусловливает интересами, способностью действовать осознанно, поддержкой этноса, класса, партии, частью кот. он может является.

В рамках 1-ой версии полит. социализации широкое распр-ние получила теория полит. поддержки (разрабатывалась Истоном, Денисом). Теория поддержки исходит из того, что добиться поддержки граждан полит. система может лишь задавая психологич. установку на добров. принятие норм и ценностей, господствующих в обществе культуры.

Особый интерес представляет процесс вхождения личности в общественную жизнь в переходных обществах.

Факторы,влияющие на социализацию : Пол: характер и тип гос устройства; пол режим; пол институты, партии, организации и движения. К непол: семья; группа сверстников; учебные заведения; работа; культура, искусство, литература; сми; нац традиции.

Функции лидера – главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.

1 Интегративная функция. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2 Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

3 Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

4 Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5 Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

6 Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

Типы и стили лидерства.

Типы лидерства:

1. традиционное. 2. харизматическое. 3. легальное.

Способ­ность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. В зависимости от видов ресурсов М. Вебер выделил при типа лидерства: тра­диционное, харизматическое и рационально-легальное.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоиз­бранность или в исключительные качества конкретной лично­сти. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуаль­ные качества лидера нередко играют второстепенную роль в фор­мировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, на­пример, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит привычка, вто­рого – разум, третьего – вера и эмоции.

М.Вебер особое внимание уделял анализу харизма­тического лидерства.

Стили лидерства:

1. авторитарное. 2. демократическое. 3. невмешивающееся.

Политический лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер.

Выделяют три основных стиля руководства/лидерства:

- авторитарный (директивный);

- демократический (коллегиальный);

- попустительский (разрешительный, либеральный).

Каждый из стилей имеет две характеристики - формальную (Ф), в которую входят приемы и способы руководства, и содержательную (С), которая определяет решения, предлагаемые группе.

Рассмотрим характеристики каждого из стилей руководства.

Авторитарный стиль

Ф: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы. С: дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.

Демократический стиль

Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

Ф: отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы. С: дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Виды избирательных систем.

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования называется мажоритарной.

- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов)

- квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)

Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

Избирательная система РБ

К голосованию допускаются только граждане Республики Беларусь старше 18 лет.

Правовой статус Центрального народного избирательного Комитета Республики Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь. В частности, обеспечивать конституционный порядок возлагается на Центральной комиссию и регулируется Законом Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов», принятом в 1998 году. Порядок работы комиссии определяется ее Регламентом.
Центральная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий Центральной комиссии - 5 лет. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 31 января 2002 г. Центральная комиссия состоит из 12 членов, на профессиональной основе работают Председатель и секретарь комиссии. Состав Центральной комиссии формируют Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.
Аппарат Центральной комиссии, осуществляющий правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности Центральной комиссии состоит из 8 сотрудников.
Центральная комиссия сотрудничает со всеми центральными избирательными органами стран СНГ. В 1998 году Центральная комиссия была принята в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы.

Функции политической элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, политического взаимодействия всех сил в обществе.

Либерализм и неолиберализм

Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.

Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.

Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.

Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.

Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.

Черты либерализма:

1. либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.

2. в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли

3. в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.

В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.

Суть неолиберализма:

  1. на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах.
  2. Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.

Социал-демократическая 1) Путь к социализму лежит не через революцию, а через реформирование капиталистического общества и улучшение социальных условий. 2) Свобода, справедливость, солидарность. 3)Исходит из концепции демократического социализма, ориентированной на политическую, экономическую и социальную демократию.

Коммунистическая 1)Путь к социализму через революцию и диктатуру пролетариата. 2)Равенство, социальная справедливость.3) Сближение части носителей этой идеологии с социал-демократическими идеями в связи с признанием мирного пути к социализму.

Националистическая 1)Идеи национальной исключительности и обособленности, недоверия и пренебрежительное отношение к другим нациям.2) Национальная принадлежность. 3)Большое разнообразие проявлений – от защиты интересов «коренной национальности» до сепаратизма и расширения геополитического пространства.

66 Консерватизм: сущность и характерные черты. Неоконсерватизм.

Консерватизм представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.

В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.

НЕОКОНСРЕВАТИЗМ. Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильность политической системы и уменьшить власть представителей крупного капитала. Так, в 1940-1960-е годы оформилось течение неоконсерватизма. Формировалось оно философами, политологами, историками, подпитывалось лозунгами и программами политиков. Неоконсерваторы выступают сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.

Особенность неоконсерватизма 1970-1980-х годов состоит в том, что из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников, тесно связывая с ним изменения в различных сферах общества.

Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Исходя из подобных установок современные неоконсерваторы делают особый упор на исчезновение уверенности людей в себе, упадки таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм, сдержанность. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты.

66 консерватизм и неоконсерватизм ( кратко с конспекта по идеологии!)

Консерватизм - это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленных свыше человеческого общества. Избегая рядом моральных принципов лежащих в основе семьи, религии, собственности. Сформировался в 19 веке.

Идеологические ценности классического консерватизма:

1) Приоритет общества над человеком и государством;

2) Отрицание неизбежности социального прогресса:

3) Традиционализм;

4) Отрицательное отношение к идеи равенства;

5) Политический элитизм;

6) Культ семьи, школы, церкви, армии и других общественных институтов, выступающих непосредственно воспитателями и проводниками традиции.

Во второй пол.20 в. развивается неоконсерватизм.

Система ценностей неоконсерватизма:

1) Духовные приоритеты семьи и религии;

2) Социальная стабильность, базирующаяся на моральной ответственности гражданина и государством друг перед другом и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии чрезмерной демократизации;

3) Крепкий государственный порядок;

4) Индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы:

5) Государство должно стремиться к сохранению целостности общества, обеспечению необходимости человеку жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию инстинктов гражданского общества, сохранение сбалансированности отношений природы и общества.

Национализм - система идей и практических действий, основанных на абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим национальностям общностям, и ориентированная на дискриминацию прав и свобод других групп и наций.

Наши рекомендации