Структура полит науки. Методы и функции политологии.

Структура полит науки. Методы и функции политологии.

Структура политологии:1)полит теория (методологические основы теории и истории полит мысли)2)полит институты и полит системы (изучение гос-ва, партий, общественных организаций и движений)3) социальные компоненты власти (формы и методы полит руководства общ-вом, правящая элита, полит лидерство и др.)4)полит культура5)полит поведение6)международные отношения и внешняя пол-ка

Методы:1)общенаучные, к кот относятся анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция;2)специфические: системный метод, психологический, институциональный, сравнительный;3)эмпирические: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, изучение документов, анкетных данных, интервью

Функции: 1)теоретико-познавательная (формирует знания о пол-ке и ее роли в общ-ве ).

2)мировоззренческая (способствует выработке определенного видения полит действительности). 3)методологическая (означает, что выводы полит науки могут выполнять роль основы для более частных полит теорий). 4) регулятивная (усвоение полит знаний путем прямого влияния на полит д-вия). 5)прогностическая (разработка вероятного знания относительно развития процессов в полит сфере; любое полит решение должно быть спрогнозировано) 6)аксиологическая (оценочная). 7)воспитательная(патриотизм).

Становление и развитие политологии, ее взаимосвязь с другими науками.

Первые формы специализированного отображения и осмысления мира пол-ки сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. С середины 1 тысячелетия появляются первые полит категории, дефиниции, а затем – и целые концепции, носящие философско-этническую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля.

Постепенно полит мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этнической формы. Наиболее четкое отмежевание полит науки от богословия, философии, этики, истории осуществил в 16 веке Макиавелли. Он выделил полит исследования в качестве самостоятельного научного направления, что ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку.

Однако только к середине 19 века пол-ка выделилась в предмет самостоятельного исследования. Этапом развития политологии как науки и учебной дисциплины в Германии можно считать образование в первой половине 16 века правовой школы.

В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился.

Полит наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с другими быстроразвивающимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними. С самого зарождения полит наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этническими, историческими, а впоследствии – социологическими и правовыми исследованиями. Политология – совокупность специализированных наук, научных дисциплин в пределах собственно полит знания и совместных с другими науками субдисциплин, за счет которых это знание расширяется.

Понятие полит ситемы общ-ва. Структура полит системы.

Полит система-совокупность гос и негос институтов и отношений, посредством кот в общ-ве осуществляется полит власть.

Структура полит системывключает подсистемы: 1)институциональная (совокупность основных институтов и взаимоотношений между ними). Центральное место принадлежит гос-ву, важную роль играют полит партии. 2)нормативная: - формальная(законодательные законы );-неформальная. 3)функциональная (совокупность приемов и методов осуществления власти). 4)коммуникационная(включает все каналы полит взаимодействия).

5) идеологическая подсистема. 6)культурная(совокупность типичных полит установок, ориентаций, ценностей и моделей полит поведения).

Полит система РБ.

Современная полит система РБ сформировалась под воздействием объективных и субъективных факторов, которые сложились в стране в сер 80-х гг 20 в. Замена старой полит системы новой осуществилась радикальным путём. Гос власть стала осуществляться на принципах разделения властей, верховенства права, гласности и плюрализма.

Полит система РБ –это организационно-правовой механизм, посредством которого народ РБ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляя гос-вом, определяет и проводит внутреннюю и внешнюю пол-ку.

Структура полит системы РБ:1)гос-во,2)полит партии,3)общественные объединения,4)трудовые коллективы

Формализация новой полит системы, ее юридическое оформление материализовалось в Конституции РБ 1994г. (с изменениями и дополнениями 24 ноября 1996).

Формирование новой полит системы характеризовалось кардинальными изменениями ее структуры и ф-ций. Появились новые полит институты власти и управления – президентство, двухпалатный парламент, Конституционный суд и т.д. Качественно изменились цели и задачи ранее существовавших органов власти и управления: гос-во было объявлено унитарным демократическим, правовым; общ-во – гражданским; парламент стал постоянно действующим.

Современная полит система республики значительно усложнилась и характеризуется не только количественным расширением, но и качественным изменением ее соц базы. Основу полит системы теперь составляют и новые соц слои общ-ва, и новые, умножившиеся полит партии, общественные движения. В РБ взято направление на укрепление, совершенствование демократических принципов образования, организационного построения и функционирования полит системы. В полит системе республики заложена база для достижения более полного включения членов общ-ва в полит жизнь. Предусмотрено функционирование в структуре полит системы массовых акций – митингов, собраний и т.п. Сформировались различные группы единомышленников, союзы и т.п. Выборы кандидатов на гос должности стали осуществляться через участие в данном процессе полит партий и общественных организаций. Произошло реформирование избирательной системы.

Гос власть стала осуществляться на принципах разделения властей, верховенства права, гласности и плюрализма. Развитие конституционного процесса и системы суверенитетов коснулось местного управления и самоуправления. Это в какой-то мере ослабило властные полномочия центра и расширило компетенцию местных властей. Данные процессы сопровождают и переход к разнообразным формам собственности и методам хозяйствования, что также стало новым явлением в полит системы республики.

РБ из парламентской превратилась в президентскую. ЕЕ полит система стала классифицироваться как президентская.

Законодательная власть (ЗВ) как одна из ветвей власти. Понятие парламента, его структура и полномочия.

ЗВ определяется как система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридическую силу общеобязательные акты гос. знач-я, которые устанавливают опред. нормы и правила общежития органов, организаций и учреждений гос-ва, определяют основы общественно значимого поведения и деят-ти физ, юрид лиц, гр-н и общественных объединений. ЗВ – основа демократизации общ-ва. ЗВ воплощена, сосредоточена в парл-те.

Парламент- высший законодательный и представительный орган. Это избираемый народом (иногда частично назначаемый) высший представительный и законодательный орган в стране. В данном органе заседают граждане, представляющие интересы народа. Осн. ф-ция – принятие закона.

Структура:1)комитеты (подкомитеты); 2)комиссии (подкомиссии); 3)партийные группы, блоки; 4)вспомогательные подразделения.

Законодательная власть в лице парл-та наделена полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроектов, принятие законов; утверждение Госбюджета и отчета Правительства о его исполнении; осуществление внешней п-ки, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участи в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; контроль за ходом выполнения законов, деят-тью Правительства, других органов власти.

Важным правом и полномочием парл-та является контроль над деят-тью прав-ва. Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом.

Структура полит науки. Методы и функции политологии.

Структура политологии:1)полит теория (методологические основы теории и истории полит мысли)2)полит институты и полит системы (изучение гос-ва, партий, общественных организаций и движений)3) социальные компоненты власти (формы и методы полит руководства общ-вом, правящая элита, полит лидерство и др.)4)полит культура5)полит поведение6)международные отношения и внешняя пол-ка

Методы:1)общенаучные, к кот относятся анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция;2)специфические: системный метод, психологический, институциональный, сравнительный;3)эмпирические: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, изучение документов, анкетных данных, интервью

Функции: 1)теоретико-познавательная (формирует знания о пол-ке и ее роли в общ-ве ).

2)мировоззренческая (способствует выработке определенного видения полит действительности). 3)методологическая (означает, что выводы полит науки могут выполнять роль основы для более частных полит теорий). 4) регулятивная (усвоение полит знаний путем прямого влияния на полит д-вия). 5)прогностическая (разработка вероятного знания относительно развития процессов в полит сфере; любое полит решение должно быть спрогнозировано) 6)аксиологическая (оценочная). 7)воспитательная(патриотизм).

Наши рекомендации