Политология как наука. Методы, функции и структура политической науки. Роль политологии в системе гос. идеологии РБ.

Политология – это наука о политике, изучающая в качестве своего объекта политическую сферу жизни общества.

Понятие политика происходит от древнегреческого слова polys (полис) – город-государство.

Политология изучает сущность политической власти, закономерности возникновения, функционирования и развития органов гос. власти, деятельность людей и их организаций по завоеванию и использованию политической власти.

Для получения объективных знаний о действительности наука должна располагать определенной системой принципов, приемов и способов познания, т.е. методов.

Методы научного познания политологии принято делить на общенаучные и специальные.

Общенаучные методы применяются во всех без исключения науках. К важнейшим общенаучным методам, использующимся в политологии, относят методы формальной и диалектической логики, сравнительно-исторический метод, системный метод.

Методы формальной и диалектической логики позволяют правильно показать взаимосвязи между понятиями, дать их адекватные определения, построить суждения и умозаключения, сделать грамотные выводы. К ним относятся индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Сравнительно-исторический метод дает более глубокое представление о состоянии тех или иных полит. явлений и процессов на момент и изучения путем установления того, как и почему они возникли, какие этапы в своем развитии прошли.

Системный метод предполагает рассмотрение любого явления как системы, т.е. совокупности закономерным образом взаимодействующих элементов относительно самостоятельной от окружающей среды. В то же время всякая система изучается и как элемент более сложной системы.

Специально-научные методы используются не во всех, а в одной или нескольких смежных науках. В политологии применяются след. специально-научные методы: методы психологии, эмпирико-социологические методы, экономические методы.

Из методов психологии наиболее применяем бихевиоральный подход, заключающийся в исследовании поведения людей и групп в политической сфере.

Эмпирико-социологические методы представляют комплекс приемов и методов конкретных социологических исследований, позволяющих получить объективные количественные и качественные данные о реальной общественно-политической жизни путем систематизации и анализа конкретного фактического материала (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ док-ов)

Использование экономических методов позволяет установить взаимосвязь и взаимовлияние экономических и политических процессов.

Структура политологии – это содержание и порядок расположения основных ее проблем. В настоящее время большинство учебных курсов и исследовательских программ по политологии во всем мире соответствуют выработанной в 1948 г. комиссией спец. учреждения ООН – Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) структуре политологического знания. Она включает след. разделы:

- теории и история политической мысли;

- теория и практика деятельности полит. институтов и полит. систем;

- теория и практика полит. руководства;

- политическая культура и полит. поведение;

- международные отношения и внешняя политика.

Функции.

Методологическая функция заключ. в разработке теории и методологии изучения полит. явлений и процессов, выработке подходов для получения истинных знаний о политической сфере жизни общества, формировании теоретической базы для успешного осуществления полит. деятельности.

Информационно-познавательная функция предполагает, что изучающий политологию получает новые знания, новую информацию о полит. сфере общества, опираясь на полученные знания, может квалифицированно объяснить сущность происходящего в политике.

Прогностическая функции состоит в создании научной базы для определения тенденций и характера развития политических процессов в будущем.

Инструментальная (регулятивная) функция связана с практической политикой, помогает сделать правильный анализ полит. действительности, предпринять адекватные политические действия для достижения желаемого результата.

Мировоззренческо-воспитательная функция имеет своей целью помочь людям в выработке научно обоснованных мировоззренческих позиций, в осознании человеком своего места и роли в полит. отношениях и процессах, в воспитании сознательного и активного гражданина.

№ 2. Античная политическая мысль (Платон, Аристотель, Цицерон и др.)

Авторами первых концепций, объяснявших общественно-политическое устройство, исходя из реальных условий и особенностей человека, были древнегреческие философы Платон и Аристотель.

Платон в диалоге «Политик» дает определение политики как искусства царствовать, требующее знаний и умения руководить людьми.

В трактате «Государство» Платон предложил проект идеального общественного устройства, отражавший интересы афинской аристократии.

В справедливом государстве для счастливой жизни все свободные граждане должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и землевладельцев, ремесленников и купцов. Такое деление Платон выводил из трех начал свойственных человеческой природе: разума, чувства (страсти), вожделения (накопление богатств).

Разумное начало более всего преобладает у философов, чувственное – у воинов, вожделеющее – у крестьян, ремесленников и купцов. Граждане должны выполнять в обществе определенные функции в соответствии с господствующим в их душах началом.

Что касается рабов, то Платон не включил их в структуру своего общества, они рассматривались тогда как «говорящие» орудия труда.

Идеальными формами гос. правления он считал аристократию (правление мудрых) и монархию (правление одного). Наихудшими формами правления, по его мнению, были демократия (правление большинства) и тирания.

Аристотель был учеником Платона и свои политические идеи изложил главным образом в трактате «Политика».

Он подверг критике ряд положений своего учителя. Аристотель заметил, что в любом государстве люди делятся на очень богатых, очень бедных и занимающих среднее положение. Очень богатые не боятся власти, нарушают законы, не платят налоги, чем опасны для общества. Очень бедные не платят налогов и стремятся отобрать богатства у богатых и поделить между собой, что также опасно для государства, так как приводит к бунтам, восстаниям и войнам. Лучше всех для государства – средний класс. Эти люди обеспечивают себя всем необходимым для жизни, исправно платят налоги, уважают законы, так как боятся власти. Чем многочисленнее средний класс, тем стабильнее и богаче государство.

Обследовав 156 гос. образований, существовавших при его жизни, Аристотель выделил три правильные и три неправильные формы управления государством.

Правильной формой он считал такую, при кот. правители действуют на благо всего общества, неправильной – при кот. преследуются лишь частные цели правителей.

К правильным формам Аристотель относил монархию, аристократию, политию (правление многих. Полития образуется в результате объединения олигархии и демократии.

Наилучшей формой правления Аристотель считал политию, поскольку в ней доминирует средний элемент.

Идея Платона и Аристотеля о необходимости строить гос. дела на основе разума получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

Марк Туллий Цицерон – оратор и публицист – значительную часть своих полит. идей изложил в своих речах, считал наилучшей формой гос. правления смешанную, кот. соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии. Он доказал, что условием свободы явл. равенство перед законом всх граждан независимо от занимаемого в обществе положения.

Наши рекомендации