Какая из нижеперечисленных форм рекламы избирательной кампании не относится к косвенной?

а) связывание имени кандидата с решением важных для избирателей социальных проблем;

б) упоминание в положительном контексте имени кандидата в СМИ;

в) позитивные высказывания авторитетных лиц о кандидате;

г) почтовые отправления.

21. Мысленный образ объекта, возникающий в сознании познающего субъекта при наблюдении объекта – это…

а) когнитивная модель;

б) содержательная модель;

в) формальная модель;

г) концептуальная модель.

22. Определение возможных состояний объекта в будущем – это…

а) поисковый прогноз;

б) оперативный прогноз;

в) самосбывающийся прогноз;

г) нормативный прогноз.

23. Метод Дельфи – это метод прогнозирования, в основе которого лежит:

а) коллективная экспертная оценка, основанная на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного спроса в несколько туров;

б) коллективная генерация идей («мозговой штурм»);

в) индивидуальная экспертная оценка перспектив развития объекта;

г) анализ публикаций (контент–анализ).

24. Накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта, называется…

а) нормативным методом;

б) статистическим методом;

в) методом герменевтики;

г) описанием политической реальности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[1]

Работа с книгой

Новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов, Интернет и т.д., позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией. Однако основным и наиболее эффективным методом освоения научных дисциплин была и остается работа с книгой.

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литера­туру различных видов. При изучении гуманитарных дисциплин у студентов должен вырабатываться рационально-критический подход к изучаемым книгам и статьям. Это заключается в следующем. Во-первых, со временем ряд информационных и теоретических материалов устаревает, требует критического отношения. Во-вторых, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже полезно знать. Мысли, высказанные сотни и тысячи лет назад, могут звучать актуально и сегодня. Важнейшими источниками информации являются классические труды политических мыслителей, несущие большую смысловую нагрузку, – «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «Государь» Н. Макиавелли, «О духе законов» Ш.Л. Монтескье и др.

Для усвоения содержания книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр книги (ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением) позволит решить вопрос, стоит ли ее читать. Важнейшим качеством является умение читать оглавление. Оно продумывается как задание по воссозданию и интерпретации текста, при этом свои мысли необходимо тезисно фиксировать на бумаге, что развивает концептуальное мышление.

При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

Следующий этап работы с книгой – прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

Можно предложить следующие рекомендации по методике быстрого чтения:

– ясно определить цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;

– оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей;

– сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения (это обеспечит глубокое понимание текста);

– уметь определять структуру текста – соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунками, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями;

– понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу пони­мать его смысл и значение).

Скорость правильного чтения должна быть в 3-4 раза выше скорости речи.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям, глоссарии к ним, ссылки в тексте. Следует обратить на них внимание.

К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе, редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания, что позволяет судить об академической степени издания. Вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарии, дают возможность понять функциональные особенности книги. Имеющиеся в книгах списки литературы подобрать дополнительную литературу по изучаемой тематике. Обратите внимание на справочно-информационный материал и специальные указатели.

Отдельный этап изучения книги – ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.

Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.

Аннотация – краткое изложение содержания – дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

При конспектировании рекомендуется использовать различного рода сокращения, аббревиатуры, составлять схемы, таблицы и т.п.

Реферирование

Существенное значение при самостоятельной работе имеет подготовка реферата – как реферирование конкретной литературы, так и подготовка реферата по той или иной теме на основе критического обзора источников. Реферат, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа рефератов: 1) реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первичного документа; 2) перефразированный реферат, полученный на основе перефразирования первичного текста; 3) интерпретированный реферат, полученный на основе интерпретации первоисточника. При интерпретировании текст первоисточника остается неизменным, по­скольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом.

Рекомендуемый объем реферата – 10–15 страниц машинописного текста.

Академическая структура исследования такова:

Оглавление.

Введение.

Глава 1. § 1, § 2.

Глава 2. § 1, § 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким (по возможности – от 3 до 5 слов).

Важный этап работы над рефератом – отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап – написание реферата на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного изучения собранного материала.

Схема подготовки реферата такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе производится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

Во введении обосновывается актуальность темы научного исследования, определяются цель и задачи, дается краткий анализ используемых источников и литературы. В заключении делаются основные выводы по проведенному исследованию и реализации поставленных задач.

Требования к форме представления информации в реферате.

1. В реферате следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми со­кращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

2. Иллюстрации и таблицы используются в реферате только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника.

3. При написании реферата следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.

4. Необходимо избегать штампов и канцеляризмов вроде «заострить вопрос», «вследствие наличия», «в свете», «имеет место», «фактически», «практически» и т.п.

5.Необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

6. Надо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых
словосочетаний и оборотов, двойного упоми­нания понятий в одной фразе.

В заключении реферата делаются общие выводы. Пишется заключение без ссылок. Приведем в качестве примера стандартное начало: «Проде­ланная работа позволяет сформулировать следующие выводы: 1... 2... 3...».

В конце работы приводится список использованной литературы.

По теме реферата студенты выступают на семинарских занятиях и тео­ретических конференциях. Авторы лучших рефератов участвуют в конкур­сах студенческих работ по гуманитарным наукам.

Библиографическое оформление реферата

Список использованной литературы и библиографические ссылки оформляются в соответствии с принятыми требованиями. Библиографическое описание включает фамилию автора(ов), заголовок, выходные данные, сведения об издании и количественной характеристике.

Ссылка. Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата – все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник (ссылка постраничная). В России разрешено цитировать чужой текст (обязательно со ссылкой) объемом до 300 знаков. При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают соответствующую страницу в соответствии с требованиями. Если ссылка на один и тот же источник следует непрерывно, используется форма «Там же». При повторном упоминании работы автора в другом месте после фамилии и И.О. автора используется форма «Указ. соч.», и указывается страница.

Далее в скобках и внизу данной страницы приведен образец оформления ссылок на источники и литературу. (К. Леонтьев подчеркивает, что «для существования славян необходима мощь России»[2]. Согласно опросу, проведенному в 2005 г. по заказу Всемирной службы Би–би–си в 33 странах, Россия входит в тройку стран, политика которых вызывает наибольшее отторжение в мире (после Ирана и США)[3]. По мнению В.В. Шелохаева, проблема консерватизма нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в выявлении материала[4]. Автор исходит из необходимости эмпирического сбора материала по данной проблематике[5]. Согласно точке зрения К. Леонтьева, основы российской культуры следует искать в византизме[6]).

Список использованной литературыв конце реферата составляется по алфавиту (фамилий авторов используемых работ или названий книг при отсутствии фамилии). Далее см. образцы библиографического описания.

Описание книги одного автора: Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политическая технология: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 559 с.

Описание книги коллектива авторов: Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.

Описание отдельного тома многотомного издания: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 22. – С. 306.

Описание материалов конференций, совещаний: Богомяков В.Г. О типологии консервативных течений политической мысли / В.Г. Богомяков // Современный российский консерватизм: политика, экономика, идеология, право: Сб. тезисов докладов и сообщений на всеросс. научн. конф. 20-21 мая 2005 г. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005. С. 76-78.

Описание статьи из журнала: Барсукова С.Ю. Власть и бизнес: новые правила игры / С.Ю. Барсукова // Полис. – 2006. № 6. – С. 135-144.

Алгоритм поиска информации

В самостоятельной работе студентам приходится использовать источники разных видов. Ориентироваться в потоке литературы по гуманитарным дисциплинам помогают различные библиографические пособия.

Отметим следующие направления алгоритма поиска информации.

1. При работе над заданиями и контрольными тестами помимо учебников целесообразно пользоваться словарями, имеющимися в справочном отделе библиотеки института. Советуем обратить внимание на следующие словари:

Бачинин В.А. Политология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин / СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 287 с.

Даниленко В.И. Современный политологический словарь / В.И. Даниленко. – М.: NOTA BENE, 2000. – 1016 с.

Краткий политологический словарь: понятия, персоналии / Сост. Е.М. Михайлова. – Чебоксары: Салика, 1999. – 39 с.

Политология. Понятия. Персоналии. Изречения. Краткий справочник / Сост. Е.М. Михайлова. – Чебоксары: ЧКИ (филиал) ОУ ВПО «МУПК», 2003. – 51 с.

Политология: словарь–справочник / М.А. Василик и др. М.: Гардарики, 2000. – 327 с.

Политология: энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова. – М.: PUBLISHERS, 1993. – 431 с.

Политологический словарь: учебное пособие / Р.Г. Григорян и др. Под ред. В.Ф. Халипова. – М.: Высшая школа, 1995. – 192 с.

2. При подготовке рефератов следует использовать также первоисточники: труды политических мыслителей, законы и нормативные акты. Обращаем Ваше внимание на следующие хрестоматийные издания по антологии мировой политической мысли:

Антология мировой политической мысли: учебное пособие. В 5 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997.

История политических и правовых учений: хрестоматия / Е.А. Воротилин. – М.: Городец, 2000. – 511 с.

Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. – М.: ПРИОР, 2000. – 1104 с.

Политология: хрестоматия / М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 1999. – 843 с.

Цыганков П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – 400 с.

Для использования нормативных актом советуем обратить внимание на «Собрание законодательства РФ», «Собрание законодательства ЧР».

3. Для работы над избранными темами целесообразно также пользоваться научными журналами, выписываемыми библиотекой. Рекомендуем следующие журналы: «Полис», «Политическая наука», «Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология», «Социс», «Социально-гуманитарные знания», «Свободная мысль – XXI», «Россия и современный мир», «США. Канада. Экономика–политика–культура», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы философии», «Регионология», «Право и политика», «Отечественная история», «Вопросы истории». Сведения о наиболее значительных изданиях – тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецензии – помещаются в журналах «Полис», «Социс», «Вопросы истории», «Вопросы философии» и др. (Например, в №6 журнала «Полис» имеется тематический список статей, опубликованных в течение года).

Самостоятельная работа по изучению политологии (собственно говоря, всех гуманитарных дисциплин) все более приобретает характер исследовательской деятельности. Наряду с лекциями, семинарами и консультациями, индивидуальная работа с книгами, составление тезисов, конспектов, написание рефератов способствуют более глубокому изучению поставленных тем, пониманию политической действительности, выработке у студентов проблемного видения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 63 с.

2. Бражник Г.В. Политология: Учебное пособие / Г.В. Бражник, И.А. Блохин, В.Г. Ломовцева; Под ред. Г.В.Бражник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»: МУПК, 2002. –106 с.

3. Василенко А.И. Геополитика / А.И. Василенко. – М.: Логос, 2003. – 204 с.

4. Волков В.А. Политология / В.А. Волков, А.Б. Зверинцев, Т.В. Ивашковская и др.; Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.

5. Гаджиев К.С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К.С. Гад-жиев. – М.: Высшее образование, 2005. – 460 с.

6. Графский В.Г. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др.; Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2001. – 736 с.

7. Демидов А.И. Политология /А.И. Демидов, В.М.Долгов, А.В. Малько. М.: Гардарики, 2004. – 397 с.

8. Доленко Д.В. Политология: Учебник / Д.В. Доленко, И.В. Бахлов, О.В. Бахлова и др. – М.: Дело, 2002. – 424 с.

9. Исаев Б.А. Политология / Б.А. Исаев. – СПБ.: Питер, 2005. – 173 с.

10. Каменская Е.Н. Политология: учебное пособие / Е.Н. Каменская. – М.: Дашков и К°, 2006. – 303 с.

11. Кретов Б.И. Политология / Б.И. Кретов. – М.: Высшая школа, 2005. – 446 с.

12. Кривогуз И.М. Политология / И.М. Кривогуз. – М.: Владос, 2003. – 286 с.

13. Курс политологии. Под ред. А.Н. Грязновой. Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИНФРА–М, 2002. – 460 с.

14. Миголатьев А.А. Курс политологии / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М.: Щит–М, 2005. – 581 с.

15. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. 2–е изд. – М.: ПРИОР, 2003. – 428 с.

16. Политология. Под ред. В.И. Буренко. – М.: Экзамен, 2004. – 318 с.

17. Политология. Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – 588 с.

18. Политология. Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 691 с.

19. Политология. Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 544 с.

20. Панарин А.С. Политология / А.С. Панарин. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 440 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. Политология как наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 2. История политической мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 3. Русская политическая мысль XIX–начала XX вв.. . . . . . . . .
Тема 4. Политическая власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 5. Социальные основы политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 6. Личность и политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 7. Политическое лидерство и политическая элита . . . . . . . . . .
Тема 8. Политическая система общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 9. Политический режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 10. Государство как институт политической системы . . . . . .
Тема 11. Политические партии и партийные системы . . . . . . . . . . . .
Тема 12. Избирательная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 13. Политическое сознание. Политическая идеология . . . . . .
Тема 14. Политическая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 15. Политический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 16. Политическое развитие и политическая модернизация . .
Тема 17. Мировой политический процесс. Геополитика . . . . . . . . .
Тема 18. Прикладная политология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Учебное издание

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Редактор Л.М. Кубашина

Подписано в печать Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Усл. п.л. 6,61. Уч.-изд. л. 7,0.

Тираж экз.

РИО ЧКИ РУК

Какая из нижеперечисленных форм рекламы избирательной кампании не относится к косвенной? - student2.ru Какая из нижеперечисленных форм рекламы избирательной кампании не относится к косвенной? - student2.ru 428025, Чебоксары, пр. М. Горького, 24

[1] При составлении данных методических рекомендаций использованы материалы: Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999.

[2] Леонтьев К. Византизм и славянство // Византизм и славянство. Великий спор. М., 2001. С. 67.

[3] См.: Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В. И. Образ России на Западе: диалектика представлений в контексте мирового развития // Полис. 2006. №6. С. 113.

[4] См.: Шелохаев В.В. Состояние современного историографического поля российского либерализма и консерватизма // http://conservatism.narod.ru/shelohaev/shelohaev.html.

[5] См.: Там же.

[6] См.: Леонтьев К. Указ. соч. С. 80.

Наши рекомендации