I Общие методы исследования политики

Политология

Политология как наука.

Политология — это наука о политике. Политика – совокупность средств, используемых для обретения, удержания и использования власти.

Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей стабильность.

Содержаниеполитики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы политики:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Три уровня существования политики:

макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы

мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Функции политики:

— поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— защита основополагающих прав человека; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Методы:

I Общие методы исследования политики

Общие методы политологии: системный, деятельностный, бихевиористский, институциональный, ценностно-нормативный, исторический, структурно-функциональный, сравнительный.

Социологический подход – выяснение зависимости политики от общества, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Функциональный подход – предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.

II Общелогические методы – индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент.

III Эмпирические методы – анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры.

Функции судебной власти

1. Правосудие.

2. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

3. Толкование правовых норм.

4. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

5. Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

· Конституционный Суд Российской Федерации;

· Верховный Суд Российской Федерации;

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· Дисциплинарное судебное присутствие.

·

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - демократическое право, предоставляемое политической системой власти как отдельным лицам, так и организациям, группам открыто излагать позиции, мнения, требования. Выражение интересов различных слоёв общества осуществляют политические партии, профсоюз-ные, церковные и др.организации в парламенте, средствах массовой информации и проч. Представление о многомерности истины. Плюрализм политический - тип организации политической жизни, предполагающий, с одной ст., разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, а с др.- свободу деятельности многообразных, в т.ч. оппозиционных, политических, общественных организаций. В основе политического плюрализма лежат два социальных фактора. Во-первых, социальная дифференциация, принадлежность людей к различным социальным группам и соответственно обладающих разными интересами, Во-вторых, в обществе всегда есть люди, придерживающиеся различных идеологических взглядов: либералы и консерваторы, коммунисты и социал-демократы, сторонники религиозных учений и национальных идей. У каждой из этих групп могут быть несовпадающие, а нередко и противоположные взгляды на некоторые принципы организации общественной жизни. Демократическое общество, утверждая принцип политического плюрализма, позволяет гражданам свободно реализовывать своё право на защиту собственных интересов, отстаивать свои политические ценности, создавать с этой целью различные организации. Однако этот процесс, если не будет никаких сдерживающих факторов, может привести к острым конфликтам м.организациями, к хаосу и даже расколу общества. Вот почему принцип политического плюрализма наряду с предоставлением гражданам права на создание организаций предполагает также, во-первых, запрещение деятельности организаций, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; во-вторых, создание норм, регламентирующих деятельность всех общественно-политических организаций, выработку общих правил, позволяющих организациям конкурировать м.собой, но при этом не допускающих возникновение м.ними открытой вражды, конфликтного противостояния. В рамках социалистической системы политический плюрализм подавлялся.




26. Роль Конституции в правовом государстве.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права.

В демократическом конституционном (правовом) государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть закреплена, прежде всего, в конституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

27. Структура государственной власти в Российской Федерации.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

28. Формы государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство.

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Конфедерация — постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как

правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Не существует единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации. Конфедерации существовали в США (1776-1787).

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

В федерации существуют два уровня власти. Полномочия их органов разграничены федеральной конституцией. Отличительной особенностью федерации является наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента. К ведению федерального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, установление важнейших налогов. Субъекты федерации не могут по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут создаваться по территориальному признаку (США, Германия), национальному (Индия), смешанному (Россия).

Члены федерации — соучастники общегосударственного суверенитета — фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков. Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность.

Унитарное государство.Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогооблажения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

29. Формы правления в правовом государстве.

Существуют две формы правления: Монархия и Республика.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

Парламентская республика. Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством.

Президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в «суперпрезидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.

Полупрезидентская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент. Президент, без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров.

30. Политические партии: сущность, функции, типы.

Политическая партия - специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

От всех других политических институтов, в том числе и групп интересов, партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентаций, а также ряд других, менее значимых признаков.

Функции партий:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных установок, политической линии партии;

- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

- подготовка и выдвижение кадров.

С точки зрения правящего режима:

· правящие и оппозиционные,

· легальные и нелегальные,

· партии-лидеры и партии-аутсайдеры,

· партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.

По партийному членству:

· Кадровые

· Массовые

· Строго централизованные.

31. Типы партий в современном обществе. Классификация политических партий

1. По отношению к социальной действительности:

· Революционные - такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.

· Реформаторские - нацелены на количественные преобразования в обществе, без нарушения его основной структуры.

· Консервативные - стремятся сохранить существующую структуру общества и его основные характеристики.

· Реакционные - стремятся возвратиться, частично или полностью, к ранее существующему порядку, к предшествующим характеристикам общества.

2. По месту и роли в политической системе:

· Государственные - партии, слившиеся с государством и обладающие реальной властью и контролем над экономикой, правом и духовной жизнью общества. Они формируют систему управления государством и государственную администрацию. Их идеология становится государственной. Характеризуются строгой дисциплиной, иерархией, отсутствием фракций.

· Авторитарные - с государством не сливаются, но пользуются поддержкой существующего политического режима и сами составляют его основу. Таким партиям свойственна централизованная организация, радикальные методы преобразований в обществе, повышенное внимание к идеологии.

· Парламентские - партии, действующие в конкурентных политических системах. В таких партиях есть председатель (фактически руководитель партии) и лидер (олицетворение политического образа партии). Иногда эти должности совмещает один человек. Такие партии характеризуются большим количеством фракций, дискуссиями.

3. По критерию организационной структуры:

· Централизованные - имеют четкую иерархию и сильный руководящий центр.

· Децентрализованные - характеризуются слабой структурой и низкой дисциплиной. У такой партии слабые лидеры, множество фракций.

· Кадровые - в таких партиях процедура приема упрощена, но доступна только избранным и основана на жестком и закрытом отборе. Такие партии малочисленны, они состоят преимущественно из профессиональных политиков, имеющих авторитет в обществе.

· Массовые - многочисленные партии, с поддержкой обычно более 10% населения, и рекрутирование новых членов является для таких партий важнейшей задачей. Имеют иерархическую организационную структуру и громоздкую систему управления. Характеризуются повышенной идеологизированностью, идеология используется в качестве средства политической мобилизации.

· Партии с точными и формально определенными принципами членства - в таких партиях четко определены формы и условия принятия в партию, взыскания и награды членов партии, методы политической борьбы, устав и т.д.

· Партии со свободным членством - принадлежность к партии выражается посредством голосования за ее кандидатов.

6. По идеологической направленности доктрин:

· Социал-демократические - занимают левоцентристские позиции, выступают за широкие социальные реформы, развитие смешанной экономики и государства благосостояния. Их основные ценности - свобода, справедливость, солидарность.

· Коммунистические - ставят перед собой задачу создания рабочим классом нового общества, в котором не будет эксплуатации.

· Либеральные - занимают правоцентристские позиции, отстаивают идею индивидуальной свободы. Выступают за политическую и экономическую свободу, частную инициативу, равенство возможностей.

· Консервативные - находятся на правом фланге политического спектра, стремятся сохранить традиционный социальный порядок.

· Конфессиональные - объединяют людей по принципу общего вероисповедания.

· Националистические - опираются на национальный, этнический принцип.

· Фашистские (неофашистские) - характеризуются жесткой дисциплиной, централизацией власти. Доктрина и философия таких партий пропагандируют насилие и жестокость.

7. По социальному признаку:

· Буржуазные, Рабочие, Крестьянские, Молодежные, Партии служащих, Партии женщин

8. По условиям участия в политической жизни общества:

· Правящие - партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Правящая партия реализует свою политическую программу посредством «своих» людей в правительстве. Главный признак правящей партии - самостоятельное формирование правительства.

· Оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные) - партии, находящиеся в оппозиции к правящей партии, не имеющие возможности формировать правительство и предлагающие народу альтернативные пути развития и политического курса. Оппозиционные партии следят за деятельностью правящей, проверяют ее на предмет соблюдения конституции и закона, подвергают критике.

9. По политическому темпераменту (социальной направленности):

· Правые - стремятся к стабильности политической системы, сильной государственной власти, пропагандируют буржуазные ценности, отрицают революционные методы достижения политических целей.

· Левые - придерживаются обычно социалистических или коммунистических идеалов и ценностей и радикально-революционных методов их достижения.

· Центристские - не приветствуют радикальные изменения в обществе, но стремятся к улучшению существующей ситуации путем мягких реформ и эволюционного развития общества. В качестве методов достижения политических целей используют компромисс, сотрудничество, стараются максимально учесть мнение различных социальных слоев.

11. По виду членства:

· Прямое членство - в партию принимают в индивидуальном порядке.

· Косвенное членство - человек входит в партию только потому, что является членом какой-либо связанной с ней организацией.

32. Разновидности партийных систем.

Партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные (конкурентные, состязательные) — с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные, две доминирующие партии) и мультипартийные.

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком.

Учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах.

33. Особенности формирования партий и многопартийных систем в России.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и Законом «О политических партиях» (2001 г.), согласно которому политическая партия должна иметь не менее 10 000 сторонников, причем более чем в 50% субъектов РФ, с условием, что в каждом из субъектов будет не менее 100 членов партии.

Российские политические партии в начале третьего тысячелетия не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися предоставить интересы самых широких слоев населения. Они не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах, каковыми становятся, например, Демократическая и Республиканская партии в США, так как процесс оформления большинства партий идет не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам.

Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институционализировать свое участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счет средств банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интересов при принятии тех или иных законов.

34. Политическая модернизация в современной России.

35. Политическая культура: понятие, структура, функции.

Политическая культура – стиль деятельности человека как участника политического процесса, обусловленный совокупностью и характером политических знаний, образцами и нормами поведения, ценностными представлениями человека о политических явлениях.

Функции политической культуры:

— идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности;

— ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

— адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

— социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

— интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

— коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Структура. Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

36. Типы политических культур и субкультур. Особенности современной политической культуры в России.

В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.

Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти, а в ряде случаев способствует активизации политических движений националистического и фашистского толка. В целом же сформировавшиеся черты массового стиля политического поведения поддерживают и воспроизводят в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности.

На протяжении полувека в стране господствовала культура тоталитарного типа, которая к тому же включала в себя и господствующие на протяжении сотен лет традиционные культурные образы и символы, стереотипы мышления и нормы политического поведения. Власть только наполнила старые формы новым содержанием. Характерные черты этой культуры, которые сдерживают становление политической демократии, демократической культуры в современной России и во многом объясняют ее нынешнее состояние, заключаются в следующем:

—высокая степень идеологизации и мифологизации политической жизни (Москва — Третий Рим, СССР — оплот и надежда всего прогрессивного человечества);

—ориентация граждан на власть как наивысший

—конформизм и в то же время нетерпимость к инакомыслию и инакодействию;

—разрыв между словом и делом;

—ориентация на преимущественно насильственные методы решения политических конфликтов;

—авторитарные методы принятия политических решений, основанные на культе вождя (царя, Генерального секретаря);

—приоритет политической целесообразности над законом.

Изживание наследия тоталитарной и авторитарной культуры — процесс длительный и болезненный, но без этого все демократические институты будут оставаться фикциями.

37. Политическая элита и её роль в обществе.

Существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.

Политические элиты заставляют каждого гражданина считаться с их требованиями, нормами и ролевыми ожиданиями с целью консолидации в целостные самостоятельные политические образования. Поэтому характеристика всех входящих в политические элиты как «отборных», «отобранных», «избранных» связана с тем, что субъектами этой своеобразной селекционной деятельности являются и сами элиты.

Развитие элитарных слоев — чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, находящийся под воздействием многочисленных факторов. Его направление может быть как положительным, так и отрицательным: в первом случае в ходе своеобразной селекции в элиту отбираются самые энергичные, прогрессивные, талантливые; во втором — элитарные группы пополняются, а иногда и возглавляются деятелями хотя и энергичными, активными, но с отрицательными личностными качествами, с отклоняющимся или преступным поведением, что приводит к развалу государств, упадку регионов, потери влияния и уходу с политической сцены как самих этих «высших» слоев, так и классов.

38. Роль СМИ в политике и развитии демократии.

СМИ - это составная часть политической системы общества.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. СМИ пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д.

Направления деятельности СМИ:

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

Наши рекомендации