Общие рекомендации по самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
- логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
- получение, обработка и сохранение источников информации;
- преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- Формирование аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвящённых соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение, посвящённое какой-либо исторической проблеме. Она не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:
- общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,
- тестирование,
- контрольные работы студентов,
- творческая работа,
- итоговое испытание.
Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.
При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов студенту предоставляется возможность выбора и право письменного ответа на определённое количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы соответствуют тематике лекционных занятий.
С помощью контрольных заданий тестового типа проверяются следующие элементы подготовки студентов по истории:
1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;
2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;
3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;
4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;
5) классификация фактов по указанному признаку;
6) знание исторических терминов и понятий;
7) объяснение причинно-следственных связей событий.
Задания могут разделяться на типы:
1) выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);
2) указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;
3) определение хронологической последовательности;
4) установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);
5) Группировка исторической информации по указанному признаку;
6) Определение общего явления для нескольких фактов.
При составлении контрольных заданий все вопросы имеют одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание формируется таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они группируются по отдельным рубрикам.
Примерные вопросы для индивидуальной и самостоятельной работы
1. Сущность и значение цивилизационного и формационного подходов к историческому процессу.
2. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России.
3. Этногенез восточных славян
4. Древнерусское государство в оценке современных историков
5. Типы раннефеодальных государственных образований
6. Соотношение наследия восточной и западной цивилизации в истории России. В какой мере самобытна цивилизация России?
7. Сущность западничества, славянофильства, евразийства
8. Особенности исторического развития Новгородской Руси
9. Роль Владимиро-Суздальской земли в образовании Московского государства
10. Освоение Сибири. Перспективы славяно-сибирской цивилизации
11. Эпоха дворцовых переворотов в России.
12. Характеристика внешней политики России в XIX в. Европейское и азиатское направление внешней политики
13. Особенности российского парламентаризма. Сравнительный анализ российского и европейского парламентаризма начала ХХ в.
14. Большевистская модернизация и крах надежд на мировую революцию. Военно-коммунистические методы хозяйствования
15. Европейское и азиатское направления российской внешней политики в первой половине ХХ в.
16. Довоенные пятилетки и политика «большого скачка»
17. Отношения «Россия-Япония». От русско-японской войны 1904-1905 гг. до 1945 г.
18. Сущность «холодной войны»
19. Отношения «Россия – США». От заключения дипломатических отношений до 2007 г.
20. Создание и распад СССР. 1922-1991.
21. Взаимоотношения России с «ближайшим зарубежьем» после распада СССР.
22. Россия и «дальнее зарубежье». 1991-2007 гг.
Примерные вопросы к коллоквиуму
1.Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
2.Движение декабристов
3.Теория официальной народности
Западники и славянофилы
5.Петрашевцы
6.Народничество в России