Жилищное право: общая характеристика 3 страница
3) на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины.
Решение о прекращении гражданства Украины принимается Президентом Украины.
4.5. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВА ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Права человека — это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.
Эти права неотъемлемы, иначе говоря, запрещено любое посягательство на эти права. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав другого человека. Права человека неотчуждаемы, другими словами, человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком. Права человека принадлежат каждому индивиду, независимо от принадлежности к гражданству той или иной страны, расовой или национальной принадлежности. Каждый человек является носителем естественных, порожденных самой природой человека, прав.
Признание и защита прав человека — главная обязанность государства. Государство ни в коей мере не наделяет индивида правами, оно лишь должно признать их существование. Приняв Конституцию, Украинское государство признало и взяло под свою защиту неотъемлемые, неотчуждаемые права человека.
Права гражданина — это права члена государственно-организованного гражданского общества.
Под правами гражданина понимают, прежде всего, возможность принимать участие в управлении общественными и государственными делами: право на объединение в партии и общественные организации, право избирать и быть избранным в органы государственной власти Украины. Право на социальную защиту также в основном принадлежит гражданам Украины. Самоочевидно, что Украинское государство должно в первую очередь заботиться о своих гражданах.
Важно осознать, что все права человека и гражданина равноценны и взаимосвязаны и потому в одинаковой степени должны защищаться государством. Недопустимо пренебрежение одними правами под предлогом реализации других прав. В Советском Союзе на первое место традиционно выдвигались социальные права, при этом личные повсеместно нарушались. До определенного момента в западных странах не придавалось значения социальным правам, под предлогом того, что государство всячески гарантирует соблюдение личных прав граждан. История XX века показала ущербность обоих этих подходов к правам человека и гражданина. Права человека и гражданина либо признаются и защищаются государством как неразрывно существующий комплекс, либо они нарушаются — полностью или частично. Целостность института прав человека и гражданина предельно точно выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».
Таким образом, все права человека и права гражданина должны защищаться государством. С этой целью в Украине созданы определенные государственные институты. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Украины. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
4.6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Защита прав человека является одной из главных задач мирового сообщества. Поэтому в области прав человека существует около 300 деклараций, конвенций, хартий, в разное время созданных и признанных мировым сообществом.
Международно-правовые стандарты в области прав человека — это установленные в договорном порядке правовые нормы минимально допустимого обращения государства с проживающими на его территории индивидами (гражданами, иностранцами, апатридами).
Международно-правовые стандарты в области прав человека многообразны. По действию в пространстве различают универсальные (действуют во всем мире) и региональные (действуют в определенном регионе земного шара) стандарты.
К универсальным относят, например, Всеобщую Декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). К региональным — Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Американскую конвенцию прав человека (1969 г.), Африканскую хартию прав человека и народов (1981 г.). Как правило, региональные стандарты более детальны по своему содержанию и, что особенно важно, регламентируют порядок защиты прав человека в случае их нарушения государством. Например, важным гарантом соблюдения прав и свобод человека в европейских странах служит Европейский Суд по правам человека, разбирающий иски индивидов, пострадавших от властного произвола, к государству.
В зависимости от действия по кругу лиц различают общие (касающиеся прав всех людей) и специальные (касающиеся прав отдельных категорий населения) стандарты. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод относятся к общим стандартам. Примером специальных стандартов являются Конвенция о правах ребенка, Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о предотвращении рабства и сходных с ним институтов. Специальные международно-правовые стандарты регулируют статус лиц, объективно самых уязвимых, незащищенных: детей, женщин, беженцев, национальных меньшинств.
Международные стандарты прав и свобод человека имеют следующие функции:
1) определение перечня прав и свобод человека, которые в обязательном порядке должны быть признаны государствами — участниками той или иной конвенции;
2) формулирование содержания прав и свобод, которые должны получить воплощение в конституциях и законах государств-участников конвенции. Например, Международный Пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. раскрывает понятие достаточного жизненного уровня. Это понятие включает достаточное питание, одежду и жилище для человека и его семьи;
3) установление обязательств государств по обеспечению реализации провозглашаемых прав и свобод. Например, присоединившись к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, Украина была обязана отменить смертную казнь как вид уголовного наказания;
4) фиксация ограничений и запретов, связанных с реализацией прав и свобод человека. Например, Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. запрещает пропаганду войны, насилия, национальной, расовой, религиозной вражды.
Украина является участницей основных международных конвенций в области прав человека. С их учетом создавалась Конституция Украины.
4.7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА
Необходимость особой защиты прав детей как самой уязвимой категории населения была впервые провозглашена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 г. Однако тогда мировое сообщество не имело действенных организационных структур для реализации провозглашенных Декларацией целей.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию прав ребенка, а спустя 30 лет на ее основе была разработана и открыта для подписания государствами Конвенция о правах ребенка. К настоящему времени к этому международному договору присоединилось подавляющее большинство стран мира.
Конвенция о правах ребенка признает ребенком человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста, если в соответствии с законом, применяемым к данному лицу, оно не достигает совершеннолетия раньше. Конвенция о правах ребенка содержит: подробную регламентацию личных, политических, экономических, социальных и культурных прав ребенка; механизмы контроля за реализацией положений Конвенции; порядок присоединения к Конвенции.
Для обеспечения Конвенции в рамках ООН создан Комитет по правам ребенка. Каждая страна-участница раз в пять лет обязана представлять Комитету доклад о ходе выполнения Конвенции о правах ребенка. Кроме того, проблемы защиты прав детей, проживающих в развивающихся странах, находятся в поле зрения Детского фонда ООН (UNISEF —- United Nations International Children's Emergency Fund), созданного в 1946 г.
Особое внимание мировое сообщество уделяет защите детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Обеспечение прав детей-сирот закреплено Декларацией ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (3 декабря 1986 г.). Декларация ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (14 декабря 1974 г.) посвящена охране детства и материнства в условиях войны.
ООН разработала ряд рекомендательных документов о защите прав детей, находящихся в конфликте с законом: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 29 ноября 1985 г.); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1 декабря 1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (14 декабря 1990 г.).
Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, состоявшаяся в ООН 30 сентября 1990 г., приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Она поставила перед государствами задачи улучшения здоровья и питания детей, борьбы с плохими санитарными условиями, болезнями детей, наркоманией, неграмотностью и другими негативными реальностями детства.
4.8. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Права и свободы человека и гражданина являются ядром правового статуса личности в Украине. Институт конституционных прав и свобод базируется на следующих принципах:
1) неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека. Права и свободы человека не должны быть объектом посягательства со стороны других людей или государства;
2) неисчерпаемость прав и свобод человека и гражданина. Сущность данного принципа состоит в том, что развитие человека и общества приведут к появлению и закреплению правом новых граней свободы;
3) недопустимость упразднения или сужения объема и содержания прав и свобод. При принятии новых законов или изменении действующих законов не допускается отмена или искажение закрепленных Конституцией Украины прав и свобод;
4) равенство. Конституция Украины не допускает привилегий или ограничений (дискриминации) по признакам расы, цвета кожи, убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам;
5) взаимосвязь прав и обязанностей. Обладание правами налагает на человека и гражданина обязанности перед другими людьми и перед обществом.
Классификация конституционных прав человека и гражданина:
1) гражданские (личные) права. По-другому эту группу прав называют естественными правами, подчеркивая при этом их прирожденный, изначально присущий человеку характер. К гражданским правам принадлежат права на жизнь, на уважение человеческого достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и корреспонденции, невмешательство в личную и семейную жизнь, свободу передвижения, свободу совести и мировоззрения, свободу печати;
2) политические права. К ним относятся активное и пассивное избирательное право, право на организацию и участие в политических партиях, общественных организациях и движениях, право на обращение к властям (право петиции), право собраний, митингов и демонстраций;
3) социальные права. В широком смысле социальные Права — это право на получение определенных положительных услуг со стороны государства. К ним относятся права на труд, на отдых, на социальную защиту, на достойный уровень существования, на охрану здоровья;
4) экономические права. Эта группа прав человека и гражданина связана с экономическими, прежде всего имущественными отношениями. К ней относят право собственности, право на предпринимательскую деятельность;
5) экологические права — это права на безопасные для жизни и здоровья условия существования человека;
6) культурные права. В широком смысле — это право на доступ к сокровищам мировой культуры, в том числе при помощи системы образования, и право на творчество (научное, художественное, техническое).
Система конституционных прав человека и гражданина в Украине соответствует международным стандартам прав человека.
4.9. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В УКРАИНЕ
Личные (гражданские) права и свободы человека — это закрепленные правом возможности физического существования и духовного развития человека.
Личными правами обладают все проживающие на территории Украины индивиды безотносительно к своему правовому состоянию (граждане Украины, иностранные граждане и подданные, апатриды).
Конституция Украины содержит следующий перечень личных (гражданских) прав человека:
1) право на свободное развитие личности. Каждый человек имеет право сам определять свою судьбу, ставить перед собой определенные им самим цели, выбирать средства для достижения этих целей. Но, разумеется, при этом он не должен нарушать прав других людей;
2) право на жизнь. Конституция Украины закрепляет право на жизнь при помощи запрета произвольного (незаконного) лишения жизни. Верховная Рада Украины отменила уголовное наказание в виде смертной казни. Никто не может быть лишен жизни даже по решению государственного органа. Второй важный компонент закрепления права на жизнь — право человека на самозащиту от противоправных посягательств на жизнь и здоровье;
3) право на уважение человеческого достоинства.
Это личное право тоже обеспечивается установлением запретов на противоправные действия, посягающие на человеческое достоинство. Таковы пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение либо наказание, принудительные медицинские или научные опыты на человеке;
4) право на свободу и личную неприкосновенность. Сущность права на свободу состоит в том, что в Украине запрещены любые формы личной зависимости, а именно — рабство и сходные с ним институты (долговая кабала и т.д.). Неприкосновенность личности является важной гарантией свободы человека, прежде всего, свободы от произвольных действий должностных лиц государства. Согласно Конституции Украины никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по решению суда. В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь правоохранительные органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения. Обоснованность этой временной меры пресечения в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом;
5) неприкосновенность жилища. Жилище — есть продолжение человеческой личности, важная гарантия ее свободы и неприкосновенности. Недаром сложилась поговорка: «Мой дом — моя крепость». Конституция Украины гласит, что проникновение в жилище, проведение в нем осмотра или обыска могут осуществляться только по решению суда. Исключения из этого правила допускаются только для спасения жизни людей и имущества (например, при пожаре, стихийном бедствии), а также в целях преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления;
6) тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции. Эта норма Конституции Украины тоже является одной из гарантий свободы личности. Исключения (т.е. ознакомление с корреспонденцией должностными лицами государства) могут быть установлены только судом с целью предотвратить преступление или установить истину при расследовании уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно;
7) невмешательство в личную и семейную жизнь. Тайна личной и семейной жизни — еще одна грань свободы личности. Конституция Украины запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека;
8) свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право на свободный въезд в Украину и выезд из Украины. Это личное право распространяется только на лиц, которые находятся в Украине на законных основаниях. Иностранный гражданин или подданный, нарушающий законы Украины, может быть выдворен за пределы Украины. Такому лицу может быть отказано в разрешении на въезд в Украину. В то же время гражданин Украины не может быть лишен права в любое время возвратиться в Украину, не может быть выдворен за пределы Украины;
9) право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Свобода мысли в принципе не может быть ничем ограничена — ведь контролировать и регулировать человеческое мышление невозможно. Свобода же слова и печати в Украине, как и в любой другой демократической стране, имеет определенные пределы (подробнее об этом — далее);
10) свобода мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (быть атеистом), отправлять религиозные культы и ритуальные обряды, осуществлять религиозную деятельность (подробнее об этом — далее).
4.10. ПОРЯДОК ВЫЕЗДА ИЗ УКРАИНЫ И ВЪЕЗДА В УКРАИНУ ГРАЖДАН УКРАИНЫ
Право граждан Украины на выезд в Украину и въезд в Украину определяется Конституцией и конкретизируется Законом «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» (21 января 1994 г.).
Право въезда в Украину граждан Украины ничем не ограничено, а право выезда из Украины в оговоренных законом случаях может быть временно ограничено.
Для выезда из Украины и въезда в Украину, а также для удостоверения личности гражданина Украины во время пребывания за границей необходим один из следующих документов:
1) паспорт гражданина Украины для выезда за границу. Этот документ оформляется совершеннолетним гражданам по их личному ходатайству или через их законных представителей на срок до 10 лет с возможностью продления на такой же срок;
2) проездной документ ребенка. Он оформляется по ходатайству родителей или законных представителей ребенка в случае самостоятельного выезда ребенка за границу. Срок действия проездного документа ребенка — 3 года или до достижения ребенком 18 лет;
3) дипломатический паспорт. Он оформляется гражданам Украины, состоящим на дипломатической службе;
4) служебный паспорт. Он оформляется лицам, выезжающим в служебную командировку;
5) удостоверение личности моряка. Оформляется гражданам Украины, работающим в морском торговом флоте.
Пересечение государственной границы Украины осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу при предъявлении одного из вышеуказанных документов.
Оформление паспорта гражданина Украины для выезда за границу и проездного документа ребенка производится в течение не более 3 месяцев, а в экстренных случаях — в течение 3 рабочих дней.
Гражданину Украины может быть временно отказано в выдаче паспорта для выезда за границу, а имеющему такой паспорт — в выезде за границу в случаях, если:
1) он осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну — не более чем на 5 лет с момента отмены допуска гражданина к секретной информации;
2) он является должником в неисполненном обязательстве — до исполнения обязательства или разрешения спора по согласованию сторон;
3) против него возбуждено уголовное дело — до окончания производства по делу;
4) он осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от наказания;
5) он уклоняется от исполнения обязательства, возложенного на него судом — до исполнения обязательства;
6) он сознательно сообщил о себе ложные сведения — до выяснения причин и последствий представления ложных сведений;
7) он подлежит призыву на срочную военную службу — до решения вопроса об отсрочке от призыва;
8) в его отношении предъявлен граждански иск в суде — до окончания производства по делу;
9) он находится под административным надзором милиции — до прекращения надзора.
Если в иностранном государстве возникла чрезвычайная ситуация, Кабинет Министров Украины принимает решение об особом порядке выезда граждан Украины в это государство. В частности, выезжающие предупреждаются о невозможности со стороны Украины обеспечить безопасность в этой стране, но это предупреждение не является запретом.
4.11. ПРАВО НА СВОБОДУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Порядок реализации данного конституционного права определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (23 апреля 1991 г.). Понятие «свобода совести» равнозначно понятию «свобода мировоззрения и вероисповедания».
Свобода совести включает:
1) право иметь, принимать, менять религию или убеждения по своему выбору;
2) свободу единолично либо совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т.е. — быть атеистом);
3) отправлять религиозные культы;
4) открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.
Вместе с тем, это личное право, подобно свободе слова, ограничено. В частности, запрещена религиозная деятельность, которая нарушает права и свободы людей, вредит их здоровью, угрожает жизни. Исповедание религии не освобождает от обязанностей перед государством или от исполнения законов.
Правовые гарантии свободы совести (свободы мировоззрения и вероисповедания):
1) запрет на установление обязательных убеждений и мировоззрения. Никто не может устанавливать обязательных убеждений, принуждать к исповеданию религии или, наоборот, отказу от исповедания религии;
2) равноправие граждан независимо от их отношения к религии. Все граждане Украины имеют равные права и обязанности независимо от их отношения к религии. Дискриминация по религиозному признаку карается по закону;
3) отделение церкви (религиозных организаций) от государства. Размежевание проявляется в том, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и не финансирует их. Не допускается установление привилегий или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других. Со своей стороны, религиозные организации не участвуют в политической жизни (выборы, деятельность политических партий);
4) отделение школы от церкви (религиозных организаций). Государственная система образования в Украине имеет светский (нецерковный характер). Доступ к образованию не зависит от отношения граждан к религии. Но при этом религиозные организации имеют право осуществлять религиозное образование. Закон обязывает, чтобы проповедники религиозного учения воспитывали своих слушателей в духе терпимости и уважения к гражданам, не исповедующим данного учения.
Свобода совести — глубоко личное право, личное дело человека. Поэтому гарантии его реализации направлены, прежде всего, на невмешательство в реализацию этого права.
Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» определяет организационные формы объединений верующих: религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, объединения Религиозных организаций. Они действуют в соответствии со своими уставами (положениями). Ряд религиозных организаций (управления, центры, монастыри, духовные учебные заведения) подлежат государственной регистрации и имеют статус юридического лица.
Религиозные организации имеют право приобретать в собственность имущество, а также пользоваться на договорных основах имуществом государства, общественных организаций или граждан. Для исполнения своих уставных задач религиозные организации имеют право основывать предприятия (например, издательские, реставрационные, производственные), а также благотворительные учреждения.
4.12. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ
Современное общество и государство нередко называют информационным, подчеркивая тем самым значение информации для всех сфер человеческой деятельности. В связи с этим право на информацию, закрепленное ст.ст.32 и 33 Конституции Украины, конкретизируется Законами Украины «Об информации» (2 октября 1992 г.) и «О государственной тайне» (21 января 1994 г.).
Информация — это документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей природной среде.
Право на информацию имеет два основных компонента. Во-первых, каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно ибо иным способом. Это право распространяется и на юридические лица. Во-вторых, каждый гражданин имеет право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе.
Реализация права на информацию не должна нарушать прав и свобод других физических и юридических лиц, жизненно важные интересы Украины. В силу этого запрещены:
1) распространение конфиденциальной информации без согласия лица, которого эта информация касается;
2) использование информации для призывов к свержению конституционного строя Украины, нарушения ее территориальной целостности;
3) пропаганда войны, расовой, национальной или религиозной вражды;
4) разглашение информации, содержащей государственную, служебную, коммерческую или врачебную тайну; сведения о денежных вкладах, доходах от предпринимательской деятельности; данные об усыновлении (удочерении); сведения о переписке, телефонных разговорах и телеграфных сообщениях. Исключения из этого правила допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Закон Украины «О государственной тайне» содержит исчерпывающий перечень сведений в сфере обороны, экономики, внешних сношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, относящихся к государственной тайне и подлежащих засекречиванию и охране.
Не относится к государственной тайне и не подлежит засекречиванию информация:
1) о стихийном бедствии, катастрофе или ином чрезвычайном происшествии, угрожающем безопасности граждан;
2) о состоянии окружающей природной среды, здоровье населения, его жизненном уровне, социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
3) о неправомерных действиях государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Лица, виновные в несоблюдении государственной тайны или, напротив, в неосновательном засекречивании информации, несут юридическую ответственность вплоть до уголовной.
4.13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН УКРАИНЫ
Политические права и свободы граждан Украины —
это установленные правом возможности лица принимать участие в управлении общественными и государственными делами.
Конституция Украины закрепляет следующие политические права и свободы:
1) право на свободу объединения в политические Партии и общественные организации. Граждане Украины имеют право объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и удовлетворения разнообразных законных интересов. Разновидностью общественных организаций признаются профессиональные союзы;
2) право граждан принимать участие в управлении государственными делами. Это право включает возможность участия во всеукраинском и местном референдуме, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на доступ к государственной службе и службе в органах местного самоуправления;
3) право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций. Сущность этого права — свободное обсуждение всех вопросов государственной и общественной жизни, выражение своей позиции по этим вопросам;
4) право на обращение в органы власти или органы местного самоуправления. Каждый человек имеет право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов.
4.14. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБЪЕДИНЕНИЕ
В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Право граждан на свободу объединения является неотъемлемым правом человека, закрепленным Всеобщей декларацией прав человека и гарантируется Конституцией и законодательством Украины.
Граждане имеют право объединяться в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов. Ограничения в этой области устанавливаются законом исключительно в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
Первая группа ограничений касается программных целей и деятельности объединений граждан. Запрещается создание и деятельность объединений граждан, программные цели или действия которых направлены на:
1) ликвидацию независимости Украины; изменение конституционного строя насильственным путем; нарушение суверенитета и территориальной целостности государства; подрыв безопасности государства; незаконный захват государственной власти;