Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)
(Характеристику каждого из режимов необходимо осуществлять по одним и тем же критериям (показателям), которые размещены в столбце 1)
Критерии оценки ПР | Тоталитарный ПР | Авторитарный ПР | Демократичес-кий ПР |
1.Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества? | · Всеобщий контроль власти над обществом. У данного режима имеется мощный аппарат социального контроля и принуждения (армия, полиция, служба безопасности). · ТПР стремится к полному уничтожению гражданского общества. · Происходит этатизация (огосударствле-ние) хозяйственной жизни | · Контроль власти над обществом перестает быть тотальным. · Экономика, культура, частная жизнь не регулируется государством. · Государство контролирует лишь политическую жизнь общества. | · Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере изменения объективных социокультурных условий. · В обществе свободно действуют институты и организации гражданского общества. |
2. Каков основной способ формирования органов государственной власти? | · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. | · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. | · Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы. · Выборы носят демократический характер. · Народ признается источником власти. |
3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью? | · Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. | · Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован. | · Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей – распределения функций между главными субъектами (органами власти) в принятии решений и их реализации |
4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)? | · В обществе существует культ власти как абсолютной ценности, поэтому народ верит власти, сливается с ней. Как правило, этому сопутствует формирование в обществе культа политического вождя. | · Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей. | · Власть и народ не слиты, но и не отделены глухой стеной, а выступают как партнеры. Отсутствует слепое поклонение власти, которая в обществе действует преимущественно на основе убеждения, а не принуждения. |
5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты? | · Принцип политического плюрализма не действует, т.к. альтернативные политические институты отсутствуют. · В обществе имеется лишь одна политическая партия, которая либо срастается с государством, либо возвышается над ним. · Политичес-кие оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения. | · Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено. · Возможно существование ограниченного числа партий, но при условии их подконтрольнос-ти властям. | · В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты. · Функцио-нирует многопартийная система, при которой одна политическая партия может сменить другую у власти на законных основаниях посредством победы на выборах. |
6. Каков объем прав и свобод человека? | · Основной принцип в сфере прав человека: «Запрещено все, кроме того, что приказано». · Права и свободы членов общества максимально ограничены. | · Основной принцип в сфере прав человека: «Разрешено все, кроме политики». · Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики. | · Основной принцип в сфере прав человека: разрешено все, что не запрещено законом». · Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · Признается приоритет прав и свобод личности над правами государства. |
ность | · Принцип идеологического плюрализма не действует. · Государст-венная идеология носит монопольный характер и объявляется воплощением абсолютной истины, приобретая характер религии. · Государст-венная идеология признается практически всем обществом как единственно правильная. · В обществе присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жесткий контроль над СМИ. | · Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют. · Допуска-ются только те идейные течения, которые лояльно относятся к правящей элите. | · Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений и убеждений. · Отсутст-вует принуждение к выражению своих убеждений и к отказу от них. · В обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной (терпимость к инакомыслию), которые действуют в рамках закона. |