Сравнительная характеристика политических режимов (ПР)

(Характеристику каждого из режимов необходимо осуществлять по одним и тем же критериям (показателям), которые размещены в столбце 1)

Критерии оценки ПР Тоталитарный ПР Авторитарный ПР Демократичес-кий ПР
1.Какова мера вмешательства государственной власти в жизнь общества? · Всеобщий контроль власти над обществом. У данного режима имеется мощный аппарат социального контроля и принуждения (армия, полиция, служба безопасности). · ТПР стремится к полному уничтожению гражданского общества. · Происходит этатизация (огосударствле-ние) хозяйственной жизни   · Контроль власти над обществом перестает быть тотальным. · Экономика, культура, частная жизнь не регулируется государством. · Государство контролирует лишь политическую жизнь общества. · Мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере изменения объективных социокультурных условий. · В обществе свободно действуют институты и организации гражданского общества.
2. Каков основной способ формирования органов государственной власти? · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. · Органы власти формируются через назначение. · Выборы имеют формальный характер. · Законода-тельные органы формируются исключительно через выборы. · Выборы носят демократический характер. · Народ признается источником власти.
3. Каковы взаимоотношения между законодательной, судебной и исполнительной властью? · Принцип разделения властей не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. · Принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализован. · Государст-венная власть строится на основе принципа разделения властей – распределения функций между главными субъектами (органами власти) в принятии решений и их реализации
4. Каков характер отношения членов общества к власти (легитимность власти)? · В обществе существует культ власти как абсолютной ценности, поэтому народ верит власти, сливается с ней. Как правило, этому сопутствует формирование в обществе культа политического вождя. · Народные массы отчуждены от власти, народ не доверяет власти и лишь вынужденно подчиняется ей. · Власть и народ не слиты, но и не отделены глухой стеной, а выступают как партнеры. Отсутствует слепое поклонение власти, которая в обществе действует преимущественно на основе убеждения, а не принуждения.
5. Имеются или отсутствуют в обществе альтернативные политические институты? · Принцип политического плюрализма не действует, т.к. альтернативные политические институты отсутствуют. · В обществе имеется лишь одна политическая партия, которая либо срастается с государством, либо возвышается над ним. · Политичес-кие оппоненты устраняются, вплоть до физического уничтожения. · Формально существование альтернативных политических институтов разрешено, но фактически их появление затруднено. · Возможно существование ограниченного числа партий, но при условии их подконтрольнос-ти властям. · В обществе действует принцип политического плюрализма, поскольку существуют альтернативные политические институты. · Функцио-нирует многопартийная система, при которой одна политическая партия может сменить другую у власти на законных основаниях посредством победы на выборах.
6. Каков объем прав и свобод человека? · Основной принцип в сфере прав человека: «Запрещено все, кроме того, что приказано». · Права и свободы членов общества максимально ограничены. · Основной принцип в сфере прав человека: «Разрешено все, кроме политики». · Права и свободы граждан в значительной мере ограничены, особенно в сфере политики. · Основной принцип в сфере прав человека: разрешено все, что не запрещено законом». · Члены общества обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашают-ся, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · Признается приоритет прав и свобод личности над правами государства.
ность · Принцип идеологического плюрализма не действует. · Государст-венная идеология носит монопольный характер и объявляется воплощением абсолютной истины, приобретая характер религии. · Государст-венная идеология признается практически всем обществом как единственно правильная. · В обществе присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жесткий контроль над СМИ.   · Государст-венная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества ее разделяют. · Допуска-ются только те идейные течения, которые лояльно относятся к правящей элите. · Действует принцип идеологического плюрализма, который признает право на свободу мнений и убеждений. · Отсутст-вует принуждение к выражению своих убеждений и к отказу от них. · В обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной (терпимость к инакомыслию), которые действуют в рамках закона.




Наши рекомендации