Основные пути формирования политической культуры
Важнейшим условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, влияют на основные направления этого процесса.
Можно выделить следующие основные пути формирования политической культуры:
1) Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов. Посредством принятия законодательных актов определяются соответственно и параметры политической культуры.
2) Политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций и, прежде всего, политических партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, электоральное поведение, представления о месте партий в политической системе общества, отношении между партиями и государством и т.п.
3) Участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан.
Так, огромное влияние на политическую культуру западных стран оказал протестантизм, ориентирующий граждан на труд, повиновение закону, активную жизненную позицию.
4) Информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации. СМИмогут формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения, воздействуя на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль СМИ играют в переходные периоды жизни общества.
5) Воздействие бизнеса на политические отношения (в странах с рыночной экономикой). В сферу политики переносятся соревновательность, поиск компромиссных вариантов решения проблем и т.д.
6) Перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь (в странах с тоталитарным, авторитарным режимом правления). Среди таких принципов необходимо отметить единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, ориентацию на использование силы, повышенную секретность и т.п.
7) Перенос принципов семейных отношений на политическую жизнь. Они определяют культурное содержание политики.
8) Образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях, в рамках которого происходит подробное информирование о политической системе и ее нормах. История, общественные науки – важнейшие средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы, воспитания добропорядочного, законопослушного, лояльного властям гражданина.
Кроме того, существуют неполитические факторы, влияющие на процесс формирования политической культуры:
· Исторический опыт. Он определяет качество политической культуры. Особую роль здесь играют исторические события с глубокими последствиями – войны, революции, национальные кризисы и т.п.
Так, можно проанализировать влияние истории на становление американской политической культуры. США – страна иммигрантов, носителей разных, порой противоречивых культурных ценностей. Кроме того, там происходило постепенное освоение земель и включение в состав государства разнородных в культурно-политическом отношении районов. Все это способствовало относительной децентрализации власти, потребовало выработки и пропаганды идеологии «американизма» для сплочения государства.
У американской буржуазии не было сильного соперника в лице феодальной аристократии, рабочего движения (как, например, в Европе). Ориентация с самого начала шла на согласованность политических действий, а не на насилие.
· Геополитические факторы. США развивались вдалеке от Европы и Азии как центров политической силы и культуры. Это обеспечивало им относительную безопасность и определило характер взаимоотношений с другими странами. США до конца XIX в. не имели собственной регулярной армии, т.к. им не с кем было воевать. Соседи США традиционно были более слабыми. Все это в немалой степени обусловило формирование гипертрофированных представлений американцев о собственной значимости.
· Экономические факторы. Большое значение на уровень политической культуры оказывают наличие или отсутствие частной собственности, экономической свободы, экономической стабильности, системы законов, регулирующих экономическую деятельность, сильных позиций у среднего класса и т.п.
В реальном общественно-историческом процессе происходит взаимовлияние всех перечисленных факторов, которое определяет не только содержание, но и качество политической культуры.
Политическая культура – явление динамическое, развивающееся, ее содержание и форма постоянно обогащаются историей. В мышлении и поведении конкретного индивида всегда существует определенный разрыв между освоенными и неосвоенными нормами и традициями, характерными для данной политической системы, поэтому у политической культуры сохраняется мощный источник саморазвития. Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение людей несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, поскольку основой развития является именно высокая политическая культура личности.
Вопросы и задания
1.Чем политическая культура отличается от других понятий, раскрывающих субъективное содержание политики?
2.Как обнаружить и выделить в политической деятельности государства, партии, индивида влияние культурных факторов?
3.В чем проявляется специфика влияния политической культуры на разнообразные политические процессы?
4.В чем заключаются особенности политических культур Запада и Востока?
5.Может ли политический диалог государства и общества выходить за рамки культуры? В связи с этим правомерны ли такие понятия, как «культура фашизма», «культура терроризма», «культура геноцида»?
6.Какова роль традиций и «чужого», стороннего опыта политического развития в формировании политической культуры конкретного общества?
7.К какому из типов политических культур вы отнесли бы Россию?
8.Попытайтесь сформулировать и назвать основные традиционные черты российской политической культуры.
9.В чем состоят особенности, каковы факторы и направления развития современной российской политической культуры?
10. Какое влияние оказывают на российскую политическую культуру ценности православной, мусульманской и других религий?
11.Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по Вашему мнению, должны приобщаться российские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы.
12.Английский этнолог Дж. Горер объясняет особенности русского национального характера, в том числе и свойственное для российской политической культуры почтительное отношение к власти, традицией русских семей туго пеленать младенцев. Именно с помощью тугого пеленания родители, зачастую бессознательно, передают детям чувство необходимости сильной власти и бессилия перед ней. Американские этнопсихологи Э. Крэнкшоу и У. Миллер стремятся установить связь между российскими климатическими условиями и русским национальным характером. «Долгие зимние периоды… долгие осень и весна породили в русском национальном характере чередование долгой летаргии с бурной активностью». Д. Пибоди также подчеркивает, что «бесконечные русские равнины привели к появлению в русском национальном характере тенденций к неумеренности, стремление к экстремальным ситуациям и воистину космической эмоциональности».
Как вы относитесь к подобным подходам? Ответ аргументируйте.
13.Определите исторические, геополитические, экономические факторы, оказавшие влияние на политическую культуру России. Заполните таблицу:
Факторы | Какие ценности, ориентации, убеждения, нормы формировали |
Исторические:
| |
Геополитические:
| |
Экономические:
|
14.Каковы перспективы обогащения российской политической культуры западными ценностями и нормами политической жизни?
15.Какие ценности российской политической культуры близки к западным, а какие – к восточным?
16.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) активистская политическая культура;
б) политический стереотип;
в) патриархальная политическая культура;
г) политическая социализация;
д) политическая культура;
е) политический символ;
ж) подданническая политическая культура;
з) политический миф;
и) гражданская политическая культура;
к) социализант;
л) гомогенная политическая культура;
м) агентуры социализации;
н) фрагментарная политическая культура;
о) агенты социализации;
п) смешанная политическая культура;
р) искусственно гомогенная политическая культура;
с) субкультура;
т) политическая идентификация;
1) статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интегрировать приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего;
2) совокупность ориентаций граждан на локальные ценности – общину, род, клан и т.п. и на конкретные личности, осуществляющие власть, – вождей, шаманов, военачальников;
3) упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах;
4) совокупность ориентаций граждан, характеризующихся пассивным отношением к политической системе;
5) знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью;
6) «смешанный» тип политической культуры, в котором преобладает политическая культура участия;
7) «совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы, субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);
8) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества;
9) совокупность ориентаций граждан на активное включение в политическую жизнь, воздействие на политическую систему;
10) объект социализации, тот, на кого направлено социализирующее воздействие;
11) политическая культура, характеризующаяся единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью;
12) непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналисты, общественные деятели и т.д.);
13) политическая культура, характеризующаяся апатичностью и мобилизованным участием;
14) институты, осуществляющие процесс социализации (политические партии, СМИ, общественные организации, образовательные учреждения);
15) политическая культура, характеризующаяся конфликтной оппозиционностью различных субкультур;
16) политическая культура, характеризующаяся наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима;
17) система специфических политических ориентаций;
18) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувство сопричастности с ними.
17.Укажите, какие из нижеперечисленных положений и оценок соответствуют ориентациям относительно а) институтов государственного управления; б) «других» в политической системе; в) своей собственной деятельности:
1) «правила игры» – преставления об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы;
2) политическая действительность – представления о влиянии политических действий индивидов на вырабатываемую политику;
3) оценки и реакции индивидов относительно государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции;
4) оценки индивидом собственных политических «ресурсов»;
5) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувств сопричастности и лояльности к ним;
6) оценки различных требований к политической системе;
7) политические убеждения, отражающие отношение к другим политическим группам.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Есть два момента, которые необходимо отметить в связи с понятием политической культуры. Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не является тем же самым, что и общая культура» (Г. Алмонд, американский политолог ХХ в.).
«Политическая культура – всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (С. Верба, американский политолог ХХ в.).
«В стране «Х» большинство граждан убеждено, что правительственные чиновники, берущие взятки, поступают дурно, а между тем взятки чиновники все-таки берут. Что же считать политической культурой данного общества: убеждения граждан или поведение чиновников? «И то, и другое», – отвечает большинство политологов, поскольку и убеждения граждан, и поведение чиновников приняли устойчивый характер и служат воспроизводству сложившейся системы политических отношений. Поэтому исследователь культуры держит в поле внимания как идеалы, так и реальность – даже если они противоречат друг другу» (Э.Я. Баталов, российский политолог ХХ в.).
«Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще важнее тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного» (Г. Алмонд, С. Верба, американские политологи ХХ в.).