Лоббизм как явление политической жизни.
Лобби, в переводе с английского, – вестибюль, прихожая, кулуар. В конце 19 века один американский президент и его команда (министры, сенаторы) собирались после трудового дня в вестибюле одного отеля, куда приходили разные люди и просили, и кое-о-чем просили чиновников, а те в свою очередь давали обещание, зачастую - небескорыстно.
Само слово «лоббизм» имеет как легальный, так и теневой смысл. Лоббизм как вредное явление – синоним протекционизму, подкупу, коррупции. Крайним выражением теневого лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на политическую власть.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как не только нормальное, но необходимое в демократическом обществе явление. Ведь политическое лобби- одно из проявлений наличия в политической системе общества групп интересов, выполняющих в целом позитивную роль.
Поэтому лоббизм следует понимать как влияние группы давления на управленческие решения государственных органов в интересах определенных социальных групп.
Важно понимать, что государственный аппарат и все входящие в него должностные лица – власть формальная, обладающая законными полномочиями для легитимации решений другой власти – фактической. Фактическая власть же принадлежит наиболее влиятельным группам давления (или группам интересов). Группы давления, в том числе лоббисты, не стремятся к овладению формальной властью, но та роль, которую они играют в политике, характеризует их как носителей фактической властью. Таким образом, лоббизм, как и любая группа интересов, выполняет не только функции артикуляции и агрегации социальных интересов, но и приводит формальную власть в соответствие с фактической.
Лоббизм как и партии, как и любая группа интересов, возникает тогда, когда дифференцируются социальные интересы и расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма.
Интересен пример США, где лоббизм широко используется. Там выделяются следующие формы лоббизма:
- Выступление с особым мнением в Конгрессе
- Составление законопроектов, финансирование подготовки законопроектов
- Организация пропаганды за или против готовящегося решения.В США все крупные корпорации, предприятия, профсоюзы, общественные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббизмом, подразделения. Таким образом для воздействия на власть лоббисты используют значительные материальные и организационные ресурсы.
Лоббизм часто относят к одноцелевым группам интереса, однако лоббизм может быть и постоянным. Существует также иностранное лоббирование – влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин. Так в США велико значение национального лобби – еврейского, арабского.
Плюсы лоббизма
- Лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизируется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику.
- Лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинства.
- Он позволяет расширить информационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на определенные «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы власти потоком информации по тому или иному вопросу. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.
- Лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер. Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов – на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в рамки нормальной политической жизни.
- Лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих хозяев, как это ни странно, способствуют сохранению равновесия различных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений.
Минусы лоббизма
- Выступает иногда проводником неправильного воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о его преступных видах.
- Лоббизм может использоваться как инструмент для обогащения отдельных слоёв, элит.
Лоббизм может быть употреблено либо на благо всего общества, либо в узкогрупповых интересах. В связи с этим он нуждается в юр. регламентации и опр. социально-эк. и пол. условиях. Для того чтобы он приносил пользу всему обществу, необходимы: реальное действие демократических институтов, экономическая и политическая стабильность, свобода СМИ, развитое гражданское общество. Безусловно, лучше создавать легальные формы лоббирования с тем, чтобы их можно было контролировать. Но абсолютного контроля над данным явлением установить невозможно. Лоббизм многогранен, воплощается зачастую в уникальных формах. Так в США в 1946 г. был принят специальный закон о регулировании лоббизма, в котором установлено требование о необходимости регистрации всех профессиональных лоббистов. Практика реализации данного закона свидетельствует, сколько трудностей встречается на пути правового упорядочения лоббистской деятельности.
Российский лоббизм обладает спецификой (отсутствуют условия его благотворного действия). Считается, что лоббизм чаще всего осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что Парламент еще слабо решает жизненно важные проблемы. Поэтому здесь важную роль играют нормативные акты Президента и Правительства.