Функции политической системы.

В самом общем виде назначением политической системы, как элемента сложноорганизованной системы – общества, является упорядочение и обеспечение планомерного социального развития.

Социальное назначение ПСО проявляется в ее функциях:

1) Определение целей, задач и путей общественного развития. Для этого ПСО должна осуществлять функцию реагирования – адекватно внимать информации в виде требований и поддержки, поступающей извне, анализировать эту информацию и в соответствие с ней проводить эффективную и результативную политику.

2) Организация деятельности индивидов и социальных групп на достижение определенных целей, выполнение каких-либо задач.

3) Нормотворчество. С помощью политических и правовых норм, создаваемых политической системой, регулируется деятельность всех институтов, входящих в политическую систему и не входящих в нее, регламентируется поведение граждан. Обязательность соблюдения этих норм обеспечивается исполнительной и судебной властью.

4) Распределение материальных и духовных ценностей в соответствие с интересами и положением различных социальных групп, государственных организаций и учреждений. Таким образом, осуществляя важнейшую функцию распределения ресурсов (по Истону), ПСО и сама черпает ресурсы из внешней среды с целью собственного сохранения (по Алмонду).

5) Гармонизация, согласование интересов государственных образований, социальных общностей и индивидов.

6) Политическая социализация личности – также функция, направленная на сохранение и адаптацию системы в условиях изменяющейся реальности.

7) Духовно-идеологическая деятельность, направленная на формирование политического сознания граждан или манипулирование ими.

8) Обеспечение безопасности граждан, общества и государства.


23. Политические партии и их роль в политической жизни.

Существует несколько подходов к определению понятия «п.п.»:

- нормативный, основан на законодательном закреплении понятия политической партии как общ-й орг-й, созданной в целях участия граждан в пол. жизни об-ва посредством форм-я и выр-я их пол. воли, уч-я в пол. акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления их интересов в орг. гос. вл. и м/с (ФЗ «О п.п.», 2001 г.).

- психологический подход, который делает акцент на том, что п.п. – это добровольное объединение в людей (в то время как, например, правовое состояние принадлежности к гражданству к.-л. страны не зависит от воли человека),

- политологический, рассматривающий партию как добровольный союз единомышленников, связанных идеологической общностью, стремящихся к овладению пол. властью либо к участию в государственном управлении.

Пол. партия обладает рядом признаков, существенных с точки зрения их места и роли в ПСО:

- вслед за Лениным (партия – авангард пролетариата и авангард революции): п.п. – передовая часть класса, высшая форма организации класса,

- партия ведет идейную и политическую борьбу за гос. власть,

- членство в партии добровольное,

- партия обладает уставом и программой (что отличает ее, скажем, от политического общественного движения, обладающего уставом),

- материальная база партии формируется за счет членских взносов.

Структура п.п. включает в себя лидера партии, партийный аппарат, рядовых членов партии, которые могут принимать активное или пассивное участие в партийных делах.

Партии возникают на определенном этапе общественно-пол. развития. Появление партий обусловлено тем, что:

- организационное развитие отдельных социальных групп достигло такого уровня, когда у членов группы возникло желание устроить всю общественную жизнь в соответствие со своими интересами,

- у социальной группы возникла потребность в организации политического толка, выражающей ее интересы,

- появляются условия для распространения всеобщего избирательного права.

Возникновение партий является свидетельством институционализации пол. сферы жизни общества. Наличие таких институтов как партии помогает избежать социальных потрясений при изменении баланса социально-политических сил, что невозможно при стихийных формах общественно-политической активности.

Роль партий в политической жизни выражается в системе функций политической партии:

- артикуляция и агрегация интересов различных социальных групп,

- формулирование политических целей,

- политическое представительство, участие в деятельности высших органов гос. власти.

- рекрутирование политической элиты,

- выдвижение политических лидеров,

- политическая социализация личности,

- легитимация власти,

- защита ПиС граждан, сдерживание превращения гос. власти в деспотию.

В целом политические партии выполняют интегрирующую функцию в отношении различных институтов ПСО, различных ветвей власти, местных и центральных гос. органов власти.


24. Типы партий и партийных систем. Особенности партийной системы в современной России.

Классификация партий возможна по различным основаниям.

1) По идейным основаниям деятельности: доктринальные (неприкосновенность идеологии – превыше всего); прагматические (самое главное – эффективная деятельность); харизматические (все объединяются вокруг лидера).

2) Партия – объединение единомышленников. Единомыслие может быть результатом принадлежности членов партии к одному социальному слою (аграрные партии), к одному этносу (баскские партии), к одной демографической группе (женские партии), и т.д.

3) По организационной структуре выделяют: парламентские партии (территориальные комитеты – первичные ячейки партии), лейбористские (допускается коллективное членство трудовых коллективов), авангардные (построенные по принципу демократического централизма).

4) По отношению к правящему режиму: правящие и оппозиционные; легальные и нелегальные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; партии, правящие монопольно или в составе коалиции.

5) По вопросам членства в партии: кадровые (характеризуются тем, что центр – политический комитет – формирует состав партии из профессиональных политиков и элитарных кругов), массовые (уставное членство), строго централизованные (к ним относятся ком. и фашистские партии, в которых идеологический фактор является решающим во всем, в т.ч. и в вопросах членства).

Партийная система – совокупность партий, принимающих участие в формировании и осуществлении политической власти в данном государстве. Здесь также существует множество оснований классификации:

1) по числу партий партийные системы бывают однопартийными или неконкурентными (СССР), двухпартийные (США, Британия), многопартийные (Россия, Германия). Важно отметить, что современной тенденцией в странах с многопартийной системой является уменьшение количества партий, укрепление нескольких партий, поддерживаемых большинством населения (напр., во Франции в избират. компаниях участвуют более 20 партий, а реально в гос. управлении участвуют 1-2).

2) Партийные системы могут также классифицироваться в зависимости от «идеологической дистанции» между партиями: моноидеологическая (однопартийная) система, система с партией-гегемоном, система с доминирующей партией, двухпартийная, система ограниченного плюрализма, система радикального плюрализма, идейно разрозненная партийная система.

После ликвидации однопартийной, моноидеологической системы в России (1990 – поправка в К.РСФСР, 1991 – Закон об общ-х объединениях), в России возникло более сотни партий. Это явление в литературе иногда называют диким политическим плюрализмом, когда идейная разрозненность партийной системы достигает крайности. К концу 90-х было зарегестрировано 90 партий, сейчас – меньше 50. Существует множество мелких политических формирований, фактически не имеющих политического влияния и поддержки. Есть также организации, не зарегистрированные в качестве партий вследствие несоблюдения требований закона. Считается, что Российская партийная система следует мировой тенденции укрупнения нескольких партий отмирания остальных. 2-3 партии, реально выражающие интересы населения, в постоянной борьбе сдерживают друг друга от узурпации власти, вырождения многопартийности в фикцию. Об особенностях партийной системы России можно судить по составу Госдумы 4 созыва, где около 70% депутатов образуют центристскую фракцию «Единая Россия», далее – 10% - крупнейшая партия КПРФ, далее – ЛДПР, Родина. Таким образом видим, что в Думу прошли партии центристского и левоцентристского толка. Правые силы находятся в непонятном состоянии.

Наши рекомендации