Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.

в унитарном государстве все административные единицы представляют собой части единого целого, а государственные органы – части единой политической системе, функционирующей на основе единой конституции и в рамках однородного правого поля. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

а) оно предполагает существование единых высших исполнительных, представительных и судебных органов;

б) на его территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

в) составные части такого государства суверенитетом не обладают;

г) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

д) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Среди унитарных государств выделяют с точки зрения концентрации властных полномочий на высших этажах государства централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Испания);

федеративное государство представляет собой свободное объединение отдельных государств (регионов, областей, земель), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центром. По мнению канадского политолога Р. Уаттса, в “настоящее время около 2 миллиардов человек проживает в 23 федерациях, которые, в свою очередь, охватывают 480 членов федераций или федеральных земель, каждое из которых может сравниться со 180-ю политически суверенными государствами”. По сути дела каждая федерация представляет собой форму сочетания двух государственных суверенитетов. С точки зрения внутреннего строения федерации отличаются:

- наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;

- конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий центра и субъектов федерации;

- обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне;

- верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации;

- наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;

- наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы, входящие в совместное ведение сторон.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной степени определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальные федерации характеризуются значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации, в то время как национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между ними состоит в различной степени суверенности их субъектов;

конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внутренний и внешний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. В конфедерации нет единого гражданства. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц.

К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:

кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);

договорные союзы, представляющие собой политическое устройство, при котором большое государство управляет меньшим, не имеющим практически никакого обратного воздействия на него (Бутан и Индия).

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

Монархии (от греч. monarchia – единовластие) представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Они бывают абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар), так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм власти действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных органов власти. Конституционные монархии, в свою очередь, делятся на:

а) дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко);

б) парламентские, где “первые лица” в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности существенно влиять на политические решения (Великобритания, Испания, Швеция).

Республики (от лат. res publica – общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. В свою очередь, республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти. Так, в парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответственность за свою деятельность. Глава правительственного кабинета является первым лицом в государстве. При президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, обладает важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Парламент в таких странах лишен возможности отправлять правительство в отставку, но и президент не может распускать парламент, в основном обладая лишь отлагательным вето на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством членов парламента при повторном голосовании.

Наряду с этими устоявшимися моделями организации государственной власти в мире сложились и такие формы, которые не могут быть отнесены однозначно к тому или иному типу правления. Среди подобных смешанных форм можно отметить суперпрезидентскую (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская или полупрезиденстская республика (Ирландия, Португалия, Франция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к том, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента.

Наши рекомендации