Формы государственного устройства. Форма государственного устройства – это элемент формы государства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.1. Унитарное государство – простое единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства централизованными и децентрализованными – Испания, Франция

2. Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов .Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

3. Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго: она либо распадается (например, Сенегамбия – объединение Сенегала и Гамбии в 1982–1989 гг.), либо преобразуется в федеративные государства (например, Сейчас появилась новая форма ассоциированного государственного объединения –

Содружество государств. Примером является СНГ – Содружество Независимых Государств. Кроме названных форм государственного устройства, история знала и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр.

Империи – это государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией.

22. государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств
и способов управленческого воздействия. .
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе.
Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовыхактов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий,
организаций и движений.
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы. Авторитарный режим отличается тем, что:
I– народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;
вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;
I – устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и проф-СОЮЗОВ);
I – решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;
личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться обще-демократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается пол-ный приоритет интересов государства над гражданином.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;
правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии неза" висимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;
– крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;
– бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;
– милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.

23. Власть — это возможность и способности осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жесткой, даже террористической форме

. Методологические подходы к изучению власти:1) психологический – характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность, заставляющая других людей повиноваться.

2) социологический – власть выступает как социальное отношение, проявляющееся в возможности одних людей проводить свою волю, добиваться своих целей вопреки желанию других, навязывать этой другой стороне определённую линию поведения. Субъект (актор) власти – это властное повеление – приказ, распоряжение. Объект власти – это то, на что воздействует субъект (явление, предмет, учреждение, население и т.д.). Объект должен повиноваться, исполнять приказы, распоряжения.

Власть бывает двух видов:

1) формальная власть– это власть должности. Власть должности обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться;

2) реальная власть– это власть как должности, так и влияния и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей,

регламентировались. Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой. политическая власть, и государственная власть общественно необходимы, общественно значимы, обе суть публичная власть. Однако понятия — не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций. Да и государственная власть проявляется не только как политическая, но и административно-распорядительная, судебная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

24. Государственная власть в институциональном выражении — это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.

Государственная власть в процессуальном выражении — это целенаправленная управленческая деятельность (управляющее воздействие) всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.

социальная власть, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть». Но если вместе взять все представления о государственной власти, то можно сказать, что государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной территории);

2) Носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела);

3) Опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) Осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками);

5) Устанавливает систему налогов;

6) Организует население по территориальному признаку;

7) Характеризуется легитимностью и легальностью.

Государственная власть в целом обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств

. Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на издание общеобязательных велений;

2. Монополия на применения государственного принуждения

25 Государственная власть публична.. что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

Особо остановимся на таком свойстве государственной власти как суверенитет.

Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:

в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны

в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей

в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти

в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения .

Верховенство государственной власти означает:

- ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

- монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

- прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела..

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

. 26Легализация - подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.

Государственная власть - это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы.. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти. егодня одной из наиболее распространённых форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.

Легитимация - доказательство прав гражданина на получение платежа, совершение каких-либо действий и т.п.

Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка.

Легитимность является базовым элементом существования и функционирования государственной власти, а также закрепления её в обществе. Все в жизни общества имеет начал Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть "выражает дух народа", соответствует обычаям и традициям принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения.

27. Принцип разделения властей – это идея построения и осуществления единой гос-ной власти на основе четкого разграничения между ее различными «ветвями» – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одной ветви власти. Разграничение предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из 3 властей выполняет свойственные ей задачи и функции. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. Сдержеки и противовесы форма реализации принципа разделения властей присущая правовому гос-ному устройству. Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям, уполномочивает представительные органы осуществлять гос-ную власть. Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на препятствоватние возможным злоупотреблениям. Правовое гос-во невозможно без разделения властей, - способ его организации и функционирования гос-ва и законности, основа для эффективного разделения властей, результат, степени развитости права, Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов. Исполнительная власть -административная власть вторичный характер. Признаки– 1. исп-ная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории гос-ва. опирается на людские, материальные, финансовые ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. Механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство – правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор). Исполнительная вл асть – это вторичная подзаконная ветвь гос-ной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, направленная на обеспечение исполнения законов и других актов зак-ной власти. Реализуется гос-вом через правительство (президента) и его органы на местах. Судебная власть. Органы, отправляющие правосудие – третья ветвь гос-ной власти, особую роль и в механизме гос-ной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль арбитр в спорах о праве, отправляет правосудие. В этом гарантии независимости суда, прав и свобод граждан и гос-ности в целом. Реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, выступает арбитром в процессе зак-ва. Выступает в качестве сдержки и противовеса по отношению к двум другим ветвям власти.

28.Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения.Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

29.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. признаки органа государства:1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными

орган государства характеризуется следующими признаками:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);

6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;

в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);

г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;

д) действует от имени государства;

е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;

ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.

Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.

В-третьих, между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.

30 Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями..

Органами. государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Формы государственного устройства. Форма государственного устройства – это элемент формы государства - student2.ru

31 Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

.Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая система, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает качественно новое свойство, не присущее ее отдельным частям.

Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

– политическая организация общества, включающая в себя государство;

– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции политической системы:

1) обеспечение власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (управляющая политическая система включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (включает организаторскую работу, людские, материальные и духовные ресурсы для решения многих поставленных целей и задач);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (селекция, четкое определение и выражение на политическом уровне данных интересов);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида;

8) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).

32. Государство является не только ре-зультатом развития общества, но и фактором формирования политической системы общества. ПСО – упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти. Элементы ПСО: - субъекты политики – государство, политические партии, политические движения,общественные объединения. - политические нормы и принципы; - политические отношения; - политическая идеология, сознание, культура; - связи между названными элементами.

Особое место в ПСО принадлежит государству, т.к. оно является главным средством достижения целей, стоящих перед обществом, контролирует в себе многообразие политических интересов, придает устойчивость политической системе путем упорядочения ее деятельности.

Признаки государства, отличающие его от общественных объединений: - в каждой ПСО может существовать только одно государство, а в общественных объединениях – много; - государство – организация всего населения, общественное объединение части населения; - государство единственная полновластная организация в масштабе всей страны; - государство располагает специальным аппаратом управления; -государство располагает специальными учреждениями принудительного характера, монопольным правом издавать юридические нормы; -государство – это официальное лицо внутри страны и на международной арене – суверенная организация.

» Государство решает общие проблемы страны.

» Оно является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны.

» Оно определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого человека.

» Является официальным представителем общих интересов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

Наши рекомендации