Политические конфликты и их типологии .

1) В принципе политический конфликт представляет собой один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.Один из основоположников современной конфликтологии Л. Козер определял политический конфликт как “борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага; борьба, в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника”.

2)Структура:

источник (предмет) конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора;

повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом;

стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики;

восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон;

средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг с другом;

Характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.

Чаще всего выделяют три основные причины возникновения политических конфликтов: а) несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций; б) противоположность интересов и потребностей во власти: в) недостаток ресурсов. Еще одним важнейшим источником конфликтов являются расхождения людей (их групп и объединений) относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также другие субъективно значимые представления о политических явлениях.

Современные конфликтологи отказались от поиска какой-либо единой типологизации политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты следующим образом:

- c точки зрения зон и областей их проявления выделяют внешнеполитические и внутриполитические конфликты;

- по степени и характеру нормативной регуляции конфликты разделяются на институциализированные и неинституциализированные, характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;

- по качественным характеристикам конфликтов выделяются:

- “глубоко” и “неглубоко” укорененные в сознании людей споры и противоречия;

конфликты “с нулевой суммой”, когда позиции сторон противоположны и потому победа одной из них оборачивается поражением другой;

конфликты “с ненулевой суммой, в которых существует хотя бы один способ нахождения согласия”;

конфликты “с отрицательной суммой”, в которых все участники оказываются в проигрыше;

антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов;

- по степени интенсивности принято выделять эскалированные и конфликты низкой интенсивности;

- с точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить об открытых и закрытых конфликтах;

- по временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон разделяются долговременные и кратковременные конфликты;

- в соответствии со строением и организацией власти выделяют:

конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти (это конфликты между центральными и местными элитами, органами федеральной власти и местного самоуправления);

конфликты горизонтальные (то есть между субъектами и носителями власти: внутри правящей элиты, между не правящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ. Действия сторон в конфликтной ситуации могут быть самыми разными. При всем разнообразии их можно объединить в несколько общих стратегий:

- стратегия соперничества – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;

- кооперативная стратегия – поиск решения, удовлетворяющего обе стороны;

- уступающая стратегия – понижение своих требований, что делает исход конфликта не таким благоприятным;

- избегающая стратегия – уход из ситуации конфликта;

- стратегия бездействия – пребывание в ситуации конфликта без каких-либо действий по его разрешению.

В качестве наиболее значимых стратегий, в рамках которых формируются собственные технологии по сознательному воздействию на конфликт, можно выделить следующие характеризующие их цели:

инициация конфликта, имея в виду перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остро конкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это сможет сделать противник;

рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон с целью использовать ее в собственных интересах;

предупреждение конфликта, нацеленное на недопущение перехода противречий в открытую фазу противоборства и нарастания политической напряженности;

урегулирование конфликта, ориентированное на полное или частичное снятие остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать наиболее негативных последствий для себя, государства, общества в целом;

разрешение конфликта, предусматривающее либо устранение причин конфликта, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, исключило опасность рецидива разногласий, сняло вероятность нового обострения уже урегулированных отношений;

вытеснение конфликта, предполагающее перенесение ответственности за различные способы завершения конфликта на иной уровень политической системы (например, с федерального на региональный или наоборот).

Если суммировать основные способы устранения конфликтных противоречий, то получится примерно следующие варианты:

- устранение объекта конфликта;

- раздел объекта конфликта между соперниками;

- установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта спора;

- компенсация одной из сторон за передачу объекта спора другой стороне;

- разведение сторон, находящихся в конфликте;

- перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса и т.д.

Если конфликт может быть разрешен путем соглашения, то оно может быть троякого вида:

соглашение в сил совпадающих мнений сторон;

соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней стороны;

соглашение, навязанное более сильной стороной.

39СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

I. Пространство жизни человечества, на котором сталкиваются и взаимодействую, противоборствуют и сотрудничают на разных уровнях (глобальном, региональном, местном, многостороннем, двустороннем) государства, реализуя свои национальные интересы, принято называть международными отношениями.

Термин “международные отношения” является русскоязычным эквивалентом английского словосочетания “international relations”, которое было введено в научный оборот Дж. Бентамом (Великобритания) в конце XVIII- начале XIX веков. В “Политической энциклопедии” (1999) эта сфера политики характеризуется следующим образом: “Международные отношения – специфическая область общественных отношений; совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и других связей и взаимоотношений между основными субъектами мирового сообщества; поведение государств на международной арене”.

II. Основными субъектами международных отношений являются государства. В ходе исторического процесса постепенно создавались и развивались такие механизмы взаимодействия государств, как союзничество и конфронтация, протекторат (покровительство) и партнерство, сотрудничество и соперничество. В последние десятилетия все более важными субъектами МО становятся международные организации,которые делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Наиболее известная из них – ООН.

III. С 1648 года международные отношения предстают как всемирная система. Структуру СМО можно охарактеризовать как особый, закономерно возникающий в процессе ее функционирования и развития способ связи между входящими в нее государствами и другими акторами. В политологической литературе обычно выделяют два типа структуры международных систем – мультиполярную и биполярную. Теоретических моделей СМО гораздо больше. Основным законом функционирования международных систем выступает закон поддержания динамического равновесия. Наиболее распространенной формой его проявления всегда был баланс сил. Свойства СМО можно выводить из ее формулы:

акторы (все субъекты МО, начиная от человека и заканчивая субъектами “вне суверенитета”) -à структура (вся совокупность связей, возникающая в системе между ее элементами-акторами) -à процессы(все виды и формы конфликтов, сотрудничества) à порядок(международная мораль, международное право, международный порядок, упорядочивающие функционирования системы).

IV. Развал СССР положил конец биполярной системе международных отношений, установившейся после второй мировой войны. Пока что трудно говорить о каких-либо окончательных контурах новой СМО. В России и многих других государствах популярна идея многополюсного мира. Однако сейчас всем ясно, что в мире осталась одна лишь сверхдержава – США, которая лидирует по многим показателям мощи и влияния. Однако и они не всесильны в современном мире. Концепция структурных иерархий С. Хоффмана. Три варианта развития международной системы в ближайшей перспективе: а) воссоздание новой биполярности, в которой место СССР займет Китай; б) США возьмут на себя роль гегемона в униполярном мире; в) возникнет многополярная система, в которой группа современных демократических держав будут нести ответственность за мир и сотрудничество на земном шаре.

Наши рекомендации