Новые тенденции в развитии лидерства в Мире.
Пол.лидерство- это постоянное приоритетное влияние со стороны определённого лица на всё общество, пол.организацию или большую соц.группу.
К новым тенденциям в развитии лидерства, одного из самых древних и универсальных институтов человечества и существующего везде, где есть власть и организация, можно отнести:
-рассмотрение пол.лидерства внутр.политики в возглавляемых ими странах как составной части общемирного, глобального процесса.
-возрастание на национальном и глобальном уровнях роли и влияния неформальных лидеров.
-усиление концентрации активности лидеров на решение экономических и социальных проблем. Развитие этой тенденции выражается в росте благосостоянии нации, связанного с активностью того или иного пол.лидера, что требует значительного увеличение временных рамок по пол.активности.
-уменьшение вероятности проявления пол.лидеров-героев и лидеров-антигероев.
-сокращение границ власти пол.лидерства за счёт совершенствования системы разделения властей и расширение границ гражданского общества.
-рост значения подготовки лидеров и качество используемых с этой целью систем (либерально-демократических, авторитарных и теократических).
16Политический режим: сущность, разновидности.
1)Политический режим. Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим. В науке конкурируют в основном два подхода в его трактовке: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. Как показал исторический опыт, более адекватным способом отражения политического режима оказался социологический подход, ибо он позволяет рассматривать в качестве агентов власти не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие официальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений.
Политический режим - совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Как подчеркивают О’Доннел и Шмиттер, режим – это совокупность явных или скрытых структур, “которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, используемые ими ресурсы и стратегии”.
Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной и той же системы власти может осуществлять в форме нескольких политических режимов. Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной государственный курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутренней и внешней сферах своего бытования. Наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Именно такая политика способствует минимизации конфликтов, помогает более конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями. В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется такой тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использование демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Политический режим – это способ функционирования политической системы общества, определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их действительности. Политический режим выступает в современной политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы. Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX-XX вв. 2)Признаки политического режима:
a) cтепень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
b) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами и поведением государства;
c) гарантированность прав и свобод личности;
d) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
e) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность деятельности государственного аппарата;
f) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
g) тип политического поведения;
h) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
i) доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;
j) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
k) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
l) мера политического плюрализма;
m) существование реальных механизмов привлечения к политической и правовой ответственности должностных лиц, включая самых высших.
3)В современной политологии различают три их основных типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический режим – наиболее современная форма политического и экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Дословное понятие «демократия» означает власть народа. Демократия – явление историческое. Её первые формы уходят корнями в глубокую древность. Как современный политический режим, демократия окончательно оформилась в XX веке.
Авторитарный режим – антидемократическая система власти, режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравственные нормы общества. Авторитаризм непримирим к политической оппозиции, к участию граждан в управлении государством, допускает нормированный плюрализм или исключает его вовсе из политической жизни. Разделение властей игнорируется или, если допускается, то лишь формально. Права и свободы граждан ограничиваются. Авторитаризм тоже имеет глубокие исторические корни и отмечен многообразием исторических форм.
Тоталитарный режим – это система политической власти, характеризуемая прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничение политических свобод граждан. В идеологии и практике тоталитаризма особую роль играет фигура вождя, которого противоестественно наделяют совокупностью только положительных качеств, в том числе и харизматическими способностями. По существу тоталитаризм – это такая форма репрессивно-террористической диктатуры, при которой гражданское общество поглощается государством, государство – партией, партия – административной элитой, а элита полностью контролируется вождём.
4)Понятие политической стабильности. И все же независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность власти в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков. В политическом мире существуют стабильные, среднестабильные и крайне нестабильные режимы.
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надежности управления. Критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и т.д. К факторам стабильности можно отнести: наличие поддерживаемого властями конституционного порядка и легитимность режима; эффективное осуществление власти; гибкое использование силовых средств принуждения; соблюдение общественных традиций; проведение продуманной и эффективной правительственной стратегии; устойчивое поддержание и отношений власти с оппозицией и уровня терпимости населения к нестандартным идеям; выполнение правительством своих основных функций.
В противоположность стабильности нестабильность чаще всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе; невнимание к нуждам граждан со стороны государства; острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций; предложение обществу непривычных идей и форм организации повседневной жизни. Американский ученый Д. Сандрос пришел к выводу, что нестабильность прямо пропорциональна действию таких факторов, как рост урбанизации и перенаселения; индустриальное развитие, которое разрушает естественные социальные связи; ослабление механизмов социально-политического контроля; торговая и финансовая зависимость страны от внешних источников. В то же время она обратно пропорциональна уровню легитимности режима; развитости политических институтов; повышению социально-экономической мобильности, темпам экономического развития; совершенствованию сети политических коммуникаций; консенсусу внутри элиты и прочим аналогичным факторам
17…….
№ 17. Демократия в прошлом и настоящем: основные характеристики.
Демократию в большинстве случаев рассматривают как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность высших ценностей (свободу, равенство, справедливость и т.д.), которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К этой группе относятся трактовки демократии как системы народовластия. Наиболее емко и кратко суть такого понимания демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как “власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа”. К сторонникам такого подхода относятся и приверженцы Ж.-Ж. Руссо, понимавшего демократия - форма выражения всевластия суверенного народа. Марксисты делают упор на классовых интересах пролетариата, которые отражают потребности всех трудящихся и обусловливают построение “социалистической демократии”. Для либеральной мысли главным условием формирования социального здания демократии являются ценности, отражающие приоритет не коллектива (народа), а человека. Т. Гоббс, Дж. Локк, Т. Джефферсон и другие положили в основу интерпретации демократии идею индивида, обладающего внутренним миром, изначальным правом на свободу и защищенность своих прав.
Приверженцы другого подхода, в политологии именуемого рационально-процедурным считают, что демократия возможна лишь в условиях, когда распространение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий характер, что ни одна общественная группа не может подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию. Одним из первых такое понимание демократии закрепил М. Вебер: демократия представляет собой средство властвования, полностью обесценивающее все понятия “народного суверенитета”, общей “воли народа” и т.п. Поэтому демократия, согласно Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, “когда народ выбирает лидера, которому он доверяет”.
В современной политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в эпоху античности и средневековья.
- концепция представительной демократии полагает парламент центром всего политического процесса, основанием политической власти и единственным выражением всеобщего избирательного права.
- идея партиципаторной (англ. participation – участие) демократии, суть которой заключается в обязательном исполнении всеми гражданами тех или иных функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях политической системы.
- Йозеф Шумпетер выдвинул теорию демократического элитизма, согласно которой свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями, а демократия обеспечивает соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.
- значительный вклад в теорию демократии внесли сторонники демократического плюрализма, рассматриваемого как тип организации власти, формирующийся в условиях ее общественного распыления (диффузии). В этом случае демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений, для поддержания равновесия между которыми используются механизмы “сдержек” и “противовесов”.
- Аренд Лейпхарт (род. 1935), предложивший идею консоциативной (consociational), сообщественной демократии, которая предполагает систему правления, основанную не на принципе участия большинства, а на пропорциональном представительстве в осуществлении власти политических, религиозных и этнических групп. Лейпхарт выделил четыре механизма, реализующих эту задачу: создание коалиционных правительств; использование пропорционального представительства разных групп при назначении на ключевые посты; обеспечение максимальной автономии группам в решении своих внутренних вопросов; предоставление группам при выработке политических целей права вето, что предполагает использование при принятии окончательного решения не обычного, а квалифицированного большинства голосов;
- существенное распространение в последние годы получили теории рыночной демократии, представляющие организацию данной системы власти как аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен “товарами”: продавцы - носители власти меняют выгоды, статусы, привилегии на “поддержку” избирателей.
- появление электронных систем в структуре массовых коммуникаций вызвало к жизни идеи теледемократии (киберократии).
Демократия предполагает:
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважения прав меньшинства;
- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти на основе конституционализма;
- профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
- идейный плюрализм и конкуренцию мнений