Типология, режимы протекания политических процессов.
По значимости в обществе тех или иных форм политического регулирования социальных отношений, политические процессы можно разделить на базовые и периферийные.
Базовый политический процесс характеризует разнообразные способы подключения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требования населения в управленческое решение, типичные приёмы формирования политических элит и т.д.
В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственных управлениях. Периферийные же государственные процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления и на другие связи и отношения в политической системе.
Базовые и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления с ориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества. Они могут протекать явно или в скрытой форме. Каждый из политических процессов обладает собственным внутренним ритмом (цикличностью) например электоральный процесс, который формируется в связи с избирательными циклами.
Различают следующие режимы протекания политических процессов:
1) Режим функционирования.
2) Режим развития.
3) Режим упадка.
Режим функционирования – режим, при котором воспроизводятся сложившиеся взаимоотношения граждан и институтов власти.
Режим развития – структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения.
Режим упадков – политические изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы, когда происходит распад политической целостности.
Проблема стабильности и легитимности политического режима тесно связана с понятием политического порядка.
Политический порядок – организованность функциональность и устойчивость политических отношений.
Талкот Парсонс выделяет основные условия формирования поддержания и разрешения модели порядка. Любая человеческая система, в отличии от физических и биологических систем имеют
1) Символистские механизмы регулирования (язык, ценности)
2) Нормативы (зависимость поведения человека от общепринятых норм)
3) Некий потенциал иррационального, который выражается в определённой независимости от условий среды и в зависимости от субъективного видения конкретной ситуации.
Современная теория политического порядка тесно связана с теориями политического поведения.
Политические участие
Важным элементом в структуре политического процесса является субъект политики.
Главным субъектом в политики является человек политический «homo politicos» Степень участия граждан в политической жизни может быть разной, от полной пассивности до активного участия.
В реальной жизни большое количество граждан, особенно в капиталистическом мире не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного активного участия в политике. Поэтому определённые социальные группы здесь монополизируют власть в своих руках, а граждане привлекаются в политическую деятельность только в процессе выборов.
Политическое участие – действие, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управления государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.
Формы и виды политического участия
Разнообразие форм и разновидностей политического участия зависят от определённых свойств в субъектах (пол, возраст, род занятий, религиозной принадлежности, образования, политической ситуации, режим правления и т.д.).
В соответствии с этими условиями американские политологи Верба и Пай выделяют
1) Совершенно пассивные формы политического поведения граждан
2) Участие только в выборах
3) Участие только в решениях местных проблем
4) Активное участие в предвыборных компаниях
5) Участие как форма профессиональной деятельности политика
Другие политологи различают активные формы политического участия:
1) Руководство государственными и партийными учреждениями
2) Деятельность кандидатов в представительные органы власти
3) Организация в предвыборных компаниях
4) Т.д.
Они же выделяют промежуточные формы
1) Участие граждан в политических собраниях
2) Поддержка кандидатов денежными пожертвованиями
3) Наблюдательная форма (ношение на демонстрациях транспарантов)
Апатичные формы (неучастие граждан в политике)
Сами формы политического участия могут быть как прямыми, так и косвенными.
Оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы и референдумы.
Формы политического участия могут быть организованными и неорганизованными, Систематическими и периодическими.