Наличие эффективных форм контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

Осуществляется гос. контроль и надзор за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.

18. Гражданское общество: сущность и структура.

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека и свободу всех форм творческой деятельности личности, обеспечиваемых правовым государством.

Единство гражданского общества и правового гос-ва выражается прежде всего в совпадении многих целей и задач – все социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Правовое государство есть способ организации современного гражданского общества, его политическая сфера.

Гражданское общество – это система общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации экономических, личных и др. интересов и потребностей индивидов и их коллективов. Они выражаются и реализуются посредством таких структурных элементов гражданского общества, как семья, общественные формирования, партии, ассоциации и другие объединения, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления.

Развитое гражданское общество постепенно преобразует функцию гос-ва как «ночного сторожа». В его деятельности все больше места занимают такие общественные функции, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением.

Таким образом, ГО и правовое гос-во связаны между собой, они объективно предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. ГО развивается вместе с гос-вом. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Это означает, что правовое госу-во не противостоит ГО, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантии исключения социальных катаклизмов и насильственного поступательного развития общества.

ГО есть та социальная среда, где реализуются большинство прав и свобод граждан и их объединений.

19. Конституция как основной закон жизни общества. Конституция Республики Беларусь.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами.

Определение сущности конституции имеет значение для понимания назначения этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. В современном понимании сущность конституции заключается в компромиссе различных социальных и политических сил общества на базе признания общечеловеческих ценностей.

Основными принципами, на которых основывается Конституция РБ, являются:

1) принцип ответственности народа РБ за настоящее и будущее;

2) принцип приверженности общечеловеческим ценностям;

3) принцип неотъемлемости права на самоопределение.

Структура Конституции представляет собой систему группирования конституционных норм и последовательное их расположение. Структура Конституции РБ стандартна: 1) преамбула(заключает субъект(народ), цели принятия конституции(утверждение прав), принципы. 2)основная часть и заключительные переходные положения. Конституционные нормы включают 9 разделов и 8 глав, в них 146 статей

Новая Конституция РБ была принята 15 марта 1994 г. Ее особенности:

1) это первая К. Беларуси как суверенного государства: 2)человек признан высшей ценностью общества и государства; 3)нормы К. соответствуют общепризнанным нормам международного права; 4)личность и гос-во равны; 5)закреплен принцип разделения властей; 6) введен институт президентства.

17 октября 2004 года на референдуме из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока подряд.

В Беларуси были приняты пять конституций: Конституция 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994г.

20. Демократический режим. Проблемы становления демократии в Республике Беларусь.

Демократия- "народовластие" или, "правление народа, избранное народом и для народа".

Демократия- форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

Признаки демократического режима:

– население участвует в осуществлении гос.власти;

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов гос. власти;

– легитимность государственной власти;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

–действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– политический плюрализм, в том числе многопартийность;

– реальное осуществление принципа разделения властей

Традиционно существует в двух разновидностях: парламентский режим и президентский режим.

По Конституции 1994г Беларусь является суверенной, унитарной, демократической республикой. Независимость Беларусь получила после распада СССР в 1991г.

Современное гражданское общество начало формироваться в нашей стране еще в годы коммунистического господства и прошло несколько этапов в своем развитии: Первый этап 2 пол.60-х – 1991г. Для него характерно возникновение элементов относительно автономного общества от государства, а также первых неправительственных организаций, которые в годы либерализации, в эпоху перестройки и гласности смогли превратиться в достаточно мощное неформальное движение интеллигенции и молодежи. Второй этап начинается с достижения Беларусью независимости в 1991г и продолжается до государственного переворота 1996г. Наблюдались процессы укрепления независимого государства, быстро развивалась национальная культура и образование, шел количественный рост неправительственных организаций, устанавливались партнерские отношения между государством и негосударственным сектором а, с другой, власть сохранялась в руках старой коммунистической номенклатуры, которая торпедировала необходимые экономические и политические реформы. Третий (современный) этап начинается с 1996г, с утверждения режима личной власти Лукашенко в Республике Беларусь.

21. Понятие политической партии и ее функции.

Политическая партия(от лат. pars - часть) - это добровольно организованное политическое объединение граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных на завоевание и осуществление государственной власти.

Первой партией на Беларуси в начале XX в. стала Белорусская социалистическая громада.Она существовала с 1903 до 1918 года. Организаторы А. и И. Луцкевич, В. Ластовский.

Функции политических партий:

1. Посредническая функция - обеспечивают общение государства и гражданского общества. Именно партии, отражая интересы той или иной социальной группы людей доносят их до государства.

2. Функция представительства интересов - она вытекает из предыдущей, но не совпадает с ней. Партии выявляют, формулируют интересы граждан, затем заявляют о них публично.

3. Объединения граждан - партии сплачивают людей со сходными интересами, целями вокруг себя.

4. Электоральная - это деятельность партий по участию в выборах. Они выдвигают своих кандидатов, организуют избирательные компании, участвуют в подсчёте голосов.

5. Функция политического образования граждан. Партии распространяют политическую информацию, доносят до граждан свой взгляд на события. Для этого издаётся соответствующая литература, создаются печатные органы, образовательные центры. Партия занимается разработкой своей идеологии, программы, лозунгов.

6. Функция осуществления власти. Добившись власти, партия формирует государственный аппарат, руководит обществом. Данную функцию может осуществлять только партия, находящаяся у власти.

22. Типология политических партий.

Мир партий чрезвычайно многолик. Политологи классифицируют партии по.

По отношению к власти :

А)правящие и Б) оппозиционные 1) легальные - официально разрешены, зарегистрированы и действуют в рамках закона,2)полулегальные -не зарегистрированы, но и не запрещены, 3) нелегальные- запрещены государством и действуют в подполье.

По направленности действий:

1)Революционные -выступают за решительные и глубокие изменения в обществе, смену существующей власти,

2)реформистские-не отвергая необходимости перемен в обществе, предлагают делать это осторожно, не взрывая всей социальной системы, 3)консервативные-предпочитают стабильность общества любым переменам, выступают за сохранение существующего порядка, 4) реакционные-являются сторонниками старых, ушедших в прошлое порядков.

По идеологическому признаку :

1)либеральные, 2)коммунистические, 3)социалистические, 4)националистические, 5)фашистские, 6)исламистские

Можно разделить на партии мировоззренческие и партии интересов.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые. Левые - партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов, передачу средств производства в общественную собственность, твёрдые социальные гарантии.

Правые- отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему. Промежуточное место занимают партии центра.

По характеру членства

1) кадровые - немногочисленные и опираются, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Напр., демократическая и республиканская партии США. 2)массовые – ориентируются на членские взносы, имеют ярко выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и работой в массах.

Наши рекомендации